ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 класс 21.02.23г.
Тема урока: Вид, его критерии и структура.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: формирование у учащихся систематизированных представлений о виде, критерии и структуре вида для понимания эволюционного процесса, закрепление умения работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
систематизация и углубление знаний о виде, его критериях и структуре; -
формирование современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-
умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы, применять теоретические знания на практике; -
развитие умения находить дополнительную биологическую информацию для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
Регулятивные УУД:
-
ставить цель урока и определять задачи и способы действий для ее достижения; -
выполнять задания по предложенному плану, оценивать результаты своей деятельности; -
умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные УУД:
-
умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре и группе; -
строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы; -
аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД:
-
готовность к саморазвитию и самообразованию; -
ответственное отношение к выполнению учебных задач; -
формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида;
Оборудование: коллекции насекомых, гербарии растений разных видов; комнатные цветы: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая; фото с изображением медведя белого и медведя бурого; раздаточные материалы; компьютер, проектор, презентация.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.
Формы контроля: устный, письменный, наблюдение.
Этапы учебного занятия:
-
Организационный момент (1 мин.).
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих.
-
Мотивационно-целевой этап. (4 мин.)
Предложены два растения рода Бегония: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая.
Относятся ли данные растения к одному виду или к разным видам?
Что же такое вид и каковы его критерии?
Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на данный вопрос?
Рассказ учителя:
Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. В настоящее время на Земле описано примерно 2 млн. видов организмов, из них более 1,5 млн. видов животных, свыше 300 тыс. видов растений, 40 тыс. видов грибов и более 3 тыс. видов бактерий и цианобактерий. Некоторые учёные считают, что на Земле, вероятно, существует сейчас не менее 4,5 млн. видов. Они населяют различные среды жизни: почвенную, наземно-воздушную, водную, тела других организмов. Как они возникли? Прежде, чем рассмотреть вопрос о видообразовании, давайте выясним, что такое вид?
Учащиеся излагают свои версии ответов:
Один из предполагаемых ответов учащихся: Вид – основной структурный элемент биогеоценозов, обуславливающий их устойчивое (или неустойчивое) состояние. Это основная структурная единица в системе живых организмов.
Предполагаемый ответ учащихся: Живая природа очень многообразна и представлена огромным разнообразием видов.
Учитель:
Многообразие видов всегда вызывало у человека изумление, необычайную сложность строения, приспособительный характер многих признаков и огромное разнообразие форм. Для характеристики свойств вида часто используют определенные признаки организма –критерии, позволяющие отделить один вид от другого.
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: чёткое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Учитель демонстрирует на слайде 1 тему занятия, цели урока ученики формулируют самостоятельно или совместно с учителем.
III. Этап актуализации опорных знаний. (5 мин.)
-
Выполнение заданий (устно):
Задание № 1: (фронтально)
Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой.
Задание № 2: (фронтально)
Учитель демонстрирует фотографию «Бурый медведь» и задает вопросы:
- Название этого вида животного – Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, а какое – к видовому?
- Назовите другой вид животного из этого же рода (Это Медведь белый).
Учитель размещает фотографию, иллюстрирующую белого медведя, рядом с фотографией «Медведь бурый».
- Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия.
Задание № 3 (индивидуально):
В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов:
Список животных:
1) Еж обыкновенный;
2) Лисица обыкновенная;
3) Медведь белогрудый;
4) Хомячок джунгарский;
5) Заяц-беляк;
6) Медведь бурый;
7) Хомячок сирийский или золотистый;
8) Заяц-русак;
9) Еж ушастый.
10) Лисица обыкновенная.
Предполагаемый ответ учащихся: Количество особей – 10; видов – 9; количество родов – 5 (ёж, лисица, медведь, хомячок, заяц).
- Какой вывод можно сделать по результатам выполнения всех заданий по актуализации знаний?
Вывод:
-
Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид (существительное), а затем видовое название (прилагательное). -
Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др. -
Сходные виды объединяются в один род. -
Вид – это основная категория биологической классификации.
IV. Этап изучения нового материала (21 мин.):
-
Рассказ учителя с элементами беседы.
Коротко вспомним историю изучения вида.
Понятие вида впервые ввёл в науку английский ботаник Джон Рэй в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVII веке, в которой он предложил первое научное определение вида. Карл Линней ввёл понятие "вид" как наименьшую единицу классификации (демонстрация слайдов об истории изучения вида
).
Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в среде учёных. Для определения понятия вида используют критерии вида.
Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию, независимости, самостоятельности видов (демонстрация слайдов).
Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение вида:
Вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.
Поясним понятия, которые встречаются в определении вида:
Ареал– область распространения данного вида или популяции в природе.
Популяция– совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию – ареал.
Генофонд – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.
Название вида состоит из двух слов, например, паслён чёрный, паслён сладко-горький и так далее. Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (паслён), второе слово, обозначаемое прилагательным, – видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода. Так, Паслён чёрный и паслён сладко-горький – два разных вида одного рода (смотрите слайд).
2. Групповая работа учащихся.
Учитель делит учащихся на шесть групп.
Каждая группа должна прочитать текст учебника на с. 29— 31, а также дополнительные материалы, розданные учителем, и рассказать о сути данного критерия и о его недостатках.
По мере выступления групп остальные учащиеся заполняют таблицу «Критерии вида» (таблица на столах каждой группы учащихся как раздаточный материал).
1-я группа — морфологический критерий.
2-я группа — физиологический критерий.
3-я группа — экологический критерий.
4-я группа — генетический критерий.
5-я группа — биохимический критерий.
6-я группа — географический критерий.
Название критерия | Признаки особей по критерию | Недостатки, исключения |
Морфологический | | |
Физиологический | | |
Экологический | | |
Генетический | | |
Биохимический | | |
Географический | | |
Обсуждение результатов работы в группах:
После выступления учащихся и демонстрации слайдов формулируются выводы:
-
Видовые критерии, по которым мы отличаем один вид от другого, в совокупности обуславливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и его разнообразие в природе. -
Следовательно, по одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев. Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным. -
К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:
- различия ареалов, мест обитания= невозможность встречи;
- разные сроки размножения;
- нежизнеспособность или стерильность гибридов;
- разные ритуалы «ухаживания» в период размножения;
4. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе. (демонстрация слайдов).
Далее учитель продолжает объяснение материала учащимся о структуре вида:
Структура вида.
Элементарной структурой вида называется та наименьшая и достаточная структура, внутри которой в течение длительного времени сохраняются характерные для вида признаки.
Рассмотрим, как распределены особи одного вида на территории своего ареала.
Существуют следующие структуры вида:
1) равномерный тип;
2) диффузный тип;
3) мозаичный тип (демонстрация слайда).
Далее учитель задаёт вопрос:
Чем можно объяснить неравномерность в распределении групп живых организмов?
Реально в природе особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще
отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциями, то есть в естественных условиях любой вид состоит из совокупности популяций.
Именно популяция является элементарной единицей эволюции.
Подходящие для жизни места обитания хоть и встречаются часто в пределах ареала вида, но не покрывают весь ареал, и потому на других его участках особи данного вида не встречаются (