Файл: Справочник по воспитательной и педагогической психологии Карельская государственная педагогическая академия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Илясова Елизавета , группа 4202
Типовые задания по теме 3.1. Воспитание как специально организованный процесс развития личности
-
Список литературы по теме (автор, название, издание, год): не менее 5 (с указанием локализации – библиотека университета, ЭБС, внешний сайт).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В. В. Давыдов , 1993 г. -
Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. В.Г. Панов , 1993-1999 г. -
Педагогический тезаурус И.А. Тютькова , 2016 г. -
Словарь справочник по воспитательной и педагогической психологии «Карельская государственная педагогическая академия» Е.О. Бурачевская , Н.Ю. Скороходова , 2011 г. -
Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин И.В. Новгородцева 2017 г.
-
Заполнить таблицу.
Вид воспитания | Содержание |
| Развитие познавательных процессов, интересов, духовных запросов воспитанников. Важную роль здесь играет проявление самостоятельности и критичности мышления. |
| Одна из форм наследования нравственности в обществе:
|
|
|
| Процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе. |
| Процесс формирования эстетического сознания личности и форм деятельности. Развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов. |
| Формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, физического и духовного самосовершенствования. |
3. Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:
— Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.
— Это секрет? — серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.
— Тогда сделаем так, даю вам 5 минут — поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.
Вопросы и задания
-
Определите методы и приемы воспитания в данной ситуации. -
Подберите 2-3 приема воспитания для решения подобных вопросов. -
Какое литературное произведение рекомендуете прочитать детям для развития нравственных чувств -чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия?
-
Проявление доверия и сочувствия к ученикам , просьба без оказания давления в сторону конфликтующих , оказание моральной поддержки ученикам , предложение путей решения конфликта , предложение гуманного исхода и этическая беседа. -
Просьба/требование прекращения вопроса мирным путём т.е. с помощью диалога. Приказ завершения драки с указанием на допущенные ошибки обеих сторон возникшего конфликта. -
Подходящие литературные произведения:
-
«Человек на часах» Лескова -
"Гроза" А. Н. Островского -
"Ипполит" Еврипида
-
«Война и мир» Л. Н. Толстого -
«Капитанская дочка» Пушкина
4. Согласны ли Вы с высказываниями? Дайте развернутый ответ.
а) «Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество».
Семья – это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Семья – это социально-культурный институт. Семья создана для важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. Семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими.
Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
б) «В семье формируются те качества, социокультурные и духовно-нравственные ценности, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут».
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Типовые задания по теме 3.3. Методы воспитания
1. Заполнить таблицу.
Понятие | Определение | Источник информации |
духовность | индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность) | Словаре терминов по общей и социальной педагогике |
мораль | Нравственность , правила нравственного поведения, система норм поведения; форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимо восприятие и само восприятие людей. | Словаре терминов по общей и социальной педагогике |
нравственные знания | основы знаний об этике, морали, в том числе и в области профессиональной деятельности, получаемые в процессе обучения. | Словаре по педагогической психологии |
нравственное поведение | определённые правила поведения, носящие положительный для общества характер, которые определяют духовные ценности, идеалы и качества для человека, необходимые для существования в определённом обществе. Иными словами это правила, которые разграничивают что хорошо, а что нет, что такое добро, а что является злом. | Словаре по педагогической психологии |
нравственное развитие | осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. | Словаре по педагогической психологии |
-
Характеристика двух методов воспитания (из разных групп методов-на выбор)
-
Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему многократных и усложняющихся повторений специальных действий и поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек правильного поведения.
Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие из них включаются в жизнь и быт учащихся и выполняются ими в различных ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у школьников вежливость, честность, культуру поведения, необходимо их ставить в такие условия, в которых они вынуждены проявлять эти качества.
-
Метод приучения. Метод приучения – это система хорошо продуманной организации учебы, жизни и быта учащихся, приучающая их к порядку, разумному поведению.
Формирование трудовых навыков и общественной активности учащихся осуществляется путем приучения их выполнять поручения и индивидуальные задания. Учитель с первого дня поступления в школу привлекает детей к выполнению отдельных трудовых заданий типа: «Андрей, раздай ребятам тетради»; «Лена, приведи в порядок доску» и т. п. За несколько минут до окончания урока учитель может дать задание всем учащимся, например, навести порядок на своих местах в классе.
-
Подберите 5-7 пословиц и поговорок народов мира о воспитании. Что их объединяет? Раскройте смысл одной пословицы.
Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей
Следя за чужими манерами, исправляй свои. | японская пословица |
Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, – он постоянно расширяется. | арабская поговорка |
Хорошее воспитание — лучшее наследство. | татарская пословица |
Не говори, чему учился, а говори, что узнал. | таджикская пословица |
Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. | китайская пословица |
Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. | персидская пословица |
Посеянное вовремя жемчугом взойдет. | азербайджанская пословица |
«Следя за чужими манерами, исправляй свои.» - смысл пословицы заключается в том, что наблюдая за поведение других людей, нужно корректировать также и свои манеры.
4. Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:
— Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю в расплох... Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:
— Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку...
Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.
Вопросы и задания
-
Определите прием воспитания, обоснуйте выбор педагога.
использования общественного мнения (референтной для воспитанника группы или коллектива — школьного, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека;
В данном случае такая тактика поведения сработала куда лучше , чем то же непосредственное влияние в виде упрёков и приказов, что значительно снизит возможный уровень агрессии и неприязни как со стороны ученика к учителю, так и со стороны коллектива к непокладистому ученику. Этой неожиданной похвалой учитель не только обратила внимание учебного коллектива на способности Коли, но и самого Колю поставить в позицию не хулигана , а смышлёного ученика.
-
Определите направление воспитательного процесса в коллективе.
Трудовое воспитание через интерес к профессиональной трудовой деятельности, через воспитание уважения к человеку труда ( детские утренники, встречи с трудовыми династиями, праздники, экскурсии на предприятия, занятия в кружках прикладного творчества, трудовые десанты, трудовые лагеря)
-
Какой спектакль/фильм рекомендуете посмотреть детям для формирования у них позитивных жизненных ориентиров и планов?
«Чудо»
«Однажды в кино»
«Голос монстра»
«Война пуговиц»
«Маленькие женщины»
«Приключения Электроника»
«Чарли и Шоколадная фабрика»
5. Ознакомьтесь с произведением А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей», часть «О родительском авторитете». Перечислите ложные и истинные авторитеты. Объясните, почему истинный авторитет (какой?) способствует укреплению семьи?
ложные авторитеты | истинные авторитеты |
авторитет любви | авторитет знания |
авторитет доброты | авторитет помощи |
авторитет уважения | |
авторитет подавления | |
авторитет расстояния | |
авторитет педантизма | |
авторитет резонерства | |
авторитет подкупа | |
Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.
Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребёнок не должен думать, что ваше руководство семьёй и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто и твёрдо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно ещё многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не бояться этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений.