Файл: I. Системы и средства искусственного интеллекта issn 24137383 Problems of Artificial Intelligence 2019 4 (15) 51 С.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел I. Системы и средства искусственного интеллекта
ISSN 2413-7383
Problems of Artificial Intelligence
2019 № 4 (15) 51
С
УДК 159.923:159.942.5
И. С. Сальников, Р. И. Сальников
Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта», г. Донецк
83048, г. Донецк, ул. Артема, 118-б
МЕТОДИЧЕСКИЕ И АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
I. S. Salnikov, R. I. Salnikov
Public institution «Institute of Problems of Artificial intelligence», c. Donetsk
83048, Donetsk, Artema str., 118-b
METHODOLOGICAL AND ALGORITHMIC FEATURES
OF THE COMPLEX OF MEANS OF PSYCHOPHYSIO-
LOGICAL DIAGNOSTICS OF PSYCHOLOGICAL
AND EMOTIONAL HUMAN CONDITIONS
І. С. Сальников, Р. І. Сальніков
Державна установа «Інститут проблем штучного інтелекту», м. Донецьк
83048, м. Донецьк, вул. Артема, буд. 118 б
МЕТОДИЧНІ ТА АЛГОРИТМІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ
КОМПЛЕКСУ ЗАСОБІВ ПСИХОФІЗІОЛОГІЧНОЇ
ДІАГНОСТИКИ ПСИХОЕМОЦІЙНИХ СТАНІВ ЛЮДИНИ
Рассматриваются методические и алгоритмические особенности комплекса средств психо- физиологической диагностики эмоционально-психологических состояний человека.
Ключевые слова: психофизиологическая диагностика, эмоциональное психологическое состояние личности, алгоритмы обработки входной информации, формирование протокольных заключений, методики, шкалы, тесты.
The methodological and algorithmic features of the complex of means of psychophysiological diagnosis of emotional and psychological states of a person are considered.
Keywords: psychophysiological diagnostics, emotional psychological state of a person, input processing algorithms, formation of protocol conclusions, methods, scales, tests.
Розглядаються методичні та алгоритмічні особливості комплексу засобів психофізіологічної діагностики емоційно-психологічних станів людини.
Ключові слова: психофізіологічна діагностика, емоційний психологічний стан особистості, алгоритми обробки вхідної інформації, формування протокольних висновків, методики, шкали, тести.
Сальников И. С., Сальников Р. И.
Проблемы искусственного интеллекта 2019 № 4 (15)
52
С
Введение
Проблема диагностики и регуляции психических состояний личности принад- лежит к актуальным фундаментально-прикладным проблемам современной психо- логии. Это связано с тем, что во взаимодействии с окружающим миром человек оказы- вается перед ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленной цели, индивидуальных особенностей и условий окружающей действительности, особенностей людей, которые с ним взаимодействуют.
В ситуации выбора уменьшение неопределенности возможно лишь методами регу- ляции, а в случае психологической регуляции – способами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность, контролирует и корригирует результаты собственной деятельности.
Проблема регуляции психических состояний изучалась в нескольких направлениях: в контексте регуляции психической деятельности, регуляции психических состояний личности, волевой регуляции деятельности, в контексте общепсихологического исследования психических состояний, генезиса состояний, эмоциональной регуляции, в контексте исследования структуры личности и процессов её саморегуляции.
В настоящее время научно обосновано и экспериментально апробировано зна- чительное количество эмоциогенных (эмоционально окрашенных) средств влияния на личность. Так широко применяются: аутогенная тренировка, библиотерапия, арома- терапия, музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, кинотерапия, имаготерапия, изотерапия и другие методы регуляции.
Разнообразие используемых средств психологической регуляции и саморегуляции состояний обусловливает необходимость ставить вопросы об исследованиях ком- плексного влияния разных функций на психические состояния человека, то есть использовать полифункциональную регуляцию, когда осуществляется одновременно влияние на разные анализаторы, на разных уровнях осознания задействуются различные системы организма [1].
Естественно, что регуляция психических состояний человека требует предва- рительной достаточно точной диагностики этих состояний. Поэтому основной целью исследований в рамках настоящей работы является разработка комплексной компью- терной системы психофизиологического диагностирования, интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной терапии психоэмоционального здоровья человека, исключить бумажные технологии тестирования и обработки его результатов, исполь- зовать немедикаментозные средства коррекции психоэмоциональных состояний.
Основными методами и средствами проекта являются комплексы средств изуче- ния психоэмоциональных состояний: методики, опросники, шкалы, алгоритмы пре- образования входящей информации, поступающей от диагностируемых респон- дентов, способы ее машинной обработки и представления результатов.
Общий план исследований предполагает поиск и представление для программиро- вания комплекса методик, опросников и шкал, отражающих основные эмоциональные состояния диагностируемых с последующим их экспериментальным апробирова- нием в качестве составляющих общей системы диагностирования.
Разрабатываемая система позволит получать объективизированные заключения по состоянию эмоционального здоровья диагностируемых на основании полученной от них запрашиваемой информации в форме ответов на задаваемые вопросы.
Основной целью работы является также выявление степени пребывания диа- гностируемых в различных психоэмоциональных состояниях, а именно: самочувствии,
Методические и алгоритмические особенности комплекса средств
…
Problems of Artificial Intelligence 2019 № 4 (15)
53
В
С активности, настроении; визуально-ассоциативной самооценки эмоциональных состояний, степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии; выра- женности признаков нервно-психического напряжения и ситуативной тревожности; определение состояния фрустрации и уровня социальной фрустрированности; личной соревновательной тревожности; накопления эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя; профессионального выгорания (сгорания); определе- ние уровня его выгорания; выявление психологических особенностей человека с осознанными и неосознанными мотивами и побуждениями к деятельности. Конечной целью работы является создание компьютерной системы, которая выявляет у каждого диагностируемого перечисленные выше состояния, определяющие социальный статус человека в коллективе и обществе.
Состояние разработки проблемы
За рубежом существует большое количество различного рода тестов психоло- гического характера и систем психофизиологической диагностики. Отличительной особенностью их является профессиональная ориентация и чрезмерная детализация тестируемых свойств и особенностей личности в отличие от предлагаемой системы диагностирования, которая носит достаточно общий характер и определяет состояние личности, отдаленное от медицинских диагнозов.
В Донецкой Народной Республике исследования и разработки в области психи- ческих состояний личности ведутся многими специалистами и учеными и на кафедрах в различных институтах профессионального образования, а также в научно-консульта- тивных психологических центрах. Примером может служить исследование [2]: «Осо- бенности невротических расстройств у сотрудников финансово-кредитных учреждений
(клиника, диагностика, психотерапия, психопрофилактика)». В России также широко развиты научные исследования и разработки в области психофизиологической диагностики.
Лидирующее положение в мире в этой области занимают США, однако этот опыт достаточно сложно применять в наших условиях развития производства и об- щественной жизни. Примером может служить Миннесотский многоаспектный личностный опросник или тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) [3]. Тест разра- ботан американскими психологами в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в Мин- несотском университете. Данная методика пользуется большой популярностью среди психологов, социологов, врачей и педагогов, с помощью которой они выявляют психологическую совместимость и адаптивность в коллективах, возможность со- трудников занимать определенные должности и т.д. Так же данная методика широко применяется в спортивной медицине, в вооруженных силах Министерства обороны
России (ВС МО РФ) и Министерстве внутренних дел России (МВД РФ).
Тест MMPI включает в себя 566 различных утверждений, на которые испытуе- мому необходимо дать положительный или отрицательный ответ. На основании данных ответов формируются десять основных клинических шкал. Проведя анализ этих шкал, специалист, проводивший исследование, делает заключение о психологи- ческом характере личности, проходившей данное исследование. Так же по результа- там теста MMPI могут рассчитываться дополнительные шкалы, которые вскрывают личностные особенности исследуемого человека, такие как: склонность к алкоголю, склонность к совершению преступлений, способность к обучению, эгоизм, застенчи- вость, наивность и т.д.
Сальников И. С., Сальников Р. И.
Проблемы искусственного интеллекта 2019 № 4 (15)
54
С
По нашему мнению, предлагаемая в настоящем исследовании разработка в наибольшей мере будет соответствовать как состоянию граждан Донецкой Народной
Республики, так и нашим сегодняшним возможностям применения и использования результатов рассматриваемого проекта.
Общетеоретической основой предлагаемого проекта исследований и разработки являются идеи русских ученых В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
П. К. Анохина и их многочисленных последователей и продолжателей как в России, так и в других зарубежных странах.
Из последних исследований, наиболее близких к рассматриваемой проблематике, является постановка задачи и результаты исследований, полученные в докторской диссертации «Генезис полифункциональной регуляции психических состояний лич- ности эмоциогенными средствами» И. В. Волженцевой, выполненной в рамках научно- исследовательской темы кафедры психологии Макеевского экономико-гуманитар- ного института «Психологические особенности личности в условиях трансформации общества». Настоящий проект развивает выдвинутые в этой работе проблемы с исполь- зованием компьютерных средств и технологий выявления психофизиологических состояний и их регуляции новыми средствами в рамках безмедикаментозной терапии.
Предварительные исследования, выполненные в рамках настоящей работы, позволили выбрать для дальнейшего использования при построении комплексной системы авторские методики изучения психофизиологических состояний, тесты, шкалы и опросники, предложенные в своё время советскими и зарубежными учёными:
В. А. Доскиным, Н.П. Фетискиным, В. Зунгом – Т.Н. Балашовой, Т. А. Немчиным,
Ч. Д. Спилбергером – Ю. Л. Ханиным, В. В. Бойко, Л. И. Вассерманом, Р. Мартенсом,
К. Маслач – С. Джексоном, Говардом Гарднером и др. как наиболее современные и отвечающие поставленной задаче.
В целях более конкретного информирования о характере и особенностях ис- пользуемых для диагностики средств рассмотрим последовательно весь их набор как средство комплексного психофизиологического диагностирования эмоционально- психологического состояния личности с использованием компьютерных средств об- работки и представления выходной информации.
Краткие сведения об особенностях средств психофизиологической диагностики
Методика САН
(самочувствие, активность, настроение) позволяет выявлять эти состояния по результатам ответов тестируемого, выражающего оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с задаваемыми вопросами, представляемыми в виде 30-ти биполярных шкал, которые группируются по трём категориям – самочувствие, активность, настроение, которые определяются суммами баллов по десяти соответствующим позициям в бланке теста. Тестируемый не ин- формируется, какие вопросы относятся к каждой категории. Ответы типа «значи- тельно», «средне», «слабо», «вовсе нет» даются по каждой биполярной позиции знаком, а после пересчитываются в численной форме.
Норма состояний находится в пределах набранных 50 – 65 баллов, при мень- шем количестве баллов состояния ниже нормы, при большем количестве баллов состояние выше нормы, максимальное количество баллов 70, минимальное 10.
Методика ВАСЭС
(визуально-ассоциативная самооценка эмоционального состоя- ния) предназначена для экспересс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.
Методические и алгоритмические особенности комплекса средств
…
Problems of Artificial Intelligence 2019 № 4 (15)
55
В
С
Набор пронумерованных девяти масок соответствует следующим эмоциональ- ным состояниям личности: № 1 – спокойное, удовлетворённое; № 2 – светлое, приятное, № 3 – безразличное; № 4 – скучное; № 5 – радостное; № 6 – неудовлетво- рительное; № 7 – дремотное; № 8 –восторженное; № 9 – пресыщенное; степень выраженности состояния: а) выражено несколько больше других; б) выражено сильно; в) выражено очень сильно.
Тестируемый сопоставляет своё теперешнее эмоциональное состояние с эталон- ными масками и указывает номер той из них, которая в большей степени совпадает с его настроением, и одновременно указывает степень выраженности выбранного эмоционального состояния: а), б) или в).
Измерение СВСН-СубД
(степень выраженности сниженного настроения – суб- депрессии). Тестируемому предлагается ознакомиться с 20-тью утверждениями, ха- рактеризующими проявления сниженного настроения – субдепрессии, и отметить один из 4-х вариантов ответов: «нет, не верно», «пожалуй, так», «верно», «совершен- но верно» в зависимости от того, как он чувствует себя в настоящее время. После заполнения тестового бланка производится подсчёт баллов, набранных испытуемым по 10-ти «прямым» и 10-ти «обратным» вопросам. Затем «сырая» оценка ответов переводится в шкальную по существующей формуле.
