ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выступление на МО учителей физики, информатики и астрономии

Особенности изучения предмета «Информатика» в 10-11 классах согласно требованиям ФГОС СОО

Докладчик:

2019

Преподавание предмета в 2019 - 2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.

  4. Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2016 N 41705).

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644, ред. от 31.12.2015).

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067).

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 N 31823).

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1529; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года № 38; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 г. № 1677).

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от


29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528).

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40154).

  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

  4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся», зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 г., N 19644).


«Информатика» - один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».


Преподавание «Информатики» на уровне среднего общего образования

Особенности преподавания предмета «Информатика» в классах углубленного и профильного уровней
Основной принцип преподавания предмета «Информатика» на углубленном уровне заключается в соблюдении соответствия требованиям ФГОС СОО.

В разделе II.9 ФГОС СОО сказано: «Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей, обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету».

За последние годы количество выбравших «Информатику» в качестве предмета для сдачи ЕГЭ в 11 классе значительно увеличилось. Это продиктовано условиями приема ВУЗов, зачисляющих студентов по итогам сдачи ЕГЭ по «Информатике», а также с желанием обучающихся связать дальнейшую свою деятельность с IT-ориентированными специальностями.

С введением в старшей школе профильного обучения (БУП 2004 г.) предмет «Информатика» может изучаться на одном из двух уровнях - базовом или профильном.

Преподавание предмета «Информатика» на профильном уровне осуществляется в 10-11 классах физико-математического и информационно-технологического профилей. Преподается предмет из расчета 4 часа в неделю, всего - 280 часов за два года обучения. Изучение предмета на профильном уровне может быть расширено за счет часов, отводимых на реализацию школьного компонента (элективные курсы). В качестве элективных могут реализоваться курсы, которые поддерживают и углубляют содержательные линии предмета:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Анализ результатов сдачи ЕГЭ за последние 3 года показывает, что сложность вызывают задания, содержащие анализ предложенных данных и включающие программирование, а также задания углубленного уровня по темам «Системы счисления», «Математическая логика», «Комбинаторика». Рекомендуется особое внимание уделять преподаванию этих тем.


Положительный опыт педагогов, работающих в старшей школе и преподающих «Информатику» на профильном уровне, показывает, что большинство из них используют авторские наработки К.Ю. Полякова, д.т.н., учителя высшей категории, победителя Всероссийского конкурса для педагогов по включению ресурсов Единой коллекции ЦОР в образовательный процесс, лауреата профессиональной премии «Лучший учитель Санкт-Петербурга», представленные на сайтеhttp://kpolyakov.spb.ru/index.htm, а также учебник Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углубленный уровень Издательства БИНОМ. Лаборатория знаний.

Преподавание предмета «Информатика» на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах социально-экономического, индустриально-технологического профилей и универсального профиля из расчета 1 час в неделю, всего - 70 ч. за два года обучения.
Особенности организации и содержания внеурочной деятельности по «Информатике»
Внеурочная деятельность по предмету «Информатика» - это не только расширение и приобретение новых практических знаний и умений работы на компьютере, но и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством формирования логического и алгоритмического мышления. С точки зрения обучения предмету «Информатике» содержание внеурочной деятельности в рамках данной предметной области должно совпадать с его основными содержательными линиями. Кроме того, во внеурочной деятельности идет усиление межпредметного, прикладного характера. Так, изучая тему «Сайтостроение», обучающиеся в качестве результата могут разработать образовательный сайт, например, по любимому предмету. А занимающиеся программированием могут создать, например, тренажеры устного счета для младших школьников.