Файл: 41. Малая группа, ее признаки и параметры Малая группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По порядку возникновения:
первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);
По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;
2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.
По непосредственности взаимосвязей:
1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;
2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).
По уровню развития или сформированности межличностных отношений:
1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);
2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).
По значимости:
1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:
«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.
«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.
2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.
Другие виды групп:
1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));
2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);
3) организованные и стихийные и др.
45. Модели развития групп
Отечественная модель развития групп состоит из пяти этапов:
1) этап номинальной группы характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач;
2) этап группы-ассоциации – этап образования группы, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей), намечается начальная межличностная интеграция в сфере эмоциональных отношений;
3) этап группы-кооперации – образование группы, отличающейся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
4) этап группы-автономии, которая характеризуется высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений;
5) этап группы-корпорации происходит в результате изоляции группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях, характеризуется опосредованностью отношений личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
6) этап коллектива – высшая форма развития социальной общности. Это устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Отличительной особенностью является интеграция коллектива с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика развития малой группы представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения, что сопровождается внутригрупповой антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью как формами проявления дезинтеграции.
Зарубежные модели развития групп обычно включают три этапа: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.
Одной из таких моделей является модель развития малой группы Б. Такмена, которая предполагает выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
Стадии в сфере деловой активности:
1) ориентировка и поиск оптимального способа решения задачи;
2) эмоциональные реакции и противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи;
3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;
4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
Стадии в сфере межличностной активности:
1) стадия ориентировки членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;
2) стадия внутреннего конфликта;
3) стадия развития групповой сплоченности;
4) стадия образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.
Психологические механизмов развития малой группы:
1) разрешение внутригрупповых противоречий между растущими потенциальными возможностями и ее актуальной деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей;
2) предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность;
3) предоставление лидеру возможности отклоняться от групповых норм («идиосинкразический кредит»).
46. Групповое сознание и групповое мышление
Сознание группы – это понимание группой социального окружения, своего места в нем, взаимоотношений с другими группами и обществом, целей, задач, функций осуществляемой деятельности и ее результатов.
Групповое самосознание является важным компонентом сознания и состоит в осознании группой своего существования как особой общности, объединяющих ее факторов, оценки уровня собственной развитости и возможностей, перспектив и средств сохранения и повышения социального статуса. От уровня самосознания зависит уровень социально-психологического развития группы и успешности совместных действий.
Подсознание группы включает плохо осознаваемые группой отношения, интересы, влечения, побуждения, проявлениями активности и т. д.
Групповое мышление – социально-психологическое явление, заключающееся в принятии группой определенного единого решения.
Условия способствующие группомыслию:
1) привлекательность членства в данной группе, которое выражается в заинтересованности сохранения своего положения, в долговременном существовании группы, что способствует укреплению групповой сплоченности. Сплочение группы приводит к единодушию и единомыслию, т. к. индивидуальные взгляды членов группы легко затушевываются мнением большинства;
2) наличие властного, авторитарного лидера, который навязывает свою точку зрения всей группе;
3) закрытость группы от критики, контроля и влияния других групп (например, самоизоляция правящей элиты);
4) решение группы как высшей инстанции не подвергается внешней экспертизе, в результате чего члены группы воспринимают собственное мнение как безукоризненное, абсолютно истинное;
5) сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга;
6) неуверенность членов группы в том, как их воспринимают и оценивают в группе.
Признаки группового мышления (по И. Дженису):
1) иллюзия неуязвимости – состоит в выработке членами группы не совсем адекватных представлений о степени своего могущества. Особенно это свойственно правящим кругам, которые в силу своего привилегированного положения убежденны в собственном превосходстве (в интеллекте, знаниях, информированности и т. д.);
2) коллективная рационализация – стремление группы к рациональному объяснению своих иррациональных действий неправильными, но удобными причинами;
3) вера в свою моральную непогрешимость – восприятие себя как образец добродетели и высокой морали, что позволяет оправдывать любые безнравственные, антигуманные решения, вседозволенность в средствах, ложь и утаивание информации;
4) выработка стереотипов в отношении других групп, которые носят уничижительный, презрительный, враждебный характер. В связи с этим представители других групп представляются в искаженном виде, их проблемы кажутся мелкими и незначительными;
5) прямое давление на инакомыслящих, состоящее в том, что сомневающемуся объясняют, что он может сомневаться, но не должен сообщать о своих сомнениях в присутствии посторонних и критиковать «генеральную линию» группы. Ему также дают понять, что отклонение от общей позиции повлечет санкции со стороны группы;
6) самоцензура – подавление в самом себе сомнений в правильности выбранного группой решения;
7) иллюзия единодушия создается в результате действия самоцензуры в каждом из членов группы. Отсутствие высказанных сомнений создает у всей группы впечатление, что инакомыслие и сомнения не существуют;
8) наличие «умохранителей», т. е. идеологов групп, чья основная функция заключается в борьбе с инакомыслием: запугивание, сокрытие важной информации, клевета, физическое устранение и т. д.