Весь объём шкальных оценок делится на четыре диапазона:
– диапазон 1 – ниже 50 баллов – лицо, не имеющее в момент прохождения теста сниженного настроения;
– диапазон 2 – от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчётливо выраженное снижение настроения;
– диапазон 3 – от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения;
– диапазон 4 – выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырёх степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Опросник ПНПН
(признаки нервно-психического напряжения). При прохождении теста заполняется правая часть бланка знаком «+» тех строк, содержание которых соответствует особенностям психофизиологического состояния тестируемого в текущий момент. Бланк содержит 30 видов характерных признаков, в каждом из которых ещё выделяются три степени выраженности каждого из признаков.
Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, может быть равно 90, в этом случае имеет место резко выраженное нервно-психическое напряжение; минимальное количество баллов – 30, что соответствует отсутствию нервно-психического напряжения; промежуточное количество баллов соответствует промежуточному нервно-психическому напряжению.
Методика ШСТ
(шкала ситуативной тревожности) определяет уровень тревож- ности у человека в данный момент. Тестирование предполагает ознакомление с каждым из приведённых в таблице 20-ти определений и выбор соответствующей графы справа в таблице в зависимости от психофизиологического состояния человека в данный момент и полученных ответов на каждое из определений типа: «нет, это нет так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно».
С помощью ключа, указанного в таблице, определяется количество баллов, на- бранных тестируемым. Итоговый показатель находится в диапазоне от 20 до 80 баллов.
Сальников И. С., Сальников Р. И.
Проблемы искусственного интеллекта 2019 № 4 (15)
56
С
Чем выше показатель, тем выше уровень тревожности; при интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки уровня тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла – умеренная, 45 и более – высокая.
Методика ОСФ
(определение состояния фрустрации). Для определения состоя- ния фрустрации необходимо ознакомиться с приведёнными в тексте опросника 12-тью ситуациями и дать ответ (знак «+») в случае согласия.
Если опрашиваемый набрал 10 – 12 баллов, то он очень фрустpирован, 5 – 9 баллов – у него имеется устойчивая тенденция к фрустрации, 4 балла и меньше – фрустрация отсутствует.
Методика ДУСФ
(диагностика уровня социальной фрустрированности). Тест фиксирует степень неудовлетворённости социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Тестируемый должен указать один наиболее подходящий ответ по каждому из
20-ти вопросов опросника типа «полностью удовлетворён», «удовлетворён», «скорее удовлетворён», «затрудняюсь ответить», «скорее не удовлетворён», «полностью не удовлетворён». По каждому пункту определяется (в баллах) уровень фрустриро- ванности.
Если испытуемый набирает 3,5 – 4,0 балла, то у него имеется очень высокий уровень социальной фрустрированности; если 3,0 – 3,4 балла – повышенный уровень фрустрированности; если 2,5 – 2,9 балла – умеренный уровень фрустрированности;
2,0 – 2,4 балла – неопределённый уровень фрустрированности; 1,5 – 1,9 балла – пониженный уровень фрустрированности; 0,5 – 1,4 балла – очень низкий уровень;
0,0 – 0,5 балла – отсутствие или почти отсутствие фрустрированности.
Модифицированная шкала МШЛСТ
(личностной соревновательной тревожности) выявляет индивидуальные различия в эмоциональном реагировании на предстоящее соревнование, даёт представление о типичной реакции человека на предстоящую значимую деятельность.
Шкала состоит из пятнадцати суждений-высказываний, с каждым из которых опрашиваемый соглашается или не соглашается, указывая, насколько часто он испытывает такое состояния непосредственно перед значимой деятельностью и во время неё: «почти никогда», «иногда», «часто». Затем ответы на вопросы оцениваются в баллах, и выносится итоговое значение показателя.
Итоговый показатель испытаний находится в диапазоне от 10 (очень низкая со- ревновательная тревожность), до 30 баллов (очень высокая тревожность), проме- жуточное количество баллов соответствует средним значениям соревновательной тревожности.
Методика НЭЭЗНСС
(накопление эмоционально-энергетических зарядов, на- правленных на самого себя) позволяет судить о степени накапливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне. Необходимо выразить своё отношение к предлагаемым 18-ти положениям текста опросника.
Согласие выражается знаком «+». За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается общая сумма баллов.
Если опрашиваемый набирает 14 – 18 баллов, то у него имеется большая скрытая эмоциональная напряжённость. Сумма, меньшая 6 баллов, свидетельствует о слабой напряжённости или её отсутствии, сумма от 6 до 13 баллов включительно говорит о средней скрытой эмоциональной напряжённости зарядов, направленных на самого себя.