Файл: Справочник по воспитательной и педагогической психологии Карельская государственная педагогическая академия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Илясова Елизавета , группа 4202

Типовые задания по теме 3.1. Воспитание как специально организованный процесс развития личности

  1. Список литературы по теме (автор, название, издание, год): не менее 5 (с указанием локализации – библиотека университета, ЭБС, внешний сайт).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В. В. Давыдов , 1993 г.

  2. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. В.Г. Панов , 1993-1999 г.

  3. Педагогический тезаурус И.А. Тютькова , 2016 г.

  4. Словарь справочник по воспитательной и педагогической психологии «Карельская государственная педагогическая академия» Е.О. Бурачевская , Н.Ю. Скороходова , 2011 г.

  5. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин И.В. Новгородцева 2017 г.

  1. Заполнить таблицу.




Вид воспитания

Содержание

  1. Умственное

Развитие познавательных процессов, интересов, духовных запросов воспитанников. Важную роль здесь играет проявление самостоятельности и критичности мышления.

  1. Нравственное

Одна из форм наследования нравственности в обществе:

  • Религиозное;

  • Просветительское

  • Патерналистское (основано на почетании родителей)

  1. Физическое

  • Физические упражнения;

  • Естественные силы природы, соблюдение личной гигиены.

  1. Трудовое

Процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе.

  1. Эстетическое

Процесс формирования эстетического сознания личности и форм деятельности. Развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов.

  1. Экологическое

Формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, физического и духовного самосовершенствования.



3. Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:

— Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

— Это секрет? — серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.

— Тогда сделаем так, даю вам 5 минут — поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

Вопросы и задания

        1. Определите методы и приемы воспитания в данной ситуации.

        2. Подберите 2-3 приема воспитания для решения подобных вопросов.

        3. Какое литературное произведение рекомендуете прочитать детям для развития нравственных чувств -чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия?




  1. Проявление доверия и сочувствия к ученикам , просьба без оказания давления в сторону конфликтующих , оказание моральной поддержки ученикам , предложение путей решения конфликта , предложение гуманного исхода и этическая беседа.

  2. Просьба/требование прекращения вопроса мирным путём т.е. с помощью диалога. Приказ завершения драки с указанием на допущенные ошибки обеих сторон возникшего конфликта.

  3. Подходящие литературные произведения:




    1. «Человек на часах» Лескова

    2. "Гроза" А. Н. Островского

    3. "Ипполит" Еврипида



    1. «Война и мир» Л. Н. Толстого

    2. «Капитанская дочка» Пушкина


4. Согласны ли Вы с высказываниями? Дайте развернутый ответ.

а) «Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество».

Семья – это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Семья – это социально-культурный институт. Семья создана для важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. Семья – это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими.

Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
б) «В семье формируются те качества, социокультурные и духовно-нравственные ценности, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут».
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Типовые задания по теме 3.3. Методы воспитания
1. Заполнить таблицу.

Понятие

Определение

Источник информации

духовность


индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность)



Словаре терминов по общей и социальной педагогике

мораль


Нравственность , правила нравственного поведения, система норм поведения; форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимо восприятие и само восприятие людей.



Словаре терминов по общей и социальной педагогике

нравственные знания


основы знаний об этике, морали, в том числе и в области профессиональной деятельности, получаемые в процессе обучения.



Словаре по педагогической психологии

нравственное поведение


определённые правила поведения, носящие положительный для общества характер, которые определяют духовные ценности, идеалы и качества для человека, необходимые для существования в определённом обществе. Иными словами это правила, которые разграничивают что хорошо, а что нет, что такое добро, а что является злом.



Словаре по педагогической психологии

нравственное развитие


осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.



Словаре по педагогической психологии




  1. Характеристика двух методов воспитания (из разных групп методов-на выбор)

  • Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему многократных и усложняющихся повторений специальных действий и поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек правильного поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие из них включаются в жизнь и быт учащихся и выполняются ими в различных ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у школьников вежливость, честность, культуру поведения, необходимо их ставить в такие условия, в которых они вынуждены проявлять эти качества.


  • Метод приучения. Метод приучения – это система хорошо продуманной организации учебы, жизни и быта учащихся, приучающая их к порядку, разумному поведению.

Формирование трудовых навыков и общественной активности учащихся осуществляется путем приучения их выполнять поручения и индивидуальные задания. Учитель с первого дня поступления в школу привлекает детей к выполнению отдельных трудовых заданий типа: «Андрей, раздай ребятам тетради»; «Лена, приведи в порядок доску» и т. п. За несколько минут до окончания урока учитель может дать задание всем учащимся, например, навести порядок на своих местах в классе.



  1. Подберите 5-7 пословиц и поговорок народов мира о воспитании. Что их объединяет? Раскройте смысл одной пословицы.


Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей


Следя за чужими манерами, исправляй свои.

японская пословица

Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, – он постоянно расширяется.

арабская поговорка

Хорошее воспитание — лучшее наследство.

татарская пословица

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

таджикская пословица

Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает.

китайская пословица

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь.

персидская пословица

Посеянное вовремя жемчугом взойдет.

азербайджанская пословица


«Следя за чужими манерами, исправляй свои.» - смысл пословицы заключается в том, что наблюдая за поведение других людей, нужно корректировать также и свои манеры.

4. Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:

Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю в расплох... Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку...

Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.

Вопросы и задания

        1. Определите прием воспитания, обоснуйте выбор педагога.

использования общественного мнения (референтной для воспитанника группы или коллектива — школьного, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека;

В данном случае такая тактика поведения сработала куда лучше , чем то же непосредственное влияние в виде упрёков и приказов, что значительно снизит возможный уровень агрессии и неприязни как со стороны ученика к учителю, так и со стороны коллектива к непокладистому ученику. Этой неожиданной похвалой учитель не только обратила внимание учебного коллектива на способности Коли, но и самого Колю поставить в позицию не хулигана , а смышлёного ученика.

        1. Определите направление воспитательного процесса в коллективе.

Трудовое воспитание через интерес к профессиональной трудовой деятельности, через воспитание уважения к человеку труда ( детские утренники, встречи с трудовыми династиями, праздники, экскурсии на предприятия, занятия в кружках прикладного творчества, трудовые десанты, трудовые лагеря)

        1. Какой спектакль/фильм рекомендуете посмотреть детям для формирования у них позитивных жизненных ориентиров и планов?


«Чудо»

«Однажды в кино»

«Голос монстра»

«Война пуговиц»

«Маленькие женщины»

«Приключения Электроника»

«Чарли и Шоколадная фабрика»


5. Ознакомьтесь с произведением А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей», часть «О родительском авторитете». Перечислите ложные и истинные авторитеты. Объясните, почему истинный авторитет (какой?) способствует укреплению семьи?


ложные авторитеты

истинные авторитеты

авторитет любви

авторитет знания

авторитет доброты

авторитет помощи

авторитет уважения




авторитет подавления




авторитет расстояния




авторитет педантизма




авторитет резонерства




авторитет подкупа





Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.
Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребёнок не должен думать, что ваше руководство семьёй и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто и твёрдо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно ещё многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не бояться этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений.