ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА»
Т.А. Агальцова, И.В. Аленкова, О.Н. Лапаева
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ПОДГОТОВКИ «ИННОВАТИКА»
И «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ»
Рекомендовано Ученым советом Нижегородского государственного
технического университета им. Р.Е. Алексеева в качестве
учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям
подготовки бакалавров «Инноватика»
и «Системный анализ и управление»
Нижний Новгород
2021
УДК 338.24
ББК 65.05
А 23
Рецензент академик РАЕН, д.т.н., профессор А.И. Рузанов
Агальцова Т.А., Аленкова И.В., Лапаева О.Н.
А 23 Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлениям
подготовки «Инноватика» и «Системный анализ и управление»: учебное пособие / Т.А. Агальцова, И.В. Аленкова, О.Н. Лапаева;
Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2021. –
116 с.
ISBN 978-5-502-01486-1
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров «Инноватика» (профиль «Управление инновациями») и «Системный анализ и управление» (профиль «Системный анализ и управление в научно-технических разработках») при подготовке выпускной квалификационной работы.
Содержат требования к государственной итоговой аттестации, установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Инноватика» и «Системный анализ и управление» (уровень бакалавриата).
ISBN 978-5-502-01486-1
© Нижегородский государственный
технический университет
им. Р.Е. Алексеева, 2021
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………….. 4 1. Общие положения …………………………………………………….. 5 2. Порядок прохождения преддипломной практики …………………... 11 3. Организация выполнения выпускной квалификационной работы .. 17 3.1. Руководство выпускной квалификационной работы ………….. 17 3.2. Выбор темы выпускной квалификационной работы ………….. 19 3.3. Составление плана выпускной квалификационной работы …… 22 3.4. Требования, предъявляемые к работе …………………………… 23 3.5. Структура выпускной квалификационной работы …………….. 24 3.6. Порядок представления работы к защите ………………………. 31 3.7. Подготовка студента к защите работы …………………………. 37 3.8. Предзащита выпускной квалификационной работы …………… 39 3.9. Защита выпускной квалификационной работы ………………… 41 3.10.
Порядок апелляции результатов государственных аттестационных испытаний …………………………………………..
46 3.11. Хранение выпускной квалификационной работы …………….. 48 3.12. Организация государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья ………………………......
49 4. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы 50 5.
Рекомендации к содержанию и оформлению электронной презентации ………………………………………………………………
82
Заключение ………………………………………………………………. 84
Список литературы ……………………………………………………… 85
Приложения ……………………………………………………………… 86
4
ВВЕДЕНИЕ
Государственная итоговая аттестация бакалавров предусматривает выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР).
Защита ВКР является заключительным этапом проведения государственных аттестационных испытаний.
Подготовка выпускной квалификационной работы направлена на систематизацию и углубление знаний и умений, полученных в ходе изучения дисциплин учебного плана, формирование навыков их практического применения, развитие индивидуальной исследовательской деятельности, выработку навыков аналитической работы и опыта презентации полученных результатов. По результатам защиты выпускной квалификационной работы Государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о присвоении выпускнику квалификации (степени) бакалавра.
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для объекта исследования задача.
Учебное пособие разработано в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по направлениям подготовки 27.03.05 «Инноватика» (профиль «Управление инновациями») и 27.03.03 «Системный анализ и управление» (профиль «Системный анализ и управление в научно-технических разработках») для обучающихся всех форм обучения. Пособие раскрывает порядок выполнения обучающимися бакалаврской работы, тематику и требования к еѐ содержанию и оформлению, а также порядок защиты и критерии оценки выпускной квалификационной работы.
Целью учебного пособия является оказание помощи обучающимся в выборе темы, определении состава, ознакомлении с содержанием и оформлением выпускной квалификационной работой, организацией еѐ защиты.
Учебное пособие также может быть адресовано руководителям ВКР и заинтересованным сторонам.
Используя учебное пособие, студенты смогут самостоятельно и последовательно заниматься выполнением выпускной квалификационной работой по направлениям подготовки «Инноватика» и «Системный анализ и управление», готовиться к еѐ защите.
5
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная итоговая аттестация выпускников проводится в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) профессионального образования по направлениям подготовки 27.03.05 «Инноватика» и 27.03.03 «Системный анализ и управление»
(квалификация степень
– бакалавр) предусматривает защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и саму процедуру защиты.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать универсальными компетенциями, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Перечень универсальных компетенций
Наименование категории
(группы)
Код и наименование
Системное и критическое мышление
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Разработка и реализация проектов
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Командная работа и лидерство
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Коммуникация
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке
Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах)
Межкультурное взаимодействие
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Безопасность жизнедеятельности
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Инклюзивная компетентность
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Гражданская позиция
УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
6
Общепрофессиональные компетенции по направлению подготовки
27.03.05 «Инноватика» представлены в табл. 2.
Таблица 2
Перечень общепрофессиональных компетенций
Наименование категории (группы)
Код и наименование
Анализ задач управления
ОПК-1. Способен анализировать задачи профессиональной деятельности на основе положений, законов и методов в области математики, естественных и технических наук
Формулирование задач управления
ОПК-2. Способен формулировать задачи профессиональной деятельности на основе знаний профильных разделов математических, технических и естественно-научных дисциплин (модулей)
Совершенствование в профессиональной сфере
ОПК-3. Способен использовать фундаментальные знания для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности
Оценка эффективности результатов профессиональной деятельности
ОПК-4. Способен осуществлять оценку эффективности систем управления, разработанных на основе математических методов
Интеллектуальная собственность
ОПК-5. Способен решать задачи в области инновационных процессов в науке, технике и технологии с учетом нормативно-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности
Обоснование технического решения
ОПК-6. Способен обосновывать принятие технического решения при разработке инновационного проекта, выбирать технические средства и технологии, в том числе с учетом экологических последствий их применения
Использование компьютерных технологий
ОПК-7. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
Решение профессиональных задач
ОПК-8. Способен решать профессиональные задачи на основе истории и философии нововведений, математических методов и моделей для управления инновациями, компьютерных технологий в инновационной сфере
ОПК-9. Способен применять знания особенностей формирующихся технологических укладов и четвертой промышленной революции в разрабатываемых программах и проектах инновационного развития
ОПК-10.
Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения
7
Общепрофессиональные компетенции по направлению подготовки
27.03.03 «Системный анализ и управление» представлены в табл. 3.
Таблица 3
Перечень общепрофессиональных компетенций
Наименование категории (группы)
Код и наименование
Анализ задач управления
ОПК-1. Способен анализировать задачи профессиональной деятельности на основе положений, законов и методов в области естественных наук и математики
Формулирование задач управления
ОПК-2. Способен формулировать задачи профессиональной деятельности на основе знаний профильных разделов математических и естественно-научных дисциплин (модулей)
Совершенствование профессиональной деятельности
ОПК-3. Способен использовать фундаментальные знания для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности
Оценка эффективности результатов деятельности
ОПК-4. Способен осуществлять оценку эффективности технических систем методами системного анализа и управления
Интеллектуальная собственность
ОПК-5. Способен решать задачи в области развития науки, техники и технологии, применяя методы системного анализа и управления с учетом нормативно-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности
Анализ и синтез процессов и систем
ОПК-6. Способен разрабатывать методы моделирования, анализа и технологии синтеза процессов и систем, а также алгоритмы и программы, основанные на этих методах, пригодные для практического применения в области техники и технологии
Использование профессиональных навыков
ОПК-7. Способен применять математические, системно- аналитические, вычислительные методы и программные средства для решения прикладных задач в области создания систем анализа и автоматического управления и их компонентов
ОПК-8. Способен принимать научно обоснованные решения в области системного анализа и автоматического управления на основе знаний профильных разделов математики, физики, информатики, методов системного и функционального анализа, теории управления и теории знаний
Постановка и проведение эксперимента
ОПК-9. Способен осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке корректности и эффективности научно обоснованных решений в области системного анализа автоматического управления
Решение профессиональных задач
ОПК-10. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
8
Профессиональные компетенции по направлению подготовки
27.03.05 «Инноватика» представлены в табл. 4.
