Файл: Реферат По дисциплине Социология и политология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии и психологии


Реферат

По дисциплине: Социология и политология

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема работы: Феминизм и традиционная семья

Выполнил: студент гр. САМ-22 Мударова А. Р.

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)

Дата:____________

Проверил(а):

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2023

Содержание



Введение


Из года в год, из века в век, в России всегда было понятие традиционной семьи: глава семьи и источников доходов - отец, хранительница очага - мать, и дети, которых могло быть как двое, так и семеро. Женщинам часто приходилось терпеть рукоприкладство и не иметь возможности зарабатывать деньги, как мужчины. Однако с эволюцией общества женский пол смог добиться уравнивания в правах с мужским. Женщины также стали получать высшее образование, ходить на работу, как и мужчины. И с этими изменениями возник вопрос о традиционной семье. Некоторым людям чуждо слышать о разделении обязанностей и о том, что женщины могут не уметь что-либо делать, что по стереотипам, для них уготовлено.

Цель данной работы - определить, какое влияние оказал феминизм на традиционную семью.

Задачами реферата являются:

  1. Изучение истории становления феминизма, показать его роль в изменении и изменении традиционных семейных ценностей;

  2. Определить роль женщин в традиционной семье и сравнение ее с местом мужчин в традиционной семье;

  3. Отметить изменения в семейном обществе, которые произошли благодаря феминизму.


§1. История возникновения феминизма


Перед тем, как начать изучать историю возникновения этого движения, изучим, что это такое. Феминизм - это движение, которое требует, чтобы женщины имели точно такие же политические, экономические и гражданские права, как и мужчины. Самое главное: это движение, которое обеспечивает соблюдение этих прав на практике, а не формально.


Идеи, схожие с феминизмом, пронизывали западную культуру с древности. Например, в пятой книге "Государства" Платона говорится, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщины стали правителями. Если женщина достаточно умна и одарена, она должна иметь те же права, что и самые умные и одаренные мужчины. Элементы феминизма можно найти как в Средние века, так и в эпоху Возрождения.

Считается, что первой феминисткой была Мэри Уоллстонкрафт, англичанка, жившая в конце XVIII века. В своем трактате "Защита прав женщин" она подняла вопросы о судьбе женщин, в том числе о том, чем они отличаются от мужчин, насколько оправдано обвинение женщин в отсутствии интеллекта и как на роли женщин влияют материнство и домашнее хозяйство.

Главный лозунг Воллстонкрафт, вызвавший скандал, заключался в том, что "женщины сами распоряжаются своей судьбой". Немного в тени Уоллстонкрафт находится ее соотечественница Мэри Эстер, которая ссылается на рационалистическую философию Декарта, не делающую различий между мужчинами и женщинами.

Воллстонкрафт находилась под аналогичным влиянием Руссо и спорила с ним. В этих ранних работах карикатурный образ феминисток разрушен, и они предлагают разнообразные, часто ироничные и иногда неожиданные аргументы. Например, Эстер обсуждает создание женских "светских монастырей" как возможную альтернативу браку и переход к "мужской собственности" на женщин.

Среди ранних феминисток был по крайней мере один мужчина - классический либеральный философ Джон Стюарт Милль. В 1869 году он опубликовал трактат "О подчинении женщин" в защиту прав женщин. Однако большинство мужчин решительно выступали против феминизма.

Это происходило потому, что они не понимали, чего хотят эти женщины. Один писатель-мужчина даже заявил в ответ на публикацию брошюры Уолстонкрафт, что "просить о защите прав женщин так же нелепо, как просить о защите прав домашних животных". Еще одно "классическое возражение" против суфражистского движения заключалось в том, что "феминистками становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать найти достойных мужей".

В истории феминизма есть три волны. Первую волну феминизма определить легче всего. Это была борьба женщин за политическое равенство и возможность голосовать и быть избранными. Первые феминистки апеллировали к либеральному лозунгу о том, что люди имеют равные права независимо от их пола.



Женщины объединились и добились своего: в 1920 году была принята 19-я поправка к Конституции США, в которой говорилось, что пол не может быть препятствием для ограничения участия в политической жизни, особенно в выборах. После этого многие думали, что с феминизмом покончено. Женщины достигли своей главной цели, а другие проблемы могли решить политики, избранные женщинами на выборах.

Вторая волна феминизма, возникшая в 1960-х годах, была более сложным явлением. Угнетение уже не сводилось только к исключению женщин из политической жизни. Оказалось, что политическое равенство не исключает угнетения дома и на работе. Важным текстом этого периода является "Второй пол" Симоны де Бовуар.

Феминистки второй волны критиковали идею о том, что главное предназначение женщины - быть матерью, что они интерпретировали как отказ от карьеры и заботы о семье. Они оспаривали аргумент о том, что женщины не должны стремиться к самовыражению за пределами этого "женского мира".

Предполагается, что мужчины от природы экстраверты, а женщины - интроверты, и что это общественное разделение труда навсегда определено законами природы.

В этот момент список тем, связанных с феминизмом, расширяется и включает в себя насилие (реальное, бытовое и символическое - например, мальчикам говорят не быть "девчонками", как будто быть девочкой как-то оскорбительно), критику навязанных гендерных ролей, оплачиваемую и неоплачиваемую домашнюю работу. понимается как проблема. В целом, речь идет о проблематизации женской фигуры в культуре.

Вопросы, от которых отказались феминистки 1960-х годов, актуальны и сегодня. На Западе женщины массово вышли на рынок труда, что значительно повысило благосостояние общества и породило совершенно новое представление о реальной гендерной политике.

