Файл: Разработка информационной системы салонакрасоты на платформе 1С Предприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт математики, физики и информационных технологий
(наименование института полностью)
Кафедра «Прикладная математика и информатика»
(наименование кафедры)
09.03.03 Прикладная информатика
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Прикладная информатика в социальной сфере
(направленность (профиль)/специализация
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: «Разработка информационной системы салона-красоты на платформе «1С: Предприятие»»
Студент
П.Ю. Тютюник
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель
Н.Н. Казаченок
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Консультанты
М.А Четаева
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент, А.В. Очеповский ________________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________20_____г.
Тольятти 2019

АННОТАЦИЯ
С. 44, рис. 20, ,таб. 1, лит. 30 источников
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА,
САЛОН КРАСОТЫ, IDEF0, МОДЕЛЬ, UML, БАЗА ДАННЫХ
Целью выпускной квалификационной работы является разработка информационной системы для автоматизации работы салона красоты.
Объектом исследования является процесс оказания услуг и ведение хозяйственного учета в салоне красоты.
Предметом исследования является автоматизация процессов по оказанию услуг.
В первой главе производится анализ и функциональное моделирование предметной области. Выбираются технологии концептуального моделирования для построения диаграмм «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ».
Вторая глава представляет собой описание логического проектирования информационной системы. Проводится выбор технологии логического моделирования программной системы и проектирования базы данных.
Производится концептуальное и логическое моделирование.
В третьей главе производится описание физического проектирования информационной системы. В нее входит выбор архитектуры информационной системы, выбор технологий разработки и производится разработка информационной системы. В конце главы описывается функциональность разработанной системы и производится ее тестирование.

ABSTRACT
P. 44, Fig. 20, , tab. lit. 30 sources
AUTOMATED INFORMATION SYSTEM, BEAUTY SALON, IDEF0,
MODEL, UML, DATABASE
The aim of the final qualifying work is to develop an information system for the automation of the beauty salon.
The object of the study is the process of providing services and maintenance of economic records in the beauty salon.
The subject of the study is the automation of processes for the provision of services.
The first chapter provides analysis and functional modeling of the subject area.
The technologies of conceptual modeling for building diagrams "AS IS" and "AS it
SHOULD BE" are selected.
The second chapter is a description of the logical design of the information system. The choice of technology of logical modeling of the software system and database design is carried out. Conceptual and logical modeling is performed.
The third chapter describes the physical design of the information system. It includes the choice of information system architecture, the choice of development technologies and the development of the information system. At the end of the chapter, the functionality of the developed system is described and tested..


4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 6
ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ САЛОНА КРАСОТЫ .. 8 1.1
Технико-экономическая характеристика салона красоты ........................ 8 1.2 Концептуальное моделирование бизнес-процесса ........................................ 9 1.2.1 Выбор технологии концептуального моделирования салона красоты 9 1.2.2 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ» .............. 10 1.3 Постановка задачи на разработку проекта создания/внедрения автоматизированной информационной системы ............................................... 12 1.4 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» ................. 13
Выводы по главе 1 ................................................................................................. 14
ГЛАВА 2 ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ....................................................................... 15 2.1 Выбор технологии логического моделирования автоматизированной информационной системы ................................................................................... 15 2.2 Логическая модель автоматизированной информационной системы и ее описание ................................................................................................................. 16 2.3 Разработка спецификации интерфейса ......................................................... 22 2.4 Проектирование базы данных автоматизированной информационной системы................................................................................................................... 24
Выводы по главе 2 ................................................................................................. 25
ГЛАВА 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ....................................................................... 26 3.1 Выбор архитектуры автоматизированной информационной системы ..... 26 3.2 Создание справочников и форм ..................................................................... 29 3.3 Создание регистров ......................................................................................... 32

5 3.4 Создание документов ...................................................................................... 35 3.5 Создание отчетов ............................................................................................. 38
Выводы по главе 3 ..................................................................................................... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................... 41
ПРИЛОЖЕНИЕ A Фрагменты кода ........................................................................ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фрагменты кода ........................................................................ 46

6
ВВЕДЕНИЕ
В салонах красоты существует потребность в системах, обеспечивающих ведение хозяйственного учета, информации о клиентах, хранение информации обо всех оказанных услугах, а также возможность печатать чеки. Особенность салонов красоты подразумевает хранение информации об услугах и то, что в них входит, а также все финансовые операции для налоговой службы. Это приводит к тому, что в базе данных должны храниться все оказанные услуги.
Создание системы, которая позволила бы все это реализовать, обеспечило бы более качественную учетную и хозяйственную деятельность салона красоты.
Эти спецификации применимы не только к салонам красоты, но и к другим заведениям, где оказывают подобные услуги. Делается вывод, что данная предметная область актуальна, так как растет спрос на программное обеспечение для таких предприятий.
Объектом исследования является процесс оказания услуг и ведение хозяйственного учета в салоне красоты.
Предметом исследования является автоматизация процессов по оказанию услуг.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка информационной системы для салона-красоты.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие
задачи: изучение предметной области; анализ существующих решений на рынке; выбор технологий проектирования информационной системы; разработка и тестирование информационной системы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав:
В первой главе производится анализ и функциональное моделирование предметной области. Выбираются технологии концептуального моделирования для построения диаграмм «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ».


7
Обосновывается необходимость автоматизированного варианта решения.
Также описываются требования, которые должны быть выполнены в информационной системе. Главными требованиями являются: возможность учета всех оказанных услуг в салоне красоты, введение скидочных карт и простота понимания в использовании для конечного пользователя.
Вторая глава представляет собой описание логического проектирования информационной системы. Производится выбор технологии логического моделирования программной системы и на основе выбора разрабатываются диаграммы классов, прецедентов и последовательности. Описывается логика, по которой должна будет работать информационная система. В результате этого пункты, мы получили логику, по которой работает наша система, какие этапы должны пройти, чтобы свершился бизнес-процесс «Оказание услуги», а также как будут применяться скидочные карты.
В третьей, заключительной главе, производится уже описание физического проектирования информационной системы. Сюда входит выбор архитектуры информационной системы и технологий разработки. Так же производится непосредственная разработка информационной системы. В этом пункте было описано какие необходимо было создать документы, чтобы учитывать все финансовые операции, как были реализованы скидочные карты и учет хозяйственных операций.
В конце главы описывается функциональность разработанной системы и производится ее тестирования на примере клиента, который заказал услугу.

8
ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
САЛОНА КРАСОТЫ
1.1
Технико-экономическая характеристика салона красоты
Для разработки информационной системы, а именно алгоритмов работы и основных принципов его действия, необходим анализ предметной области.
Анализ предметной области - деятельность, направленная на выявление реальных потребностей заказчика, а также на выяснения смысла высказанных требований.
Основная задача салона красоты – предоставление услуг по стрижке, тату и пирсинга. Также салон занимается реализацией сопутствующих товаров, таких как серьги и краска для волос.
Предприятия, которые связаны с индустрией красоты, обладают характерными признаками, которые выделяют их на общем фоне. Такие признаки и определяют их класс, тип и направление. Исходя их этого формируется ценовая политика организации, загруженность клиентами и количество специалистов. Также происходит подбор используемых методик, которые будут регулировать деятельность салонного бизнеса. Однако, неизменными остаются следующие признаки: высокое качество оказания услуг; максимальная эффективность той или иной процедуры; квалификация специалистов и мастеров оказывающих услуги.
У салона имеется один филиал, в котором работают 1 менеджер, 1 кассир,
2 парикмахера, 2 тату-мастера, 1 пирсинг-мастер и 1 бухгалтер. В салоне представлено 13 услуг по 3 основным направлениям: Тату, Пирсинг и
Парикмахерские услуги. Также имеются несколько десятков товаров в ассортименте, которые может приобрести клиент.
Данный салон-красоты больше ориентируется на средний класс населения. Салон предлагает огромное количество услуг, которые различаются стоимостью и сложностью. Основные услуги: стрижка;


9 пирсинг
; нанесение тату; покраска волос; продажа сопутствующих товаров.
Таким образом, проектируемая система должна обеспечивать выполнение основных функциональных требований и удовлетворять потребностям предметной области.
1.2 Концептуальное моделирование бизнес-процесса
1.2.1 Выбор технологии концептуального моделирования салона красоты
Для детального исследования объекта необходимо построить диаграммы, призванные в полной мере раскрыть назначение проектируемой программной системы. Моделью, способной отразить роль программной системы в бизнес- процессах салона красоты, является IDEF0, используемая в методологии функционального моделирования работ SADT. С этой же целью необходимо построить: диаграмму вариантов использования, диаграмму деятельности, диаграмму последовательности. Для внутреннего проектирования программной системы необходимо построить: схему работы модели MVC, диаграмму классов, диаграмму развертывания.
Итогом этой деятельности станет разработанная АИС, которая будет отвечать всем требованиям.
Необходимо применить графическое представление, показывающие решения как исходной задачи, так и разрабатываемой системы. Для этого нужно построить ряд моделей системы. Эти модели используют, как правило, графическое представление более понятно, чем описание требований на естественном языке.
Чтобы выбрать наиболее подходящее средство, была построена таблица
1.1, в которой указаны плюсы и минусы различных нотаций.

10
Таблица 1.1 – Сравнительный анализ средств концептуального моделирования
Критерий
IDEF0
ARIS
UML
Порог вхождения
Низкий
Высокий
Средний
Удобство построения моделей
Высокое
Высокое
Среднее
Декомпозиция
Неограниченная
Подход
Функцио- нальный
Процессный
Объектно- ориентированный
Исходя из построенной выше таблицы 1.1 делается вывод, что нотация
IDEF0 является наиболее подходящей для построение концептуальной модели предметной области, так как при использовании IDEF0 минимизируется затраченное на изучение нотации время, а ее возможности позволяют в полной мере раскрыть необходимые аспекты системы.
1.2.2 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ»
Наиболее широко используемая методология описания процессов – стандарт
IDEF0.
Модели в нотации
IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания процессов компании в функциональном аспекте.
Для определения базового функционала проектируемой программной системы необходимо построить IDEF0 диаграмму, которая покажет роль программной системы в основном бизнес-процессе «Оказание услуг» КАК ЕСТЬ.
На диаграмме, изображенной на рисунке 1.1, показано, что бизнес- процесс «Оказание услуг» получает на вход информацию от клиента, здесь он может выбрать услугу или товар, а работник его обслуживает. На выходе клиент должен получить свой товар или услугу, а также чек, подтверждающий, что он приобрел эту услугу. Так как салон работает по законодательству государства, в котором осуществляет свою деятельность, то и регулируются все сделки соответствующими законами.


11
Рисунок 1.1 – IDEF0 диаграмма «КАК ЕСТЬ» для основного бизнес- процесса салона «Оказание услуг».
Теперь необходимо составить декомпозицию основного бизнес-процесса.
Рисунок 1.2 – IDEF0 диаграмма декомпозиции бизнес-процесса
«Оказание услуги»
По диаграмме видно, что в бизнес-процессе «Оказание услуг» существуют несколько этапов, предшествующие получением клиентом услуги.
Сначала необходимо привлечь клиента, это можно сделать рекламой, либо выгодным коммерческим предложением от менеджера. Затем клиент должен

12 определиться с нужной ему услугой, а персонал создает документ «Оказание услуги». После этого происходит оплата, а клиент получает эту услугу и чек, как подтверждение, что оплатил ее.
1.3 Постановка задачи на разработку проекта создания/внедрения
автоматизированной информационной системы
Проанализировав основные бизнес-процессы салона, а также выявив те модули, которые можно автоматизировать, было принято решение разработать автоматизированную информационную систему на платформе
«1С:Предприятие». Данная ИС должна включать следующие возможности: учет товаров, учет поставок, база данных клиентов и сотрудников. Также были сформулированы следующие требования.
Первое требование – решение должно обеспечивать автоматизацию процессов учета и анализа всех хозяйственных операций с номенклатурой.
Любая оказанная услуга должна фиксироваться единожды, а также необходимо вести учет всех приходных накладных, для успешного ведения бизнеса.
Второе требование – решение должно включать функционирование бонусных(дисконтных) карт лояльности, а также иметь возможность проводить различные рекламные программы. Для существования подобного бизнеса необходимо постоянное привлечение новых покупателей, а для постоянных поощрение. Введение дисконтных карт и акций для новых покупателей позволит это решить.
Третье требование – решение должно быть максимально удобным и понятным для конечного пользователя. Правила учета и работы любого успешного предприятия развиваются с течением времени. Соответственно система учета должна иметь возможность меняться вслед за ними.

13
1.4 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
Для определения минимального необходимого функционала автоматизированной информационной системы необходимо построить диаграмму деятельности салона.
Необходимо на основе уже имеющихся данных отобразить, что будет автоматизировано, как изменится логическая модель предприятия.
Взяв за основу существующие процессы модели «КАК ЕСТЬ», были добавлены нововведения, что предполагаемо приведет к оптимизации и усовершенствованию оказанию услуг. Разработку системы под конкретную область рекомендуется делать на основе бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО
БЫТЬ», чтобы разрабатываемая информационно-поисковая система строго соответствовала всем поставленным требованиям.
Рисунок 1.4 –IDEF0 диаграмма «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» для основного бизнес-процесса салона «Оказание услуг».
Теперь в основном бизнес-процессе участвует АИС, которая снимает часть задач с работника. Теперь обработка услуги, ведение учета и проверка наличие этого товара осуществляет система.