Файл: Вид, его критерии и структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
демонстрация слайда).

V. Этап самоконтроля и самооценки (10 мин.):

Учитель задаёт задания на закрепление изученного материала и демонстрирует учащимся слайды с заданиями:

1. Индивидуальная работа (с последующей самопроверкой)

Учащиеся выполняют задания:

Задание 1:

Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде таблицы.

ПРИЗНАКИ КРИТЕРИИ ВИДА

1) тело покрыто мантией А) морфологический

2) раковина имеет две створки Б) экологический

3) обитает в пресных водоемах В) физиологический

4) кровеносная система незамкнутая

5) питается, фильтруя воду

6) это донное, малоподвижное животное



1

2

3

4

5

6





















Задание 2:

Подумайте, какой из критериев, на ваш взгляд, имеет решающее значение при объединении особей в один вид.

Задание 3:

Определите, какие из предложенных суждений являются правильными, а какие — неправильными. Аргументируйте свои ответы.

Запишите в своих тетрадях номер вопроса и рядом с ним слово "да" или "нет". Если вы согласны с данным утверждением, то напишите рядом с номером вопроса "да", а если не согласны, то – "нет".

Фронтальная беседа учителя с учащимися (утверждения):

1). Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия. (Ответ: нет).

2). Нерест рыб – это сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию. (Ответ: да).

3). Как известно у вида "Homo sapiens", хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, а в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию. (Ответ: нет).

4). Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идёт о географическом критерии вида. (Ответ: нет).

5). Одуванчик обыкновенный обитает в лесах и на лугах. В данном случае речь идёт об экологическом критерии вида. (
Ответ: да).

6). Различные виды синиц (большая синица, лазоревка, московка, гаичка) питаются разными насекомыми и добывают пищу на своей территории. Данное утверждение относится к экологическому критерию.

(Ответ: да).

7). Для двух видов бабочек из рода "Amate" диагностическим признаком является наличие двух ферментов – фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. В данном случае речь идёт о биохимическом критерии вида.

(Ответ: да).

8) Для видов, обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример географического критерия.
 КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ задания 3

"5" – без ошибок;

"4" – 1 – 2 ошибки;

"3" – 3 – 4 ошибки;

"2" – 5 – 7 ошибок.

 



Задание 4

На фотографиях вы видите 2 животных из рода "медведь": медведь белый и медведь бурый (демонстрация слайда). Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, питается растительной и животной пищей, на зиму впадает в спячку. 

Вопросы: 1. Какие критерии описаны в тексте? 2. На основании какого критерия можно сделать вывод о том, что особи этих видов не могут скрещиваться?

 Предполагаемый ответ учащихся:

1)При описании животных (медведей) использованы морфологический, этологический и географический критерии вида.

2) Особи этих видов не могут скрещиваться на основании географического и морфологического критериев.

VI. Домашнее задание (2 мин.):

Учитель демонстрирует учащимся домашнее задание на слайде и проводит его инструктаж.

Учащиеся со слайда записывают задание на дом:

1) Изучить материал §5, ответьте на вопросы для повторения и выполните задания 1—6  на стр. 32 и письменно выполнить биологическую задачу:

Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. Вслед за человеком она распространилась повсеместно. В естественных условиях мышь питается семенами, ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте у неё рождаются от 5 до 7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в задании? Ответ поясните.

2) Индивидуально по выбору:

Подготовьте сообщение на тему «Правда ли, что ворон — это муж вороны?». Используя дополнительные источники информации, приведите примеры географического, экологического и биохимического критериев вида

, о которых не упоминалось на уроке. Опишите любой выбранный вами вид согласно критериям (форма представления любая: текст, презентация, слайд-шоу, буклет).

  На следующем уроке при проверке домашнего задания предполагаемый ответ учащихся на биологическую задачу:

  В биологической задаче описаны следующие критерии вида:

а) морфологический (указывает на внешние и внутренние признаки): домовая мышь – млекопитающее рода Мыши;

б) географический (указывает на ареал, в котором живёт вид): Северная Африка, тропики и субтропики Евразии, вслед за человеком мышь распространилась повсеместно;

в) экологический (указывает на условия проживания вида): в естественных условиях мышь питается семенами и ведёт ночной и сумеречный образ жизни;

г) физиологический (указывает на свойства и функции организма): в помёте у мыши обычно рождаются от 5 до 7 детёнышей.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин.):

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, оценивает деятельность учащихся в целом и знания отдельных учащихся.

Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?", "С какими понятиями вы познакомились на уроке?", "С какими трудностями вы столкнулись?"

Самоанализ. Учащиеся должны закончить предложения: Сегодня на уроке - «Я хорошо усвоил, что…», «Теперь я смогу сам и научу других…», «Меня удивило, что…», «Было трудно….», «Мне пригодится в дальнейшем…», «Больше всего мне понравились задания…..».

После беседы с детьми учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся.

Таблица "Критерии вида"

 

Название критерия

Признаки особей по критерию

Исключение

  1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды-двойники, половой диморфизм, мимикрия, альбинизм.

  1. Генетический

Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения).

Генетическая изоляция видов. Наличие механизмов изоляции; Важнейшие из них – это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство.

Хромосомный полиморфизм в пределах вида; у многих разных видов число хромосом одинаково.

Собака и волк, тополь и ива, канарейка и зяблик дают плодовитое потомство (наличие межвидовых гибридов).

  1. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.

У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.

  1. Биохимический

Сходство по биохимическим параметрам: составу и структуре белков, нуклеиновых кислот.

Существуют очень близкие по биохимическому составу виды.

  1. Географический

Занимают определённый ареал.

Космополиты. Совпадение ареалов разных видов.

  1. Экологический

Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.

Экологические ниши разных видов перекрываются.

  1. Этологический

Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.).

Существуют виды с близким поведением.