Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 784
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е.С. НАБОЙЧЕНКО
ПСИХОЛОГИЯ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Екатеринбург 2007
1
Министерство социальной защиты населения
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Е.С. НАБОЙЧЕНКО
ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Монография
Екатеринбург 2007
2
УДК 370.156 (021)
ББК Ч421.354.52
Н 14
Печатается по заказу Министерства социальной защиты населения
Свердловской области в рамках государственного контракта
№ 13 от 16.04.2007
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии
ФПК и ПП УГМА
В. М. Егоров
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии УрГПУ
В. П. Прядеин
Набойченко, Е. С. Психология отклоняющегося поведения под- ростков [Текст] : монография / Е. С. Набойченко. – Екатеринбург : Из- датель Калинина Г.П., 2007. – 285 с.
ISBN 5-901487-37-0
В монографии представлены основные виды отклоняющегося поведе- ния подростков с медико-социально-психологической точки зрения. Описаны основы комплексной коррекции и профилактики девиантного поведения под- ростков.
Монография может быть рекомендована к изучению студентам меди- цинских и педагогических вузов, в том числе для клинических психологов.
Может быть использована практическими психологами, специалистами по социальной работе, сотрудниками правоохранительных органов.
ISBN 5-901487-37-0
Набойченко Е.С. [Текст], 2007.
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2007.
Министерство социальной зашиты населения Свердловской области, 2007.
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...
5
Поведение: аспекты нормы и девиации……………………………………
7
Социализация…………………………………………………………..
7
Девиация и норма……………………………………………………...
11
Причины девиаций…………………………………………………….
13
Маргинализация……………………………………………………….
19
Девиантное поведение в современных условиях……………………
22
Психобиологические особенности подросткового возраста..……………
25
Социально-психологическая характеристика подросткового возраста……………………………………………….
25
Личностное самоопределение как основная задача подросткового возраста………………………..
28
Эмоциональные особенности подростка…………………………….
36
Факторы формирования девиантных стратегий поведения………...
38
Девиантное поведение детей и подростков как нарушение процесса социализации…………………………………………….………………….
44
Типология девиантного поведения…………………………………..
44
Междисциплинарный подход в исследовании социализации………………………………………..
55
Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации………………….
59
Нарушения социализации.
Прямые и косвенные десоциализирующие влияния………………..
67
Аддиктивные девиации……...……………………………………………...
70
Алкоголизм…………………………………………………………….
70
Наркомании и токсикомании…………………………………………
81
Созависимость…………………………………………………………
107
Нехимические аддикции………………………………………………
117
Психология самоубийства……………..……………………………………
133
Теоретические подходы……………………………………………….
133
Некоторая статистика………………………………………………….
142
Типология самоубийств……………………………………………….
150
Распознавание суицида………………………………………………..
155
Особенности подросткового суицида………………………………...
166
4
Подросток и криминал………………..…………………………………….
172
Психобиологические предпосылки криминального поведения подростков………………………………
172
Социальные предпосылки криминального поведения подростков………………………………
178
Социально-психологическая характеристика преступного поведения подростков………………………………….
192
Криминальная субкультура и ее содержание………………………..
206
Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних………………………………
213
Коррекционные мероприятия при подростковом девиантном поведении………………………………..
226
Психологические и психиатрические методы работы с подростком………………………………………………….
226
Коррекционно-педагогическая работа с подростками, проявляющими девиантные формы поведения……………………...
246
Пенитенциарные (исправительные) методы…………………………
266
Заключение…….………………………………..…………………………...
272
Список литературы…………………..……...………………………………
274
Приложение………………………………………..………..……………….
281
5
ВВЕДЕНИЕ
Термин «социальная патология» (или в русифицированном ва- рианте – «социальная болезнь») довольно широко распространен как в социальных науках, так и – преимущественно – в журналистике.
Обычно под «социальной патологией» понимаются такие социальные явления, как преступность, пьянство, наркотизм, проституция, корруп- ция и т. п. Иногда применяется производный от «социальной патоло- гии» термин «социопатия» для обозначения заболеваний, тесно свя- занных с социальными условиями (туберкулез, венерические болезни, алкоголизм, наркомания и т. п.) [2].
Патология – всегда нарушение нормального, здорового строе- ния, функционирования или развития организма, его отдельных орга- нов. Но, во-первых, понятие «норма» не очень четко определено даже для биологических систем; во-вторых, без «патологии», аномалий, нарушений не бывает ни одного живого организма (и в этом смысле болезнь, патология – «нормальны», естественны, необходимы). В- третьих, патологические, анормальные изменения могут оказаться адаптивными для вида в целом (полезные, позитивные мутации). Во- обще любое развитие невозможно без нарушений стандартов, норм, без «аномального» [29].
Однако состояние перехода социально-экономической системы
России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом «социальных патологий»: токсикоманией, алко- голизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантно- го и аддиктивного поведения детей и подростков. Как следствие кри- зиса общества и основных институтов социализации – семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.
Организация системы профилактики безнадзорности и правона- рушений несовершеннолетних предполагает осмысление таких норма- тивно-правовых составляющих (Закон РФ «Об основах системы про- филактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних от
24.06.99, № 120) как девиантное поведение и детская безнадзорность, установление причинно-следственных связей между данными явле- ниями.
Всякое поведение, в том числе и девиантное, есть целенаправ- ленный волевой акт обладающего относительной самостоятельностью человека, имеющего разум, здоровье, определенный тип нервной сис- темы, цели, идеалы. Без изучения личности невозможно понять, какие именно факторы, при каких обстоятельствах, каким образом обуслов- ливают девиантное поведение. И лучше классика советской психоло-
6 гии А. В. Брушлинского по этому поводу не выскажется никто: «По мере перехода от социализма к коммунизму … будут возникать мак- симально благоприятные (в идеале – равные для всех) внешние усло- вия, определяющие развитие человеческих способностей и характера.
В этом случае тоже останутся значительные различия между людьми
… Но теперь уже эти различия, как совершенно очевидно, будут зави- сеть не столько от внешних более или менее уравнённых условий, сколько, прежде всего от внутренних. К числу последних относятся и врождённые, наследственные задатки, влечения и т. д.»
[18].
При психиатрическом изучении несовершеннолетних правона- рушителей, осуществлявшемся на протяжении нескольких десятиле- тий, специалистами было установлено, что значительная часть таких правонарушителей (более 50%) хотя и являются вменяемыми, но име- ют те или иные отклонения психики от нормы
[19]. Однако эти полез- ные исследования проводятся лишь эпизодически, хотя и в масштабе определенных групп (малолетние правонарушители, наркоманы и т. д.), и авторы обычно ограничиваются лишь констатацией факта о наличии у значительной части несовершеннолетних девиантов тех или иных аномалий психики. Но как именно влияют эти аномалии на по- ведение несовершеннолетнего и его взаимодействие с социальными явлениями, каковы структура, динамика и особенности девиантного поведения несовершеннолетних, страдающих психическими отклоне- ниями, что обусловливает их девиантное поведение и какие требуются меры по его предупреждению – эти вопросы в психологической лите- ратуре исследовались слабо.
Предлагаемая работа представляет собой попытку в какой-то мере восполнить указанный пробел с позиции комплексного и систем- ного подхода к личности несовершеннолетнего. Разумеется, автор не претендует на всестороннее и полное раскрытие всех взаимосвязей процессов и явлений, обусловивших структуру и динамику девиантно- го поведения несовершеннолетних, да это и невозможно сделать в од- ной работе. Представленная нами позиция, может быть рассмотрена как один из вариантов анализа данной проблемы, и как попытка выде- лить психологию девиантного поведения как проблему не только со- циально-психологическую, но и в определенной степени – медицин- скую (социально-психиатрическую), и именно с этих позиций препод- нести ее педагогической общественности.
7
ПОВЕДЕНИЕ: АСПЕКТЫ НОРМЫ И ДЕВИАЦИИ
Социализация
Ученые по-разному объясняли причины объединения индиви- дов в общество: для удовлетворения своих потребностей люди нужда- ются друг в друге, говорил Платон; человек обладает «социальным инстинктом», а само общество – это «творение природы», возражал ему Аристотель; под давлением обстоятельств люди вынуждены (по общественному договору) отдать обществу контроль над своими дей- ствиями, что создает «моральное и коллективное единство», утвер- ждал Руссо [68].
