Файл: Расчёт допусков и посадок в соединениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Проектирование и эксплуатация автомобилей»

Расчетно-графическая работа

По дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

Тема: Расчёт допусков и посадок в соединениях

Вариант №17

Проверил Выполнил

Старший преподаватель студент гр. ПСт-320

Горелова Л.С. Изместьев В.А.

Екатеринбург

2022

Методы обработки результатов измерений

Цель работы

  1. Практическое знакомство с методами расчета сопряжений с учетом допусков и посадок по ГОСТ 25347-82.

  2. Получение навыков практического пользования таблицами допусков и посадок.

  3. Освоение правил графического построения полей допусков, зазоров и натягов.

Задание

  1. Для заданных посадок определить наибольшие, наименьшие предельные размеры и допуски размеров деталей, входящих в соединение.

  2. Построить схемы расположения полей допусков деталей, входящих в соединение.

  3. Определить наибольшие, наименьшие зазоры, натяги и допуски посадок, полученные данные занести в таблицу.

Необходимые приборы и пособия

ГОСТ 25347-82. ЕСДП. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

Исходные данные

  1. 90 H10/h9

  2. 22 H5/k4

  3. 124 H7/p6

  4. 24 F7/h6

Краткие теоретические сведения

Применяемые условные обозначения:

  1. d – диаметр вала;

  2. D – диаметр отверстия;

  3. ES – верхнее отклонение отверстия;

  4. EI – нижнее отклонение отверстия;

  5. es – верхнее отклонение вала;

  6. ei – нижнее отклонение вала;

  7. dmax, dmin – наибольший и наименьший размеры вала;

  8. Dmax, Dmin – наибольший и наименьший размеры отверстия;

  9. Smax, Smin – наибольший и наименьший зазоры;

  10. Nmax, Nmin – наибольший и наименьший натяги.


В соединении элементов двух деталей один из них является внутренним (охватывающим), другой – наружным (охватываемым). В системе допусков и посадок гладких соединений всякий наружный элемент условно называется валом, всякий внутренний – отверстием. Термины «отверстие» и «вал» применяются и к несопрягаемым элементам.

Под размером элементов, образующих гладкие соединения, и аналогичных несопрягаемых элементов понимается: в цилиндрических соединениях – диаметр, в плоских – расстояние между параллельными плоскостями по нормали к ним. В более узком смысле в системе допусков и посадок размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. д.) в выбранных единицах измерения (в машиностроении обычно в миллиметрах).

Номинальный размер – основной размер, полученный на основе расчетов и указанный на чертеже. Он служит началом отчета отклонений и относительно его определяются предельные размеры.

Действительный размер – размер элемента, установленный измерением, с допустимой погрешностью.

Отклонение – разность между действительным и номинальным размерами.

Предельные отклонения – два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться действительный размер.

Верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.

Нижнее отклонение - алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Допуск Т – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями. Допуск – это абсолютная величина без знака.

Квалитет (степень точности) – совокупность допусков, которые соответствуют одному уровню точности для всех номинальных размеров. Стандарт устанавливает 20 квалитетов: 0,1, 0, 1,2, ... 18. В основном, применяются квалитеты, начиная с 5-го.

Разность размеров отверстия и вала до сборки определяет характер соединения деталей, или посадку, т. е. большую или меньшую свободу относительного перемещения деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.

Разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, называется

зазором S.

Разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия, называется натягом N.

Содержание работы

  1. 90 H10/h9

ES = +0,140 мм

EI = 0 мм

es = 0 мм

ei = - 0,087 мм

Dmax = 90 + ES = 90,140 мм

Dmin = 90 + EI = 90,0 мм

dmax = 90 + es = 90,0 мм

dmin = 90 + ei = 89,913 мм

TD = Dmax - Dmin = 0,140 мм

Td = dmax - dmin = 0,087 мм

Smax = Dmax - dmin = 0,277 мм

Nmax = dmax - Dmin = 0,140 мм



Рисунок 1.1 – схема расположений полей допуска 90 H10/h9

Вид посадки - переходная

Рисунок 1.2 – обозначение посадки 90 H10/h9 на чертеже

  1. 22 H5/k4

ES = +0,009 мм

EI = 0 мм

es = +0,008 мм

ei = +0,002 мм

Dmax = 22 + ES = 22,009 мм

Dmin = 22 + EI = 22,0 мм

dmax = 22 + es = 22,008 мм

dmin = 22 + ei = 22,002 мм

TD = Dmax - Dmin = 0,009 мм

Td = dmax - dmin = 0,006 мм

Smax = ei - ES = 0,007 мм

Nmax = dmax - Dmin = 0,008 мм



Вид посадки – с натягом

  1. 124 H7/p6

ES = +0,040 мм

EI = 0 мм

es = +0,068 мм

ei = +0,043 мм

Dmax
= 124 + ES = 124,04 мм

Dmin = 124 + EI = 124,0 мм

dmax = 124 + es = 124,068 мм

dmin = 124 + ei = 124,043 мм

TD = Dmax - Dmin = 0,04 мм

Td = dmax - dmin = 0,025 мм

Nmax = dmax - Dmin = 0,068 мм

Nmin = dmin – Dmax = 0,003 мм



Вид посадки – с натягом

  1. 24 F7/h6

ES = +0,041 мм

EI = +0,020 мм

es = 0 мм

ei = -0,013 мм

Dmax = 24 + ES = 24,041 мм

Dmin = 24 + EI = 24,020

dmax = 24 + es = 24,0 мм

dmin = 24 + ei = 23,987 мм

TD = Dmax - Dmin = 0,21 мм

Td = dmax - dmin = 0,013 мм

Smax = Dmax - dmin = 0,054 мм

Smin = Dmin - dmax = 0,020 мм



Вид посадки – с зазором

Таблица 1 - таблица результатов

Посадка

????????????????

????????????????

????????

????????????????

????????????????

????????

????????

Зазоры

Натяги

Вид посадки

????????????????

????????????????

????????????????

????????????????

90 H10/h9

90,14

90

0,14

90

89,913

0,087

0,227

0,227

0

0

0,227

Переходной

22 H5/k4

22,009

22

0,009

22,008

22,002

0,006

0,015

-

-

0,008

0,007

С натягом

124 H7/p6

124,04

124

0,04

124,068

124,043

0,025

0,065

-

-

0,068

0,003

С натягом

24 F7/h6

24,041

24,02

0,21

24

23,987

0,013

0,223

0,054

0,02

0

-

С зазором


Вывод

В ходе работы я ознакомился с методами расчета сопряжений с учетом допусков и посадок с учетом требований ГОСТа и научился на практике использовать таблицы ГОСТа. Также я на научился применять формулы для расчета типовых гладких цилиндрических соединений и строить схемы полей допусков, зазоров и натягов.