ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
демонстрация слайда).
V. Этап самоконтроля и самооценки (10 мин.):
Учитель задаёт задания на закрепление изученного материала и демонстрирует учащимся слайды с заданиями:
1. Индивидуальная работа (с последующей самопроверкой)
Учащиеся выполняют задания:
Задание 1:
Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде таблицы.
ПРИЗНАКИ КРИТЕРИИ ВИДА
1) тело покрыто мантией А) морфологический
2) раковина имеет две створки Б) экологический
3) обитает в пресных водоемах В) физиологический
4) кровеносная система незамкнутая
5) питается, фильтруя воду
6) это донное, малоподвижное животное
Задание 2:
Подумайте, какой из критериев, на ваш взгляд, имеет решающее значение при объединении особей в один вид.
Задание 3:
Определите, какие из предложенных суждений являются правильными, а какие — неправильными. Аргументируйте свои ответы.
Запишите в своих тетрадях номер вопроса и рядом с ним слово "да" или "нет". Если вы согласны с данным утверждением, то напишите рядом с номером вопроса "да", а если не согласны, то – "нет".
Фронтальная беседа учителя с учащимися (утверждения):
1). Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия. (Ответ: нет).
2). Нерест рыб – это сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию. (Ответ: да).
3). Как известно у вида "Homo sapiens", хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, а в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию. (Ответ: нет).
4). Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идёт о географическом критерии вида. (Ответ: нет).
5). Одуванчик обыкновенный обитает в лесах и на лугах. В данном случае речь идёт об экологическом критерии вида. (
Ответ: да).
6). Различные виды синиц (большая синица, лазоревка, московка, гаичка) питаются разными насекомыми и добывают пищу на своей территории. Данное утверждение относится к экологическому критерию.
(Ответ: да).
7). Для двух видов бабочек из рода "Amate" диагностическим признаком является наличие двух ферментов – фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. В данном случае речь идёт о биохимическом критерии вида.
(Ответ: да).
8) Для видов, обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример географического критерия.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ задания 3
"5" – без ошибок;
"4" – 1 – 2 ошибки;
"3" – 3 – 4 ошибки;
"2" – 5 – 7 ошибок.
Задание 4:
На фотографиях вы видите 2 животных из рода "медведь": медведь белый и медведь бурый (демонстрация слайда). Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, питается растительной и животной пищей, на зиму впадает в спячку.
Вопросы: 1. Какие критерии описаны в тексте? 2. На основании какого критерия можно сделать вывод о том, что особи этих видов не могут скрещиваться?
Предполагаемый ответ учащихся:
1)При описании животных (медведей) использованы морфологический, этологический и географический критерии вида.
2) Особи этих видов не могут скрещиваться на основании географического и морфологического критериев.
VI. Домашнее задание (2 мин.):
Учитель демонстрирует учащимся домашнее задание на слайде и проводит его инструктаж.
Учащиеся со слайда записывают задание на дом:
1) Изучить материал §5, ответьте на вопросы для повторения и выполните задания 1—6 на стр. 32 и письменно выполнить биологическую задачу:
Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. Вслед за человеком она распространилась повсеместно. В естественных условиях мышь питается семенами, ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте у неё рождаются от 5 до 7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в задании? Ответ поясните.
2) Индивидуально по выбору:
Подготовьте сообщение на тему «Правда ли, что ворон — это муж вороны?». Используя дополнительные источники информации, приведите примеры географического, экологического и биохимического критериев вида
, о которых не упоминалось на уроке. Опишите любой выбранный вами вид согласно критериям (форма представления любая: текст, презентация, слайд-шоу, буклет).
На следующем уроке при проверке домашнего задания предполагаемый ответ учащихся на биологическую задачу:
В биологической задаче описаны следующие критерии вида:
а) морфологический (указывает на внешние и внутренние признаки): домовая мышь – млекопитающее рода Мыши;
б) географический (указывает на ареал, в котором живёт вид): Северная Африка, тропики и субтропики Евразии, вслед за человеком мышь распространилась повсеместно;
в) экологический (указывает на условия проживания вида): в естественных условиях мышь питается семенами и ведёт ночной и сумеречный образ жизни;
г) физиологический (указывает на свойства и функции организма): в помёте у мыши обычно рождаются от 5 до 7 детёнышей.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин.):
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, оценивает деятельность учащихся в целом и знания отдельных учащихся.
Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?", "С какими понятиями вы познакомились на уроке?", "С какими трудностями вы столкнулись?"
Самоанализ. Учащиеся должны закончить предложения: Сегодня на уроке - «Я хорошо усвоил, что…», «Теперь я смогу сам и научу других…», «Меня удивило, что…», «Было трудно….», «Мне пригодится в дальнейшем…», «Больше всего мне понравились задания…..».
После беседы с детьми учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся.
Таблица "Критерии вида"
V. Этап самоконтроля и самооценки (10 мин.):
Учитель задаёт задания на закрепление изученного материала и демонстрирует учащимся слайды с заданиями:
1. Индивидуальная работа (с последующей самопроверкой)
Учащиеся выполняют задания:
Задание 1:
Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде таблицы.
ПРИЗНАКИ КРИТЕРИИ ВИДА
1) тело покрыто мантией А) морфологический
2) раковина имеет две створки Б) экологический
3) обитает в пресных водоемах В) физиологический
4) кровеносная система незамкнутая
5) питается, фильтруя воду
6) это донное, малоподвижное животное
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
Задание 2:
Подумайте, какой из критериев, на ваш взгляд, имеет решающее значение при объединении особей в один вид.
Задание 3:
Определите, какие из предложенных суждений являются правильными, а какие — неправильными. Аргументируйте свои ответы.
Запишите в своих тетрадях номер вопроса и рядом с ним слово "да" или "нет". Если вы согласны с данным утверждением, то напишите рядом с номером вопроса "да", а если не согласны, то – "нет".
Фронтальная беседа учителя с учащимися (утверждения):
1). Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия. (Ответ: нет).
2). Нерест рыб – это сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию. (Ответ: да).
3). Как известно у вида "Homo sapiens", хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, а в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию. (Ответ: нет).
4). Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идёт о географическом критерии вида. (Ответ: нет).
5). Одуванчик обыкновенный обитает в лесах и на лугах. В данном случае речь идёт об экологическом критерии вида. (
Ответ: да).
6). Различные виды синиц (большая синица, лазоревка, московка, гаичка) питаются разными насекомыми и добывают пищу на своей территории. Данное утверждение относится к экологическому критерию.
(Ответ: да).
7). Для двух видов бабочек из рода "Amate" диагностическим признаком является наличие двух ферментов – фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. В данном случае речь идёт о биохимическом критерии вида.
(Ответ: да).
8) Для видов, обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример географического критерия.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ задания 3
"5" – без ошибок;
"4" – 1 – 2 ошибки;
"3" – 3 – 4 ошибки;
"2" – 5 – 7 ошибок.
Задание 4:
На фотографиях вы видите 2 животных из рода "медведь": медведь белый и медведь бурый (демонстрация слайда). Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, питается растительной и животной пищей, на зиму впадает в спячку.
Вопросы: 1. Какие критерии описаны в тексте? 2. На основании какого критерия можно сделать вывод о том, что особи этих видов не могут скрещиваться?
Предполагаемый ответ учащихся:
1)При описании животных (медведей) использованы морфологический, этологический и географический критерии вида.
2) Особи этих видов не могут скрещиваться на основании географического и морфологического критериев.
VI. Домашнее задание (2 мин.):
Учитель демонстрирует учащимся домашнее задание на слайде и проводит его инструктаж.
Учащиеся со слайда записывают задание на дом:
1) Изучить материал §5, ответьте на вопросы для повторения и выполните задания 1—6 на стр. 32 и письменно выполнить биологическую задачу:
Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. Вслед за человеком она распространилась повсеместно. В естественных условиях мышь питается семенами, ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте у неё рождаются от 5 до 7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в задании? Ответ поясните.
2) Индивидуально по выбору:
Подготовьте сообщение на тему «Правда ли, что ворон — это муж вороны?». Используя дополнительные источники информации, приведите примеры географического, экологического и биохимического критериев вида
, о которых не упоминалось на уроке. Опишите любой выбранный вами вид согласно критериям (форма представления любая: текст, презентация, слайд-шоу, буклет).
На следующем уроке при проверке домашнего задания предполагаемый ответ учащихся на биологическую задачу:
В биологической задаче описаны следующие критерии вида:
а) морфологический (указывает на внешние и внутренние признаки): домовая мышь – млекопитающее рода Мыши;
б) географический (указывает на ареал, в котором живёт вид): Северная Африка, тропики и субтропики Евразии, вслед за человеком мышь распространилась повсеместно;
в) экологический (указывает на условия проживания вида): в естественных условиях мышь питается семенами и ведёт ночной и сумеречный образ жизни;
г) физиологический (указывает на свойства и функции организма): в помёте у мыши обычно рождаются от 5 до 7 детёнышей.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин.):
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, оценивает деятельность учащихся в целом и знания отдельных учащихся.
Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?", "С какими понятиями вы познакомились на уроке?", "С какими трудностями вы столкнулись?"
Самоанализ. Учащиеся должны закончить предложения: Сегодня на уроке - «Я хорошо усвоил, что…», «Теперь я смогу сам и научу других…», «Меня удивило, что…», «Было трудно….», «Мне пригодится в дальнейшем…», «Больше всего мне понравились задания…..».
После беседы с детьми учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся.
Таблица "Критерии вида"
Название критерия | Признаки особей по критерию | Исключение |
| Сходство внешнего и внутреннего строения организмов. | Виды-двойники, половой диморфизм, мимикрия, альбинизм. |
| Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения). Генетическая изоляция видов. Наличие механизмов изоляции; Важнейшие из них – это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство. | Хромосомный полиморфизм в пределах вида; у многих разных видов число хромосом одинаково. Собака и волк, тополь и ива, канарейка и зяблик дают плодовитое потомство (наличие межвидовых гибридов). |
| Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании. | У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов. |
| Сходство по биохимическим параметрам: составу и структуре белков, нуклеиновых кислот. | Существуют очень близкие по биохимическому составу виды. |
| Занимают определённый ареал. | Космополиты. Совпадение ареалов разных видов. |
| Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования. | Экологические ниши разных видов перекрываются. |
| Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.). | Существуют виды с близким поведением. |