Файл: Тема одиночества и тоски Маяковского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема одиночества и тоски Маяковского


Владимир Маяковский – Великий русский поэт 20-ого века. Он покорил публику своими новыми, не на что не похожими произведениями, в которых отразились все его мысли и чувства. Его жизнь была насыщена событиями и захватывающими моментами, но при всём этом она была невероятно трагичной. События, болезни оставляла на нём неизгладимый след. Это приводило к тяжелым переживаниям, так как организм не справлялся с навалившимися проблемами, и внутреннее беспокойство постепенно разрушало поэта изнутри. Свои переживания он описывал в стихах, и чтобы понять тему одиночества Маяковского, стоит разобраться: каким человеком он является.


Почему он чувствовал тоску и одиночество?

  • Прежде всего он являлся гением

Не испытывая ни капли сомнения можно смело утверждать, что Маяковский является Гением. Помимо того, что он добился невероятных успехов в искусстве, он рискнул и дал миру нечто новое, незнакомое. Он не стал очередным подражателем, а поставил свою жизнь на карту, под страхом быть неоценённым и непонятым. Инициатива – непостижимая форма гениальности .

Маяковский имел дар творить мир: наводить и разрушать порядок, ломать и возводить границы, однако вести путь гения – очень тяжёлая ноша. Гений рискует всю свою жизнь прожить непонятым для остальных людей, неоценённым, потерпеть унижение и критику, как при жизни, так и при смерти. «Что может быть хуже дурака? Дурак с инициативой». Хоть Гениальность зачастую добродетель, она почти наверняка ведёт к одиночеству, так как это то, что выше понимания и принятия большинства людей.

Маяковский знал, что он гений и из-за этого чувствовал себя ущербным и в тоже время невероятно уверенным, порой проявляя плохо скрытое высокомерие:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

Весь

Боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

Подобные громкие высказывания могут быть не чем иным, как бредом величия, впрочем, не без причины. Он брал на себя роль пророка, давая себе право в агрессивной и грубой форме читать свои манифесты:

А все-таки

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река — сладострастье, растекшееся в слюни.


Отбросив белье до последнего листика,

сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,

выжженный квартал

надел на голову, как рыжий парик.

Людям страшно — у меня изо рта

шевелит ногами непрожеванный крик.

Но меня не осудят, но меня не облают,

как пророку, цветами устелят мне след.

Все эти, провалившиеся носами, знают:

я — ваш поэт.

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!

Меня одного сквозь горящие здания

проститутки, как святыню, на руках понесут

и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!

Не слова — судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под мышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

Однако, не стоит забывать, что порой излишняя самоуверенность проявляется, дабы скрыть свои страхи.

  • Также он считал себя неполноценным

Душа поэта была невероятно беззащитна и уязвима. Его огромность могла сбить с толку и не дать обратить внимание на тему одиночества и даже некой ненависти к самому себе в своих произведениях. Маяковский часто подчеркивал свою бесполезность, никчемность, даже издевался над собой:

Пройду,

любовищу мою волоча.

В какой ночи́,

бредово́й,

недужной,

какими Голиафами я зача́т —

такой большой

и такой ненужный?

Он относится к себе как к сломанной вещи, которую вот-вот выкинут, и причин такого негативного отношения к себе могло быть много: возможно стеснялся своего большого роста или грубого лица, получил недостаточно внимания в детстве, почувствовал себя неполноценно морально или стыдился классового положения, но, что наиболее вероятно, он чувствовал себя нелюбимым на протяжении всей жизни.

Порой его с головой накрывала тоска, и на листе он мог оставить все свои горестные мысли:

Несколько слов обо мне самом

Я люблю смотреть, как умирают дети.

Вы прибоя смеха мглистый вал заметили

за тоски хоботом?

А я —

в читальне улиц —

так часто перелистывал гро̀ба том.

Полночь

промокшими пальцами щупала

меня

и забитый забор,

и с каплями ливня на лысине купола

скакал сумасшедший собор.



Я вижу, Христос из иконы бежал,

хитона оветренный край

целовала, плача, слякоть.

Кричу кирпичу,

слов исступленных вонзаю кинжал

в неба распухшего мякоть:

«Солнце!

Отец мой!

Сжалься хоть ты и не мучай!

Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой

в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

Но не всегда Маяковскому было угодно жалеть себя. Пытаясь справиться с навязчивыми мыслями, он вёл себя вызывающе и агрессивно к обществу: его произведения отдавали сатирой, высмеиванием, в них даже порой приводились непотребные высказывания:

Часы нависали, как грубая брань,

за пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

величественно, как Лев Толстой.

Иногда стих направлен на выражение претензии всем ему неугодным:

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти!

