Файл: Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лейкоциты – отражают изменение защитной функции крови и микроциркуляторных возможностей (4,5–8,0 тыс.).

Количество эритроцитов – 4,0–5,5 млн. В условиях мышечной деятельности положительно оценивается повышение, а отрицательно снижение количества эритроцитов.


6.7. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности

 

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

Существует проба для определения нервной регуляции сердечно-сосудистой системы организма – ортостатическая. Проводится она следующим образом: обследуемый лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10–12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту – удовлетворительная реакция, более 20 – неудовлетворительная.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» – так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60–120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155–156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165–175 – 105; а при росте более 175 см – больше 110.

Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350–400 единиц у мужчин, 325–375 у женщин.



Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку – стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант – стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Литература

 

1. Анатомия человека: В двух томах. Т.1 /Э. И. Борзяк, Л. И. Волков, Е. А. Добровольская и др.; Под ред. М. Р. Сапина. 1993. – 544 с.

2. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – Сапин М. Р., Брыксина З. Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

3. Анатомия и физиология человека : Федюкович Н. И. Учебное пособие. – Ростов – н/Д : издательство «Феникс», 2001. – 416 с.

4. Валеология. Здоровый образ жизни. – Дубровский В. И. \ предисл. Н. А. Агаджанян. – М.: RETORIKA-A, 2001. – 560 с.

5. Книга тренера по легкой атлетике. – изд. 3-е перераб. /под ред. Хоменкова Л.С. – М.:Физкультура и спорт, 1987. – 399 с.


6. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации : Руководство для врачей/ Под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. – М.: Медицина 1995. – 400 с.

7. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

8. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов / Железняк Ю. Д.; Петров П. К. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

9. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие /Казин Э.М., Блинова Н.Г. , Литвинова Н.А. – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛОДОС, 2000. – 192 с.

10. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов / Гогунов Е. Н.; Мартьянов Б. И. –М.: издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

11. Психология. Учебное пособие для студентов. В 3 книги. Кн.1 Общие основы псилогии / Немов Р. С. – 2е издание. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

12. Психология. Учебное пособие для студентов. В 3 книги. Кн.2 Психология образования. /- Немов Р. С. – 2е издание. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496стр.

13. Подготовка квалифицированных спортсменов/ Платонов В. Н. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

14. Патологическая физиология. По изданию: Г. М. Бутенко, Ю. В. Быць, В. А. Горбань и др. Киев: «Вища школа» 1985. –575 с.

15. Практическое пособие по массажу / Дубровский В. И., Дубровская Н. М. / предисловие В. Н. Мошков. – М.: Издательство «ШАГ», 1993. –448стр.

16. Подвижные игры: учебное пособие / Жуков М. Н. –М.: издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

17. Спортивная медицина. Учебное пособие для студентов. Дубровский В. И. –М.: гуманит. Издательский центр «ВЛАДОС», 1998. – 480 с.

18. Спортивная медицина: учеб. для ин-тов физ.культ. – / под ред. В. Л. Карпмана. –М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с.

19. Спортивные игры: Техника, тактика образования: Учебное пособие / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Партнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков. – М.: издательский центр «Академия»,2001. – 520 с.

20. Физиологические основы физической культуры и спорта/Зимкин, Коробков, Лехтман- М.:1955 – 416 с.

21. Физиология человека. Дж.Дудел, И. Рюэгг, Р. Шмидт, В. Яниг – в 4 томах, Т.1. пер. с англ.