Файл: Контрольные вопросы по теме Социализация как ключевая проблема социализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей - тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т.п.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача, как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления о своем будущем жилище, свободном времяпрепровождении и т. д.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.
Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Подчеркнем еще раз, возрастные задачи - объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведет к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознаны или почувствованы задачи, и от ряда других обстоятельств, цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.
Например, подросток, решая задачу естественно-культурного ряда - соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель значительно увеличить свою мускульную силу, что в принципе вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться того, чтобы его переживания были приняты окружающими по их субъективной значимости для него самого, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципе недостижимо.
Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения, наконец, самоизменяться.
Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.
В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постольку он может рассматриваться как субъект социализации.
Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.
Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.
Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.
В процессе социализации подрастающее поколение усваивает социальные нормы и правила. Когда мы организуем этот процесс целенаправленно, мы можем осознанно влиять на то, какие ценности будут усваивать новые поколения. Успешная социализация личности приводит к уменьшению девиантного поведения, а также к стабильности социальной системы.
Семья – это главный социальный институт в развитии, воспитании детей, так как именно в семье ребенок усваивает определенную систему ценностей и социальных норм, впитывает в себя культуру общества. Семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях.
Школа взаимодействует с семьей, проводит мероприятия, направленные на развитие социальных норм.
Социальные нормы, которые должны приобщить семья, школа, общество – это обычаи; традиции; правовые нормы; моральные нормы; эстетические нормы, политические нормы.
Формирование нравственных ценностей у детей необычайно важно. Первый важный урок, которому ребенка должны научить папа и мама, - любить себя. Возможно, родители, воспитанные в духе и по канонам старого времени, с этим требованием поспорят. Однако для сохранения духовного здоровья ребенка данную аксиому нужно принять.
Психологи пришли к мнению, что нельзя научиться доверять окружающим, а значит, жить в гармонии с социумом, если ты не любишь и не принимаешь себя.
Усвоение социальных норм не достаточное условие для будущей успешной социализации растущего человека. Кроме знаний нужны еще и умения, ценности, установки, мотивы. В том, что касается интеллектуальный умений (умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией), ценностей, мотивов, установок то целесообразность включения их в список объектов оценки обусловлена, во-первых, тем, что они во многом определяют нахождение рациональных решений (стратегий поведения) в социальных ситуациях, особенно в ситуациях не очевидных, имеющий проблемный характер. Другая причина состоит в том, что для оценки социализированности учащихся важным является не только показатель уровня усвоения социальных норм (знает - не знает - в какой степени знает), но и другие показатели, в частности, «принимает» или «не принимает» он эти нормы, осознанно принимает, неосознанно или под давлением. При этом, если уровень усвоения знаний можно рассматривать как педагогический критерий, характеризующий результаты оценки, то два других - принятие-непринятие и осознанность-неосознанность принятия, - с полным основанием можно отнести к психологическим критериям. Психологические критерии необходимы для более дифференцированной оценки учащихся с точки зрения отношения учащихся к усваиваемым нормам.
Социализация – это многоэтапный процесс, длящийся десятилетиями. Первоначально проходит, то есть гармоничное вхождение индивида в предлагаемые условия социальной среды. Для адаптации характерно три направления: физиологическая, социальная и психологическая.
Физиологическое направление предусматривает знакомство с окружением и формирование социальных связей, способствующих обеспечению самореализации. Человек общается с окружением и познает окружающее пространство, прикладывая в дальнейшем силы для реализации целей, стоящих перед коллективом.
Индивидуализация представляет собой этап, где человек уже полностью определился со своим местом, сформировался в качестве личности со своими позициями, убеждениями и оценками происходящего вокруг. Если первоначально человек в обществе стремится к сходству с другими членами, то на этапе индивидуализации человек стремится стать непохожим на окружение, но при этом его персональные
особенности должны укладываться в границы ценностей, принятых в социуме.
Интеграция отражает процесс принятия личности другими участниками социума. В результате формируется своеобразный консенсус — социум, принимая индивида в свое общество, накладывает обязательства соблюдения им определенных норм и правил поведения. Более высокий интеграционный потенциал имеют новички, полезные для социальной группы. В такой ситуации не исключена возможность предоставления личности определенных преференций и послаблений, возможности несоответствия отдельным критериям, принятых в группе.
На всех этапах социализации человека могут работать детские психологи. А социальные педагоги со школьного этапа.
Подражание – это процесс, в ходе которого индивид стремится точно повторить действия другого человека, следует его образцу и при этом самостоятельно копирует и перенимает поведение человека.
Подражание у ребенка от рождения до 3-х летнего возраста имеет особенное значение для его психического развития. Посредством подражания действиям взрослого ребенок постепенно овладевает определенными действиями (орудийными и предметными). Окончанием данного периода является овладение ребенком сюжетной игрой.
Исследования показали, что дети, в возрасте от года до полутора лет, выполняют в основном неспецифические действия, которые являются одинаковыми (стандартными) для данного возраста. В период от полутора до 2-х лет, дети начинают уделять достаточно активное внимание действиям сверстников, стремятся их повторить. Особенностью является то, что в этот возрастной периоду детей возникает особый тип субъектных действий, которые ориентированы только на сверстников.
На третьем-четвертом годах жизни сверстник остается для ребенка участником общей деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются незаметными для ребенка. На четвертом-пятом годах жизни сверстник принимается ребенком как равное себе существо, с которым себя можно сравнивать. Но только к пяти-семи годам сверстник получает индивидуальность в глазах ребенка.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача, как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления о своем будущем жилище, свободном времяпрепровождении и т. д.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.
Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Подчеркнем еще раз, возрастные задачи - объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведет к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознаны или почувствованы задачи, и от ряда других обстоятельств, цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.
Например, подросток, решая задачу естественно-культурного ряда - соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель значительно увеличить свою мускульную силу, что в принципе вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться того, чтобы его переживания были приняты окружающими по их субъективной значимости для него самого, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципе недостижимо.
Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения, наконец, самоизменяться.
Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.
В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постольку он может рассматриваться как субъект социализации.
-
Что понимается под социальными нормами?
Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
-
Что есть социальные роли человека?
Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.
Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.
Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.
-
К каким социальным нормам родители и педагоги, общество в целом призваны приобщать подрастающее поколение?
В процессе социализации подрастающее поколение усваивает социальные нормы и правила. Когда мы организуем этот процесс целенаправленно, мы можем осознанно влиять на то, какие ценности будут усваивать новые поколения. Успешная социализация личности приводит к уменьшению девиантного поведения, а также к стабильности социальной системы.
Семья – это главный социальный институт в развитии, воспитании детей, так как именно в семье ребенок усваивает определенную систему ценностей и социальных норм, впитывает в себя культуру общества. Семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях.
Школа взаимодействует с семьей, проводит мероприятия, направленные на развитие социальных норм.
Социальные нормы, которые должны приобщить семья, школа, общество – это обычаи; традиции; правовые нормы; моральные нормы; эстетические нормы, политические нормы.
-
Для чего дети должны овладеть именно социально одобряемыми нормами, ролями и ценностями?
Формирование нравственных ценностей у детей необычайно важно. Первый важный урок, которому ребенка должны научить папа и мама, - любить себя. Возможно, родители, воспитанные в духе и по канонам старого времени, с этим требованием поспорят. Однако для сохранения духовного здоровья ребенка данную аксиому нужно принять.
Психологи пришли к мнению, что нельзя научиться доверять окружающим, а значит, жить в гармонии с социумом, если ты не любишь и не принимаешь себя.
-
Является ли усвоение социальных норм достаточным условием для будущей успешной С. растущего человека? Почему?
Усвоение социальных норм не достаточное условие для будущей успешной социализации растущего человека. Кроме знаний нужны еще и умения, ценности, установки, мотивы. В том, что касается интеллектуальный умений (умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией), ценностей, мотивов, установок то целесообразность включения их в список объектов оценки обусловлена, во-первых, тем, что они во многом определяют нахождение рациональных решений (стратегий поведения) в социальных ситуациях, особенно в ситуациях не очевидных, имеющий проблемный характер. Другая причина состоит в том, что для оценки социализированности учащихся важным является не только показатель уровня усвоения социальных норм (знает - не знает - в какой степени знает), но и другие показатели, в частности, «принимает» или «не принимает» он эти нормы, осознанно принимает, неосознанно или под давлением. При этом, если уровень усвоения знаний можно рассматривать как педагогический критерий, характеризующий результаты оценки, то два других - принятие-непринятие и осознанность-неосознанность принятия, - с полным основанием можно отнести к психологическим критериям. Психологические критерии необходимы для более дифференцированной оценки учащихся с точки зрения отношения учащихся к усваиваемым нормам.
-
Что представляет собой многоэтапность процесса С.?
Социализация – это многоэтапный процесс, длящийся десятилетиями. Первоначально проходит, то есть гармоничное вхождение индивида в предлагаемые условия социальной среды. Для адаптации характерно три направления: физиологическая, социальная и психологическая.
Физиологическое направление предусматривает знакомство с окружением и формирование социальных связей, способствующих обеспечению самореализации. Человек общается с окружением и познает окружающее пространство, прикладывая в дальнейшем силы для реализации целей, стоящих перед коллективом.
Индивидуализация представляет собой этап, где человек уже полностью определился со своим местом, сформировался в качестве личности со своими позициями, убеждениями и оценками происходящего вокруг. Если первоначально человек в обществе стремится к сходству с другими членами, то на этапе индивидуализации человек стремится стать непохожим на окружение, но при этом его персональные
особенности должны укладываться в границы ценностей, принятых в социуме.
Интеграция отражает процесс принятия личности другими участниками социума. В результате формируется своеобразный консенсус — социум, принимая индивида в свое общество, накладывает обязательства соблюдения им определенных норм и правил поведения. Более высокий интеграционный потенциал имеют новички, полезные для социальной группы. В такой ситуации не исключена возможность предоставления личности определенных преференций и послаблений, возможности несоответствия отдельным критериям, принятых в группе.
-
На каких этапах С. человека работают детские психологи и социальные педагоги?
На всех этапах социализации человека могут работать детские психологи. А социальные педагоги со школьного этапа.
-
В каком возрасте механизм подражания является одним из главных при усвоении норм поведения и общения?
Подражание – это процесс, в ходе которого индивид стремится точно повторить действия другого человека, следует его образцу и при этом самостоятельно копирует и перенимает поведение человека.
Подражание у ребенка от рождения до 3-х летнего возраста имеет особенное значение для его психического развития. Посредством подражания действиям взрослого ребенок постепенно овладевает определенными действиями (орудийными и предметными). Окончанием данного периода является овладение ребенком сюжетной игрой.
Исследования показали, что дети, в возрасте от года до полутора лет, выполняют в основном неспецифические действия, которые являются одинаковыми (стандартными) для данного возраста. В период от полутора до 2-х лет, дети начинают уделять достаточно активное внимание действиям сверстников, стремятся их повторить. Особенностью является то, что в этот возрастной периоду детей возникает особый тип субъектных действий, которые ориентированы только на сверстников.
На третьем-четвертом годах жизни сверстник остается для ребенка участником общей деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются незаметными для ребенка. На четвертом-пятом годах жизни сверстник принимается ребенком как равное себе существо, с которым себя можно сравнивать. Но только к пяти-семи годам сверстник получает индивидуальность в глазах ребенка.