Феминизм третьей волны, зародившийся в 1990-х годах, пытается применить современные философские идеи, особенно постструктурализм, а также постколониальную теорию, к гендерным исследованиям. Дискуссия здесь в основном вращается вокруг понятия идентичности. В целом, на данном этапе уже трудно говорить о конкретном теоретическом единстве феминистской мысли.

Важной темой для феминисток третьей волны является признание того, что речь идет не о проблемах мужчин и женщин. Речь идет о попытке понять, как именно конструируются гендерные роли - мужские и женские - и как мы становимся мужчинами и женщинами. Что делает нас мужчинами или женщинами? В связи с этим возникает вопрос о том
, могут ли существовать другие гендерные роли. Теория квира исследует множественную гендерную идентичность.

Третья волна характеризуется движением Riot Grill, которое вращается вокруг эстетики женщин, которые не только свободны, но и самодостаточны, способны и могут руководить социальным миром, и в этом смысле сильнее мужчин. Riot Grill объявил, что бюстгальтеры push-up не противоречат существованию мозга, и возродил агрессивный макияж и высокие каблуки, которые до недавнего времени считались типичными символами мужского угнетения. Riot grrrl уходит корнями в панк. Конечно, участники критиковали панк за андроцентризм и женоненавистничество, но обе субкультуры имеют некоторые общие черты. Например, "сделай сам" (DIY). Девушки учили друг друга играть на инструментах и записывали песни дома. Сейчас многие песни либо плохого качества, либо вообще отсутствуют - принцип DIY дал женщинам право голоса. И девушки выражали это как в своих текстах, так и в своих журналах.

Одной из точек отсчета третьей волны феминизма является дело о домогательствах Аниты Хилл. Это было одно из первых получивших широкую огласку дел: В 1991 году Кларенс Томас был назначен членом Федерального Верховного суда. Когда Анита Хилл, студентка юридического факультета, узнала об этом, она решила предать огласке тот факт, что Томас домогался ее на работе - десять лет назад они вместе работали в отделе образования. Хилл подготовила доклад и явилась для дачи показаний. Пресса узнала правду, и дело обсуждалось по всей стране. Дебаты о домогательствах и границах допустимых отношений продолжаются и сегодня, но в то время судебный процесс по этому делу вызвал большой резонанс. Томас рассказал Хиллу о просмотренной им порнографии и описал себя как сексуального партнера. Особое внимание к домогательствам подчеркивает третью волну феминизма. Хотя Томас стал судьей Верховного суда без суда (кстати, он считается самым консервативным судьей последних десятилетий), дело Аниты Хилл подняло много новых вопросов и положило начало новой эре феминистского движения. Некоторые считают книгу Сьюзен Фалуди "Ответный удар", опубликованную в 1991 году, началом новой эры. Подзаголовок книги - "Объявление войны американским женщинам". В книге описывается обратная реакция СМИ, когда женщины, ориентированные на карьеру, были маргинализированы в общественном дискурсе.

В 21 веке по всему миру проходят глобальные протесты бедных людей, низкооплачиваемых рабочих и фермеров. Многие из протестующих - женщины и матери, особенно цветные женщины. Они проводят глобальные кампании против политики неолиберализма, разрушения окружающей среды, захвата земель и массовых выселений, которые происходят по всему миру с 1995 года.


Таким образом, феминизм третьей волны - это свобода, в том числе свобода от ограничений, наложенных более старыми феминизмами.

§2. Роль мужчины и женщины в традиционной семье


В время термин "традиционные ценности" стал модным и даже был включен в основной закон нашей страны - Конституцию. Для одних традиционные семейные ценности - это единственно верный образ жизни, который необходимо сохранить любой ценой, для других - устаревшее и вредное клише, пришедшее из домостроя.

Интересно, что найти точное определение "традиционных ценностей" не так-то просто. Та же Конституция не объясняет, что это за ценности, и не обещает защищать и продвигать их. Поэтому мы решили с помощью Google выяснить, какие же традиционные семейные ценности ревностно соблюдаются в современной России.

По христианской парадигме, традиционная семья начинается с объединения двух взаимодополняющих полов посредством брака. Основными целями традиционного брака являются деторождение и воспитание детей, взаимная поддержка и средство сдерживания сексуальных желаний. Деторождению придается большое значение, а сознательный отказ от деторождения считается грехом.

Основные признаки патриархальной семьи:

  1. Патрилинейная система. Все передачи имущества, титулов и эпитетов происходят только по мужской линии.

  2. Абсолютная власть и ответственность отца. Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и несет ответственность за жизнь и здоровье своей жены, детей и других родственников.

  3. Более одного ребенка Характерной особенностью патриархальных семей является неизбежное наличие более одного ребенка. Женщины полностью посвящают себя рождению и воспитанию детей. При патриархате детей поощряют к самостоятельности и приучают к домашним обязанностям в раннем возрасте.

  4. Еще один признак - несколько поколений живут под одной крышей. Отец является главой семьи и самым старшим мужчиной в семье.

  5. Супруги, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе семьи и выполнять все его требования. Авторитет старшего сына признается непререкаемым и безусловным.

  6. Патриархальные семьи характеризуются набожностью и строгим следованием нормам.

  7. Глава семьи должен полностью обеспечивать пищей, одеждой и другими потребностями всех ее членов.

  8. Вся собственность принадлежит мужчинам. Женщины не могут владеть домом или землей.