Огюст Конт считал общество результатом всеобщего закона ус- ложнения и гармонизации любых систем, а общество – это сложное, организованное целое, элементами которого являются не индивиды, а общественные (социальные) образования – семьи, партии, государства и т. д. Конту можно возразить, что любое общественное образование
«распадается» на индивидов, его составляющих. Индивид – недели- мый атом общества. А оно – объединение индивидов. Но какое? Доб- ровольное или принудительное? Организованное или стихийное? Ка- жется, однако, что человека об этом не спрашивают: он попадает в общество, едва родившись, еще не обладая волей и тем более ее сво- бодой, чтобы решать вопрос о принудительности или добровольности приобщения к обществу. Вовлечение индивида в социум, его социали- зация – это объективный процесс, не зависящий от воли и сознания индивида. Общество опутывает его незримой паутиной отношений, взаимных интересов, стимулов и принуждений [106].
Но по мере взросления и приобретения знаний растет способ- ность индивида к автономии, возрастает степень его свободы воли и, следовательно, опасность того, что его поведение будет не таким, «как у всех», будет отклоняться от общепринятых норм и здравого смысла общества. Между обществом и индивидом нарастает внутреннее на- пряжение, грозящее перерасти в конфликт, в котором сталкиваются стремление индивида строить жизнь по своей индивидуальной мерке и стремление общества стандартизовать эту мерку, подчинить ее обще- ственному благу. Этот конфликт сам по себе является постоянным и полезным, потому что выход из него всегда ведет к негативным по- следствиям: победа индивидуализма ведет к анархии, победа общества над индивидом – к тоталитаризму, к разрушению личности. Подобную ситуацию изобразил английский писатель Олдос Хаксли в романе- антиутопии «О дивный новый мир», опубликованном в 1932 году. Ав- тор описывает технократическое общество, где за каждым индивидом
8 закреплена определенная функция в зависимости от его биологических способностей. Любого индивида можно заменить другим, наделенным такими же способностями. В советской идеологии существовало твер- дое убеждение, что человек – это «винтик» общественной машины, что «незаменимых людей нет». На самом деле каждый человек неза- меним, и общество нуждается в каждом именно со стороны его неза- менимых качеств.
Как показывает история, общество не может быть здоровым без
«игры» стихийных сил. Стихийные процессы в обществе складывают- ся из автономных, свободных действий множества индивидов, каждый из которых преследует свои частные цели. Эти процессы неуправляе- мы и подчас непредсказуемы. В стихийных процессах лучше всего проявляют себя креативные личности, то есть индивиды, способные творить новое, решать нетривиальные общественные задачи [24].
Поэтому в общественной жизни элементы стихийности и здра- вой организованности переплетаются. Индивид нуждается в организо- ванной коллективности лишь для решения тех задач, которые он не может решить сам. Круг этих проблем очень широк – от совместного отстаивания своих политических интересов и взаимодополняемости в процессе разделения труда до семейного счастья. Индивидуальную жизнь каждого человека «обслуживает» огромное число других людей, и здесь без организации и порядка не обойтись.
Ученые ищут психологические механизмы объединения людей в общество. Одним из них был французский социолог Габриэль Тард, которого мы уже упомянули. Общество, по его мнению, – это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Это взаимодействие вы- ражается в передаче людьми друг другу и усвоении ими знаний, веро- ваний, убеждений, желаний и т. д. Элементарным фактом социальной жизни Тард считает отношение нашего «Я» к другим «Я» и их взаимо- влияние, впрочем, не столько взаимовлияние, сколько подражание од- ного другому. Подражание существует уже в индивидуальном созна- нии, когда человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. А при соприкосновении двух или более людей подражание одних другим становится главным механизмом социального поведения. Общество развивается таким образом, потому что выдающиеся люди выдумывают что-то новое, а массы им подра- жают, провинция – столице и т. д. Теория Тарда перекликается с воз- никшей в то же примерно время теорией элит: суть ее в том, что пра- вящие группы обладают интеллектуальным и моральным превосход- ством и являются образцом поведения для масс [105].