А иногда мог просто привести странную аналогию:

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами

тысячью поцелуев покрою

умную морду трамвая.

Маяковский обращал на себя внимание. Сложно пройти мимо человека, проявляющего такую дерзость по отношению к обществу, и он продолжал приманивать к себе всеобщее внимание, провоцировал, давая понять, что он не прост, предостерегал, мол, своим едким словцом может и уколоть.

  • Маяковский чувствовал отвращение к действительности

Он замечал то, мимо чего другие равнодушно проходили. Замечал несправедливость, порочные поступки людей. Это давило на него и выводило из себя. Его посещали мысли о том, что мир несовершенен, в нём полно порока и грязи. Возможно, поэтому его заинтересовали идеи революции: изменить тот порядок и те правила, что, как ему казалось, отравляли все вокруг. Но, как бы ему не хотелось, всё он изменить не в силах, но он пытается свалить вину на тех, кого считает причастными во всех бедах.


Бедность его семьи оказало влияние на отношение к высшим слоям общества. Маяковский посвятил много произведений стремясь пристыдить, унизить, высмеять «зажравшуюся» богему, ходившую в начальниках:

Моё к этому отношение

Май ли уже расцвел над городом,

плачет ли, как побитый, хмуренький декабрик, —

весь год эта пухлая морда

маячит в дымах фабрик.

Брюшком обвисшим и гаденьким

лежит на воздушном откосе,

и пухлые губы бантиком

сложены в 88.

Внизу суетятся рабочие,

нищий у тумбы виден,

а у этого брюхо и все прочее —

лежит себе сыт, как Сытин.

Вкусной слюны разли́лись волны,

во рту громадном плещутся, как в бухте,

А полный! Боже, до чего он полный!

Сравнить если с ним, то худ и Апухтин.

Кони ли, цокая, по асфальту мчатся,

шарканье пешеходов ли подвернется под взгляд ему,

а ему все кажется: «Цаца! Цаца!» —

кричат ему, и все ему нравится, проклятому.

Растет улыбка, жирна и нагла,

рот до ушей разросся,

будто у него на роже спектакль-гала́

затеяла труппа малороссов.

Солнце взойдет, и сейчас же луч его

ему щекочет пятки хо́леные,

и луна ничего не находит лучшего.

Объявляю всенародно: очень недоволен я.

Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,

характер — как из кости слоновой то́чен,

а этому взял бы да и дал по роже:

не нравится он мне очень.

  • И последняя, основная причина его одиночества: Он был нелюбимым

В его жизни встречалось много людей: плохих, хороших, одни обожали его, другие ненавидели, но никто не стал для него достаточно близок, чтобы заполнить пустоту в сердце. Считается, что один человек не полноценен, лишь союз двух людей образует единое существо, единого человека. Маяковский всю жизнь искал: чем заполнить эту пустоту. Хоть он пользовался успехом у женщин, им хватало короткого романа с известным поэтом, да и характер у него был несносный, поэтому все понимали: тяжело прожить жизнь с таким человеком.

В некоторых отрывках своих произведений он, словно убеждая себя, говорил о том, что он не хочет, да и не нуждается в той, кого любит:

Делай что хочешь.

Хочешь, четвертуй.


Я сам тебе, праведный, руки вымою.

Только -

слышишь! -

убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

Он пишет эти строки не потому, что боится или не понимает любви, а потому что знает какая эта мука чувствовать привязанность.

Но, тем не менее, он всем сердцем желает отречься от чувства одиночества, что сопровождает всю жизнь и не даёт покоя:

Обыкновенно так

Любовь любому рожденному дадена,—

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на день

очерствевает сердечная почва.

На сердце тело надето,

на тело — рубаха.

Но и этого мало!

Один —

идиот!—

манжеты наделал

и груди стал заливать крахмалом.

Под старость спохватятся.

Женщина мажется.

Мужчина по Мюллеру мельницей машется.

Но поздно.

Морщинами множится кожица.

Любовь поцветет,

поцветет —

и скукожится.

Так или иначе, именно одиночество свело его в могилу. Было много и других проблем навалившихся на него в последние дни жизни, Но отказ его последней любви, Вероники Полонской, поставило в его жизни окончательную точку. Однажды Маяковский уже пытался закончить жизнь самоубийством, всё точно также: выстрелить из пистолета, в грудь – но пистолет дал осечку. Второй раз не решился. Вынул обойму и оставил только один патрон в стволе, словно планируя на перёд, решил довериться судьбе. Мысль о самоубийстве его хроническая болезнь, которая, как любая хроническая болезнь, обострялась при неблагоприятных условиях.

Предсмертная записка, последние слова великого поэта:

Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,

не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ

(другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,

мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят-

"инцидент исперчен",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир М а я к о в с к и й.