Таблица 4
Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование результата обучения
ПК-1 Способен анализировать проект (инновацию) как объект управления
ПК-2 Способен определять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проекта
ПК-3 Способен организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту и нормированию труда
ПК-4 Способен систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов
Профессиональные компетенции по направлению подготовки
27.03.03 «Системный анализ и управление» представлены в табл. 5.
Таблица 5
Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование результата обучения
ПК-1 Способен принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности
ПК-2 Способен формировать презентации, научно-технические отчеты по результатам работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях
Выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в области управления инновациями.
Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки
«Инноватика» могут быть двух типов:
1) типовые – выполняются по типовому регламенту (методике), характерному для профессиональной деятельности специалистов в области инноваций. Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с типовым заданием;
2) поисковые (исследовательские), творческие – выполняются по заказу-заявке предприятий (организаций) для решения управленческих и экономических проблем, разрабатываются по индивидуальному заданию и должны содержать признаки генерирования знаний, элементы научной новизны и практической значимости.
9
Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки
«Системный анализ и управление» может включать в себя совокупность систем, средств, методов и способов человеческой деятельности, направленную на моделирование, анализ, синтез, производство и эксплуатацию систем, приборов и устройств различного назначения для повышения эффективности проектирования и комфортности управления сложными объектами.
Требования к написанию и оформлению выпускной квалификационной работы для выпускников, завершающих обучение, составлены в соответствии с положением по виду деятельности НГТУ
ПВД 11.2/34-18 «О выпускной квалификационной работе по образовательным программам высшего образования
НГТУ», утвержденное ректором НГТУ 04.07.2018.
Оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями стандартов:
- ГОСТ 7.80-2000. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;
-
ГОСТ 8.417-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин;
- ГОСТ 7.11-2004. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках;
- ГОСТ Р 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской
Федерации.
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления;
- ГОСТ Р 7.0.12-2011. Национальный стандарт Российской
Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила;
- ГОСТ Р 7.0.100-2018. Национальный стандарт Российской
Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
- ГОСТ Р 2.105-2019. Национальный стандарт Российской
Федерации. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
10
Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное итоговое исследование, позволяющее судить о степени и уровне подготовки выпускника, о его профессиональных качествах, является завершающим этапом учебного процесса.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы является систематизация, углубление, закрепление и расширение теоретических знаний, умений и практических навыков выпускника, подготовка его к выполнению профессиональных задач и применение этих знаний при решении конкретных практических задач, развития навыков самостоятельной работы в области исследования социально- экономических процессов.
Для реализации указанной цели при выполнении выпускной квалификационной работы обучающемуся необходимо решить следующие задачи:
1) проявить навыки и способности к правильному пониманию теоретических положений рассматриваемого вопроса по теме исследования;
2) умело использовать существующие методы экономического и финансового анализа;
3) грамотно предлагать необходимые рекомендации, выполнять различные расчѐты и логично излагать свои мысли;
4) уметь пользоваться вычислительной техникой и специальным программным обеспечением при выполнении соответствующих разделов работы;
5)
уметь применять в процессе выполнения работы соответствующие экономико-математические методы и модели;
6) учитывать в своей работе последние достижения экономической и управленческой науки;
7) обосновать целесообразность и эффективность предлагаемых решений;
8) стремиться к достижению в процессе выполнения работы реальных результатов, которые можно использовать в практической деятельности;
9)
свободно ориентироваться в специальной и общей экономической литературе;
10)
показать навыки выполнения графических работ и презентаций;
11) подготовить доклад, в котором четко и логично изложить основные результаты проделанной работы.
Выпускная квалификационная работа выполняется студентами:
- очной формы обучения – на четвертом курсе;
- заочной формы обучения – на пятом курсе.
11