Файл: Контрольные вопросы по теме Социализация как ключевая проблема социализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, общение ребенка со сверстниками приводит к появлению образа другого человека, а также к формированию образа самого себя. Подражание рассматривается в качестве одного из первых и основных методов организации общения детей между собой

  1. В чем состоит отличие понятий «десоциализация личности» и «ресоциализация личности»? С каким явлением работают социальные педагоги?

Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них.

Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.

В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.

Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.

В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.

Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.

При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.


  1. Как в социальной педагогике называют лиц, которые призваны обучать детей социальным нормам, контролировать, насколько правильно и глубоко они ими овладели?


Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение социальным нормам и освоение социальных ролей. Они выполняют функции: обучают ребенка нравственнвм, культурным нормам и образцам поведения; контролируют то, насколько глубоко, прочно и правильно усвоены эти нормы.



  1. Чем институты С. отличаются от агентов С.?

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. 

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида-первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

  1. Дайте определение понятия «социализированность человека».


Социализированность человека - результат социализации, качественная характеристика социальности человека, определяющая ее социальное своеобразие; сформированность (социальная) личности в соответствии с возрастом, сложившимся статусом и особенностями социокультурной среды жизнедеятельности индивида.

  1. По каким критериям или показателям Вы можете поставить социально-педагогический диагноз об уровне социализированности подростка или молодого человека?

Уровень социализированности принято определять категорией социальной зрелости. Социальная зрелость является интегральным качеством личности, которая освоила и приняла нормы конкретного общества, проявлением чего является выполнение ею ее социальных функций.

Социальной педагогикой выработаны критерии социализации личности подростка, которые представлены: когнитивным компонентом (насколько подросток осведомлен о важнейших социальных проблемах, какова его успеваемость); эмоционально-волевым компонентом (представлен системой отношений к собственной и иным национальностям, к социуму, труду и т.д.); поведенческим компонентом (представлен такими показателями как активность, коллективизм, характер межличностных отношений).