Файл: Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Начало поэтического пути.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИО педагога | Выдыбида Т.Э. | ||||||||||||||
Дата | | ||||||||||||||
Класс : 8 «Б» | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||||||||||
Тема урока | Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Начало поэтического пути. | ||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 1.1.2.5. Характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения; 1.1.2.6. Анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры); | ||||||||||||||
Цель урока | Проанализировать жанровое своеобразие поэзии Ахматовой и особенности стихотворений разных жанров | ||||||||||||||
Критерии успеха |
| ||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Работа с учащимися с ООП | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||||||||||
| Обратить внимание учащихся –https://www.youtube.com/watch?v=uAPpme5emUs Анна Ахматова: жизнь, любовь и трагедии в биографии поэтессы, фрагментыАхматова очень неоднозначная личность, очень разные пишет она и стихотворения, даже по жанру. Гипотеза урока – произведения Ахматовой – талантливая стилизация под определённый жанр Установить контекст урока / Сообщить тему и цели урока, запись в тетради. Установить ожидания - К концу урока, учащиеся достигнут целей, изучив своеобразие жанров лирики А.А. Ахматовой | ТЕМА: Л.Кассиль « Пекины бутсы» ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: 8.1.2.1. иметь общее представление о писателе и фактах его биографии 8.1.3.1. читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) 8.1.4.1. составлять простой план 8.1.6.1. давать краткий и полный ответ на вопрос СТР. | Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | | видеоролик Картинки-пазлы | ||||||||||
Изучение нового материала | . Слово учителя Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой, всегда важная для нее, хотя не во всем ортодоксально православная. Мотив памяти приобрел новый, во многом надличностный характер. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Современники часто отождествляли Ахматову с ее лирической героиней. Однако на деле лирические героини ее поэзии — различные ипостаси русской женщины. О. Э. Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа ХIХ века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу». Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности». 2. Чтение и анализ стихотворений Учащиеся класса работают в парах и анализируют стихотворениеА.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью», затем по стратегии «Джигсо», отвечая на вопросы, анализируют текст стихотворения. Вопросы для анализа 1 пара -К какому периоду творчества относится стихотворение А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»? (Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» относится к раннему творчеству А.А. Ахматовой. Оно было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер».) 2 пара - Каков жанр стихотворения? (Жанр стихотворения – элегия) 3 пара -Основная тема стихотворения. ( Основная тема его – любовь, чувства, испытываемые героиней при расставании с дорогим ей человеком.) 4 пара -Какую роль играет диалог в стихотворении? ( Большую роль в первой строфе играет диалог. Это разговор с невидимым собеседником, как отмечают исследователи, вероятно, с собственной совестью героини. Ответом на вопрос «Отчего ты сегодня бледна» является рассказ о последнем свидании героини с любимым человеком. Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «я терпкой печалью Напоила его допьяна». Диалог здесь усиливает психологическую напряженность.) 5 пара -Как раскрываются чувства у поэтессы? (в этом стихотворении можно отметить своеобразный психологизм Ахматовой: чувства раскрываются у нее через жесты, поведение, мимику. Во второй строфе переданы чувства героя. Они также обозначены через поведение, движения, мимику: «Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот…». Одновременно здесь приобретают особый накал чувства в душе героини: Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Этот повторение глагола («сбежала», «бежала») передает искренние и глубокие страдания героини, ее отчаяние. Любовь – это ее единственный смысл жизни, но вместе с тем это трагедия, полная неразрешимых противоречий. «Перил не касаясь» – в этом выражении подчеркнута стремительность, безоглядность, импульсивность, отсутствие осторожности. Героиня Ахматовой не думает в этот момент о себе, она охвачена острой жалостью к тому, кого невольно заставила страдать. 6 пара -Какие средства художественной выразительности использует Ахматова? Ахматова использует средства художественной выразительности: метафору и эпитет («терпкой печалью Напоила его допьяна»), аллитерацию («Искривился мучительно рот… Я сбежала перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот»), ассонанс («Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру»). Ахматова использует здесь оксюморон: «Улыбнулся спокойно и жутко». Чувства опять переданы через мимику. Вместе с тем каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут обрести счастья, желанной гармонии взаимоотношений. 7 пара -Определите размер стихотворения. Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. 8 пара -Основная идея стихотворения Основная идея стихотворения – трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обретения ими понимания и сочувствия. Критерии оценивания
Выступление групп Наблюдения учителя. Работа учащихся оценивается учителем по критериям
В критике уже отмечалось, что Анна Ахматова - при всей ее кажущейся традиционности - создала в русской поэзии совершенно новую, уникальную художественную систему. Следовательно, и жанровые процессы, происходящие в ее творчестве, являются по сути дела инновационными и специфичными.
Психологизм – отличительная черта ахматовской поэзии. О. Мандельштам утверждал, что "Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века... Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу" ("Письма о русской поэзии"). Но психология, чувства в стихах поэтессы передаются не через непосредственные описания, а через конкретную, психологизированную деталь. В поэтическом мире Ахматовой очень значимыми являются художественная деталь, вещные подробности, предметы быта. М. Кузмин в предисловии к "Вечеру" отметил "способность Ахматовой понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами". Н. Гумилев в 1914 году в "Письме о русской поэзии" заметил: "Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает". Показывая, а не объясняя, используя прием говорящей детали, Ахматова добивается достоверности описания, высочайшей психологической убедительности. Таким образом, Ахматова постоянно изменяется стилистически. В этом и есть приём – не просто называет жанр, а иногда и не называет, а показывает этот жанр через стилистические приёмы этого жанра (не всегда лирического, иногда лиро-эпического или лиро-драматического). 3) Манипуляция жанровыми канонами Ахматова весьма четко осознает наличие жанровых канонов; она как никто другой из поэтов открыто и декларативно (что выражено в названиях стихотворений) пользуется жанровыми возможностями, заданными каноническими образцами. Поэт имеет возможность «манипуляции» жанровыми канонами, вступая с ними в диалогические и даже игровые отношения. Это, очевидно, и означает изменение модального статуса жанра, о чем, собственно, и писал С.Бройтман.
Задание: проанализируйте принадлежность стихотворения к жанру через его стилистические особенности. Оформите постер по результатам анализа.
"новелла" определяется как "... малое эпическое произведение, в котором быстро развивающийся и круто разрешающийся конфликт выявляет в характере персонажа или персонажей новые, неожиданные для читателей свойства" Лирическая новеллы, в которой внешний план содержания «символизирует» внутренние движения души. Именно в этом мы видим главную причину и закономерность возникновения жанра лирической новеллы.
"Памяти Сергея Есенина" (1925), цикл "Памяти Вали" (1942), "Памяти друга" (1945), "Памяти В. С. Срезневской"
Критерии успеха
Задание для спикеров групп: можно ли считать стихотворения Ахматовой стилизацией? | | Устно отвечают на вопросы, с объяснением. Находит ошибки в примерах Излагает свои мысли. Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала. | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | | ||||||||||
Подведение итогов урока (5 мин) | Рефлексия Используя ПОПС – формулу учащиеся пишут эссе, состоящее из 4 сложных предложений. В качестве темы им на выбор предлагаются следующие термины: Что такое ретроспекция/ серебряный век/ имажинизм/ символизм/ футуризм/ акмеизм | Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |