Файл: Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.

3. Физическая рекреация – осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений.

4. Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Процесс физического воспитания имеет два направления: обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям – процесс формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств это целенаправленное воздействие на организм занимающегося посредством нормирования функциональных нагрузок. Особенности и специфика физического воспитания заключаются в том, что:

–     задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

–     предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;

–     продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

–     физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

Итогом многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать стремление к физическому совершенству, под которым следует понимать исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект, табл. 1.


Физическое упражнение – это совокупность непрерывно связанных друг с другом движений направленных на достижение определенной цели.

С одной стороны слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью влияния на физические и психические свойства человека. С другой стороны внешним проявлением физического упражнения является перемещение тела человека и его частей в пространстве и во времени. Эффект физических упражнений определяется прежде всего совокупностью физиологических, психологических и биомеханических воздействий на организм человека в процессе выполнения данного упражнения.

Таблица 1.

Средства физического воспитания 

1. Физические упражнения

содержание физического упражнения

форма физического упражнения

2. Естественные силы природы

сопутствующие факторы (занятия на природе)

самостоятельные средства (закаливание)

3. Гигиенические факторы

соблюдение режима (питание, сон)

гигиена (личная, общественная)

 

Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма, определяющий физическую дееспособность человека в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.), характеризуется изменениями трех групп показателей:

–     показателями телосложения;

-     критериями здоровья;

-     показателями развития физических качеств.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять при необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе к географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов



Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности составляет общее жизненное благополучие. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.
1.2. Физическая культура студента

 

Структура физической культуры студента представлена на схеме 1.2.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность использовать теоретические знания на практике.




Схема 1.2. Структура физической культуры личности

 

Практические знания применяются для эффективного выполнения физического упражнения.

Знания необходимы для самопознания личности и своей самооценки – а это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

В процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.


Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях:

1.                Определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию;

2.                Физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда.

3.                Отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта, или физкультурно-спортивной  деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

 

Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений'. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества,