Файл: Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Начало поэтического пути.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО педагога

Выдыбида Т.Э.

Дата




Класс : 8 «Б»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Начало поэтического пути.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


1.1.2.5. Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;

1.1.2.6. Анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры);

Цель урока

Проанализировать жанровое своеобразие поэзии Ахматовой и особенности стихотворений разных жанров

Критерии успеха

  1. даёт определение жанру и называет его особенности;

  2. приводит 3 доказательства принадлежности стихотворения определённому жанру;

  3. показывает 3 стилистические особенности стихотворения (детали формы), объясняет цель их использования

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Работа с учащимися с ООП

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы




Обратить внимание учащихся –https://www.youtube.com/watch?v=uAPpme5emUs

Анна Ахматова: жизнь, любовь и трагедии в биографии поэтессы, фрагменты


Ахматова очень неоднозначная личность, очень разные пишет она и стихотворения, даже по жанру.

Гипотеза урока – произведения Ахматовой – талантливая стилизация под определённый жанр

Установить контекст урока / Сообщить тему и цели урока, запись в тетради.

Установить ожидания -

К концу урока, учащиеся достигнут целей, изучив своеобразие жанров лирики А.А. Ахматовой

ТЕМА: Л.Кассиль

« Пекины бутсы»

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

8.1.2.1. иметь общее представление о писателе и фактах его биографии 8.1.3.1. читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические)

8.1.4.1. составлять простой план

8.1.6.1. давать краткий и полный ответ на вопрос

СТР.

Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.



видеоролик
Картинки-пазлы


Изучение нового материала

. Слово учителя

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой, всегда важная для нее, хотя не во всем ортодоксально православная. Мотив памяти приобрел новый, во многом надличностный характер. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Современники часто отождествляли Ахматову с ее лирической героиней. Однако на деле лирические героини ее поэзии — различные ипостаси русской женщины. О. Э. Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа ХIХ века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».

2. Чтение и анализ стихотворений

Учащиеся класса работают в парах и анализируют стихотворениеА.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью», затем по стратегии «Джигсо», отвечая на вопросы, анализируют текст стихотворения.

Вопросы для анализа

1 пара

-К какому периоду творчества относится стихотворение А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»?

(Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» относится к раннему творчеству А.А. Ахматовой. Оно было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер».)

2 пара

- Каков жанр стихотворения?

(Жанр стихотворения – элегия)

3 пара

-Основная тема стихотворения.

( Основная тема его – любовь, чувства, испытываемые героиней при расставании с дорогим ей человеком.)

4 пара

-Какую роль играет диалог в стихотворении?

( Большую роль в первой строфе играет диалог. Это разговор с невидимым собеседником, как отмечают исследователи, вероятно, с собственной совестью героини. Ответом на вопрос «Отчего ты сегодня бледна» является рассказ о последнем свидании героини с любимым человеком. Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «я терпкой печалью Напоила его допьяна». Диалог здесь усиливает психологическую напряженность.)

5 пара

-Как раскрываются чувства у поэтессы?

(в этом стихотворении можно отметить своеобразный психологизм Ахматовой: чувства раскрываются у нее через жесты, поведение, мимику.

Во второй строфе переданы чувства героя. Они также обозначены через поведение, движения, мимику: «Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот…». Одновременно здесь приобретают особый накал чувства в душе героини:

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Этот повторение глагола («сбежала», «бежала») передает искренние и глубокие страдания героини, ее отчаяние. Любовь – это ее единственный смысл жизни, но вместе с тем это трагедия, полная неразрешимых противоречий. «Перил не касаясь» – в этом выражении подчеркнута стремительность, безоглядность, импульсивность, отсутствие осторожности. Героиня Ахматовой не думает в этот момент о себе, она охвачена острой жалостью к тому, кого невольно заставила страдать.

6 пара

-Какие средства художественной выразительности использует Ахматова?

Ахматова использует средства художественной выразительности: метафору и эпитет («терпкой печалью Напоила его допьяна»), аллитерацию («Искривился мучительно рот… Я сбежала перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот»), ассонанс («Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру»).

Ахматова использует здесь оксюморон: «Улыбнулся спокойно и жутко». Чувства опять переданы через мимику.

Вместе с тем каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут обрести счастья, желанной гармонии взаимоотношений.

7 пара

-Определите размер стихотворения.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная.

8 пара

-Основная идея стихотворения

Основная идея стихотворения – трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обретения ими понимания и сочувствия.

Критерии оценивания

Дескрипторы

+/-

Определяет жанр произведения;

определяет тему и идею произведения;

анализирует содержание стихотворения;

определяет средства выразительности;




излагает собственную точку зрения;




выражает авторскую позицию.




Выступление групп

Наблюдения учителя.

Работа учащихся оценивается учителем по критериям

  1. К/И Беседа, записи в тетради.

  1. Художественная система

В критике уже отмечалось, что Анна Ахматова - при всей ее кажущейся традиционности - создала в русской поэзии совершенно новую, уникальную художественную систему. Следовательно, и жанровые процессы, происходящие в ее творчестве, являются по сути дела инновационными и специфичными.

  1. Общие особенности стиля Ахматовой.

Психологизм – отличительная черта ахматовской поэзии. О. Мандельштам утверждал, что "Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века... Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу" ("Письма о русской поэзии").

Но психология, чувства в стихах поэтессы передаются не через непосредственные описания, а через конкретную, психологизированную деталь. В поэтическом мире Ахматовой очень значимыми являются художественная деталь, вещные подробности, предметы быта. М. Кузмин в предисловии к "Вечеру" отметил "способность Ахматовой понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами".

Н. Гумилев в 1914 году в "Письме о русской поэзии" заметил: "Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает". Показывая, а не объясняя, используя прием говорящей детали, Ахматова добивается достоверности описания, высочайшей психологической убедительности. Таким образом, Ахматова постоянно изменяется стилистически. В этом и есть приём – не просто называет жанр, а иногда и не называет, а показывает этот жанр через стилистические приёмы этого жанра (не всегда лирического, иногда лиро-эпического или лиро-драматического).

3) Манипуляция жанровыми канонами

Ахматова весьма четко осознает наличие жанровых канонов; она как никто другой из поэтов открыто и декларативно (что выражено в названиях стихотворений) пользуется жанровыми возможностями, заданными каноническими образцами. Поэт имеет возможность «манипуляции» жанровыми канонами, вступая с ними в диалогические и даже игровые отношения. Это, очевидно, и означает изменение модального статуса жанра, о чем, собственно, и писал С.Бройтман.

  1. ПИдейно-эмоциональное содержание (жанр) через анализ стилистических особенностей. Создание постеров.

Задание: проанализируйте принадлежность стихотворения к жанру через его стилистические особенности. Оформите постер по результатам анализа.


  1. Новеллистическая, «Ты выдумал меня. Такой на свете нет»

"новелла" определяется как "... малое эпическое произведение, в котором быстро развивающийся и круто разрешающийся конфликт выявляет в характере персонажа или персонажей новые, неожиданные для читателей свойства"

Лирическая новеллы, в которой внешний план содержания «символизирует» внутренние движения души. Именно в этом мы видим главную причину и закономерность возникновения жанра лирической новеллы.

  1. Сонет «Приморский сонет»

  2. Эпитафическая жанровые тенденции Ахматовой.

"Памяти Сергея Есенина" (1925), цикл "Памяти Вали" (1942), "Памяти друга" (1945), "Памяти В. С. Срезневской"

  1. Элегия «Северные элегии»

  2. Баллада «Сероглазый король»

  3. Эпистола или письмо в стихах «Бисерным почерком пишете…»

  4. Молитва «Молитва», «Я так молилась: «Утоли.».», «Исповедь»

  5. «Заклинание», «Нет, царевич, я не та.», «Зачем притворяешься ты.», «Клятва» восходят к обрядовым формам заклинаний и ворожбы.

  6. Цикл «Песенки» («Дорожная, или Голос из темноты», «Застольная», «Любовная» и др.) – народная песня

  7. Фольклорные «Причитание» («Ленинградскую беду.»), «Не бывать тебе в живых.», «Сказка о черном кольце»,

  8. Библейские стилизации типа «Библейских стихов», «Причитание»

  9. Эпиграмма

Критерии успеха

  1. даёт определение жанру и называет его особенности;

  2. приводит 3 доказательства принадлежности стихотворения определённому жанру;

  3. показывает 3 стилистические особенности стихотворения (детали формы), объясняет цель их использования (использование выр.средств и стилистических приёмов).
    3. Г Вывод.

Задание для спикеров групп: можно ли считать стихотворения Ахматовой стилизацией?




Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Находит ошибки в примерах

Излагает свои мысли.

Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала.

Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»





Подведение итогов урока (5 мин)


Рефлексия

Используя ПОПС – формулу учащиеся пишут эссе, состоящее из 4 сложных предложений. В качестве темы им на выбор предлагаются следующие термины: Что такое ретроспекция/ серебряный век/ имажинизм/ символизм/ футуризм/ акмеизм



Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры