Файл: Задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель практики по получению первичных профессиональных умений и навыков заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основах работы психолога с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков.
Задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков:
1. Получение информации о различных по содержанию видах деятельности психолога (просветительской, научно-исследовательской, диагностической, консультативной, коррекционной и др.) в зависимости от заказа, ситуации, проблемы.
2. Знакомство со стилем деятельности конкретного практического психолога.
3. Знакомство с основными психологическими проблемами в конкретной сфере практической психологии.
4. Приобщение студентов к непосредственной практической деятельности.
5. Формирование профессиональных качеств будущего психолога, развитие способностей анализировать и выделять актуальные проблемы; устанавливать контакты с психологами, администрацией и клиентами, вести документацию.
6. Знакомство с основной психологической документацией базы практики.
7. Установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении базовых психологических курсов и практической деятельности.
8. Формирование адекватного представления о будущей профессиональной деятельности.
9. Знакомство с этическими принципами деятельности психолога в конкретных ситуациях оказания психологической помощи человеку.
10. Формирование у студентов представлений о научно-психологических исследованиях и применение результатов исследований на практике.
Объект – деятельность практического психолога в образовательной организации.
Предмет – применение основных методов практической психологии в образовательной организации.
Я проходила практику на кафедре психологии АНОВО «Московский международный университет» с 27.06.2022 по 10.07.2022 г.

1.Краткая характеристика

АНОВО «Московский международный университет» Московский международный университет — это пространство, где фундаментальные дисциплины сочетаются с современными практическими подходами, благодаря чему создаётся совершенно особая интеллектуальная и творческая среда.

Московский международный университет — первый независимый университет в новейшей истории России, создание которого в 1991 году стало вызовом времени.
Решение о создании вуза было принято в августе 1991 года. Президент СССР М. С. Горбачёв и Президент США Дж. Буш (старший) договорились о совместном образовательном проекте — советско-американском университете.
1991-1992 Идея создания вуза была высказана на встрече Президента СССР и Президента США. Получена государственная аккредитация по программам бакалавриата.
1992-1993 Получена государственная аккредитация по магистерским программам.
1993 Университет получил статус Экспертной организации при ООН.
1995 Создан Лицей ММУ. За время его существования более 700 выпускников стали студентами ведущих вузов Москвы.
1996 Наши программы ВВА и МВА первыми в России получили международную аккредитацию Европейского совета по бизнес-образованию.
2002
При поддержке мэрии Москвы был открыт единственный в России факультет «Управление крупными городами».
2012 Открыта новая программа для топ-менеджеров и собственников бизнеса «Doctor of Business Administration, DBA».

2016 Внедрена онлайн-платформа и система дистанционного образования. В состав консорциума школ ММУ вошла Московская школа нового кино.
2018 Создан Институт свободных искусств и наук ММУ. Обновлены программы обучения всех направлений, заработала программа двух дипломов ММУ и МШНК. ММУ совместно с социальной сетью Вконтакте запустил «Исследование поколения Z».

2. Психолог как специалист в системе образования
Психолог – это специалист, который реализует практическую психологию в конкретной образовательной организации. В настоящее время данный специалист должен иметь высшее образование по психологическому или психолого-педагогическому направлению подготовки.
Кроме указанного высшего образования, психолог должен иметь хорошо развитые профессионально-важные качества (ПВК), которые представляют собой индивидуально-личностные особенности субъекта и определяют эффективность реализации профессиональной деятельности. К ПВК педагога-психолога относят: общительность; вежливость; доброжелательность; рассудительность; толерантность; целенаправленность; сдержанность; креативность; организованность; аккуратность; последовательность; самостоятельность; нравственность; порядочность; мобильность; тактичность; эмоциональную уравновешенность, ответственность, критичность и др. Кроме этого, еще способность осознавать границы своей профессиональной компетенции и предвидеть последствия от своих профессиональных действий или действий другого человека.


Доминирующие качества личности психолога: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная лабильность (гибкость), практичность (рациональность), коммуникабельность.
Не совместимые с профессией психолога следующие характеристики личности: невротичность личности, агрессивность, низкая сила «эго», комплексы неполноценности, чувство превосходства, лживость и др.
Можно выделить требования к внешним характеристикам психолога:
- внешний вид: привлекательность, опрятность, аккуратность, чувство вкуса, строгость одежды, наличие причёски и лёгкого макияжа, минимум украшений, без искусственных запахов;
- речь: связанная, умеренно эмоциональная, четкая, без дефектов произношения, уверенная, не быстрая, не громкая, грамотная, уважительность и сдержанность тона;
- поведение: минимум жестикуляции, без злоупотребления психоактивных веществ, прямая осанка, уверенный шаг и взгляд, нравственность действий и др.
Согласно профессиональному стандарту психолог должен выполнять две обобщенные трудовые функции:
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
2. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Обе эти функции ещё представлены в стандарте более конкретными трудовыми функциями:
Первая трудовая функция психолога представлена следующим:
– психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
– психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений;
– психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
– коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
– психологическая диагностика обучающихся;
– психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
– психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях)

Вторая трудовая функция педагога-психолога должна быть реализована через следующее:
– психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
– психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
– психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессионализм психолог образования реализует через знание и соблюдение нормативно-правовых документов, которые регламентируют его деятельность. К ним можно относятся документы общего и специфического содержания. К нормативным документам общего характера относятся в основном документы образования, которые необходимо знать и учитывать в своей практике любому педагогическому работнику, в том числе, педагогу- психологу. Среди приоритетных нормативных документов общего характера для психолога выделяются:
Федеральный закон «Об образовании» РФ (с изм. от 29.12.2013 № 273);
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Устав образовательного учреждения.
Указанные документы выполняют ряд функций для психолога образования:
1. ориентируют педагогических работников на построение общения и

учебной деятельности при соблюдении прав детей и их родителей;
2. характеризуют границы компетентности и ответственности образовательного учреждения и участников учебно-воспитательного процесса.
Документы специфического характера отражают требования к содержанию и организации профессиональной деятельности педагога-психолога и являются обязательными для выполнения. К таким профессиональным нормативно-правовым документам относят:
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. № 636);
Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России;
Инструктивное письмо Минобразования России «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (от 24.12.2001 г. № 29/1886-6);
Профессиональный стандарт педагога-психолога;
Инструктивное письмо Минобразования РФ «О психолого-медико- педагогической комиссии» (от 14.07.2003 г. № 27/2967-6).
Знание нормативных документов и умение их применять в своей деятельности делает педагога-психолога грамотным специалистом и достойным своего профессионального статуса.
3. Основные направления деятельности психолога образовательной организации

В настоящее время становится актуальной в образовательных учреждениях психопрофилактическая деятельность психолога. Она связана с изучением, прогнозом, созданием условий (бытовых, психологических, трудовых, воспитательных, учебных и др.), максимально благоприятных для психического развития ребенка.
В рамках данного направления психологической службы специалисты решают следующие блоки задач:
1. Предупреждение возможных нарушений условий развития ребенка. Здесь рассматриваются ситуации и обстоятельства целенаправленного воспитания, обучения и психического развития человека в условиях семьи, образовательного учреждения, а также профилактика стихийного влияния на становление личности в условиях неформальных групп, негативного воздействия средств массовой информации, рекламы и др.

2. Предупреждение отклонений в психическом развитии ребенка. В данном блоке анализируются возможные профилактические меры нарушения познавательной и поведенческой сфер, их зависимости от реальных и идеальных образовательных условий развития человека. Психолог предупреждает возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующие возрастные ступени: