Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно статье Анны Беляевой "Традиционные семейные ценности", опубликованной в 2008 году в гуманитарном журнале Тамбовского университета "Вестник", первая семейная ценность - это семья, принадлежность к определенной группе людей, связанных между собой родством или семейственностью. На втором месте, конечно же, дети и репродуктивная функция семьи.
Род, родня и родственники — это третья семейная ценность, которая, по словам Беляевой, определяла жизнь семьи на Руси. Под этим подразумевается связь поколений, преемственность и наследие, передача определенных ценностей и благ по принципу родства.
А теперь давайте узнаем, что говорят о традиционных ценностях те самые люди, которые за них ратуют. Так, например, на странице проекта «Научи хорошему», который позиционирует себя как проект «возрождения нравственности в СМИ» и «оценивает деятельность масс-медиа с позиции традиционных семейных ценностей», есть целая статья на эту тему.
По мнению автора этой статьи, понятие семьи рассматривается только как союз мужчины и женщины и относится к рождению и воспитанию детей. Такими семейными ценностями Тичгуд считает трудолюбие, честность, смелость, верность, доброту, правдивость, совесть, умеренность, любовь и веру. Автор сетует, что современные фильмы и телепередачи "высмеивают и дискредитируют традиционные семейные образы, заменяя их эгоистичными идеалами жизни "ради собственного удовольствия", а положительные образы матерей и отцов "исчезли из массовой культуры".
Еще одна статья о традиционных семейных ценностях появилась на сайте компании "Русское семейное древо", которая собирает данные о семейных историях своих клиентов и производит дорогие родословные в кожаной обложке. Копирайтеры компании описывают традиционные семейные ценности как "патриархальный образ жизни, в котором отцов уважают и следуют за ними, а женщины реализуют себя, рожая и воспитывая детей, создавая уют и занимаясь домашними делами".
Точнее, существует традиция брачного контракта, в котором много детей (как минимум двое), рождение обязательно воспитывает такие ценности, как радость, любовь, доброта и уважение друг к другу, а родители сами выбирают спутников жизни своих детей. Справедливости ради, автор статьи признает, что в современной семье произошли изменения: женщины чаще ходят на работу, супруги чаще делят домашние обязанности, заключают брачные контракты и позже заводят детей. По сути, это не традиционные, а современные ценности.
В ноябре 2016 года в электронном журнале "Образование Ямала" была опубликована статья, в которой традиционная семья описывается как "патриархальная семья с четким разделением семейных обязанностей". Соответственно, забота и материальное обеспечение семьи ложится на плечи отца, а воспитание детей и "заботы по добыче хлеба" - на мать.
Традиционные семейные ценности, перечисленные в статье: ценность материнства, отцовства и детства; ценность трудолюбия и творчества; ценность сострадания и терпения; ценность здорового образа жизни и комфорта. Для возрождения традиционных семейных ценностей автор предлагает ввести в школах курсы семейного и патриотического воспитания, повысить значимость семейного досуга и контролировать СМИ, чтобы они распространяли только те образы и модели, которые вдохновляют молодое поколение на создание семьи.
Статья Игоря Ивановича Белобородова, кандидата социологических наук, опубликованная в онлайн-журнале "Семейные и демографические исследования", раскрывает традиционный взгляд на семью в России, сформировавшийся исторически под влиянием христианства и социально-экономического положения страны.
К ним относятся: ранние браки и универсальность брака; моногамия как единственная социальная норма; резкое осуждение добрачного секса; критическое отношение к супружеской измене; ярко выраженный семьецентризм (высокий приоритет института семьи); редкость расторжения брака; высокая рождаемость и полигамия.
Это традиционный образ жизни, который благополучно сохранился на протяжении сотен лет. Среди того, что характерно для патриархальных семей, есть ряд проблем, которые особенно остро стоят сегодня:
-
Дискриминация младших членов семьи. -
Поскольку главными действующими лицами являются пожилые мужчины, у женщин и детей нет ни права голоса, ни возможности проложить свой собственный путь в жизни. -
Высокие требования к мужчинам. -
Он должен быть добытчиком, кормильцем и защитником всей семьи. Патриархальная модель требует соблюдения определенных правил и возлагает на мужчин много обязанностей. -
Она не подходит для современной ситуации. -
Технический прогресс и урбанизация означают, что женщины тратят меньше времени на работу по дому и уход за детьми. В то же время способность мужчин самостоятельно содержать и обеспечивать большую семью снизилась. Поэтому классическая патриархальная модель отношений становится все более неустойчивой.
Традиционный образ жизни имеет ряд преимуществ перед другими типами отношений:
-
Стабильность и безопасность -
В патриархальных семьях глава семьи не только все решает, но и несет ответственность за здоровье и благополучие супруги и детей. -
Четкое распределение обязанностей -
В патриархальных семьях существуют различные сферы ответственности. -
Стабильность семьи. -
Для патриархального образа жизни характерны длительные отношения без разводов. -
Забота о детях и пожилых людях -
Для патриархальных семей характерна очень сильная роль старших, которые пользуются уважением и привилегиями.
Долгое время патриархальные семьи были единственным способом выжить в трудных обстоятельствах. Однако у патриархальных семей были существенные недостатки, которые сейчас в значительной степени исчезли:
-
Зависимость. -
Вся семья должна подчиняться решениям старика. Супруги и дети не имеют права распоряжаться собственным имуществом и деньгами, самостоятельно выбирать занятия и досуг. -
Трудности в самореализации. -
Поскольку все решения принимает глава семьи, у супругов и детей нет возможности выбрать собственное образование, карьеру или профессию. -
Конфликты между поколениями -
В патриархальных семьях часто наблюдается несоответствие между желаниями отца и желаниями детей.
§3. Влияние феминизма на традиционную семью
В 1970-х годах книга Бетти Фридан вызвала настоящую революцию и заставила многих пересмотреть стереотип, согласно которому муж - добытчик, а жена - домохозяйка.
В ответ на это была выдвинута идея равенства в доме, где женщины могли бы выполнять работу по дому и получать доход, и считалось, что это сделает женщин счастливее. Молодые супруги могли выбрать любую из предложенных форм супружеского поведения или создать свой собственный улучшенный союз.
Сделало ли появление феминистского движения всех женщин счастливыми в браке? Это зависит от страны. Если отношения между мужчинами и женщинами открыты, это лучше, потому что мы можем обсуждать семейные вопросы, помогая друг другу как партнеры, а не как начальники и подчиненные. Мы можем обсуждать семейные вопросы, помогая друг другу как партнеры, а не как начальники и подчиненные. Нет ничего лучше для семьи, чем два друга, которые понимают друг друга и готовы помогать друг другу. Тогда легче договориться, извиниться, простить и остаться счастливым. Некоторые супруги постоянно борются с устоявшимися традициями в обществе и дома. Другие добиваются странных побед, внося свой вклад в семейный бюджет, а также выполняя работу по дому. Конечно, есть и те, кто живет не ради собственного счастья и свободы, а стремится к благополучию своей семьи, счастливым отношениям и счастью всей семьи.
Влияние феминизма и активизма за равные браки изменило многое в обществе к лучшему. Женщины могут зарабатывать больше, чем раньше, имеют доступ к образованию, а браки становятся более равноправными. Домашние обязанности часто делятся между мужем и женой, но женщины по-прежнему выполняют большую часть работы. Было замечено, что пары имеют более близкие отношения и более мотивированы, когда домашние обязанности делятся поровну. Мужчины проводят больше времени со своими детьми. В результате каждый член семьи становится счастливее, а сама семья - крепче.
Изменения в экономических ролях мужей и жен оказывают неожиданное влияние на стабильность семьи. Исследования показали, что мужчины больше заняты домом, а жены лучше зарабатывают деньги, что повышает их счастье в совместной жизни и снижает количество разводов.
Несмотря на угрожающий лозунг в некоторых странах о том, что повышение уровня образования женщин приведет к снижению счастья в браке, статистика показывает, что, хотя все говорят, что экономическая независимость женщин повышает риск развода, статистика из США, например, указывает на снижение уровня разводов. Социологи и экономисты утверждают, что экономически независимые женщины более гибкие дома и увереннее справляются с жизненными проблемами. В результате женщины действительно могут поддержать своих мужей и вместе преодолеть все семейные трудности.
Если обращаться к историческим источникам, то коммунисты считали главным предметом собственности частную собственность. Если бы ее не было, то не было бы и конфликтов. По их логике, даже если бы вся собственность была общей, люди продолжали бы ссориться из-за жен. Поэтому социалисты-утописты использовали "систему общинных жен" для решения этой проблемы. Таким образом, скандальная идея коммунистов "общая собственность и общие жены" получила широкое распространение.
Маркс и Энгельс применяли более скрытый подход для выдвижения своих теорий, которые были направлены на разрушение традиционной семьи. Однако в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" они писали, что в коммунистическом обществе частная собственность будет общественной, домашнее хозяйство будет профессиональным, дети будут рождаться, и им не придется беспокоиться о том, как их воспитывать, а государство возьмет на себя ответственность за их воспитание и образование.
Разве это уже не так? Многие женщины считают, что ответственность за воспитание и образование детей лежит на государстве. В разных странах, с внедрением в общество различных законов и идей, традиционное представление о семье постепенно разрушается.
В 1926 году в РСФСР был принят новый "Кодекс о браке и семье", разрешающий развод и предоставляющий равные права мужчинам и женщинам в браке. Прекратилось преследование однополых отношений, были признаны аборты.
В 1960-х годах феминизм развивался на фоне "сексуальной революции" в США и родилась концепция "свободной любви", которая повлияла на весь мир. Родилась хаотичная концепция:
-
Семейные конфликты, войны между полами; -
Мужчины-паразиты порабощают умы и тела женщин; -
Дети являются препятствием для полного раскрытия потенциала женщин.
В некоторых случаях борьба за равенство достигла абсурдных масштабов. Например, в Австралии давление со стороны феминистских групп заставило пожарных нанять одну женщину на каждого мужчину; в 1975 году учебные заведения в Пенсильвании отказались прекратить освобождать девочек от занятий борьбой и футболом из-за их пола; в США система образования штата была вынуждена исключить женщин из спорта по футболу.
Феминизм борется с более мелкими и незаметными методами воздействия на сознание людей, которые, по мнению активисток, влияют на отношение общества к женщинам. Это лингвистическая норма, которая кроется в самых обычных, поверхностных примерах. Например, почти во всех европейских языках "мужчина" эквивалентен "мужу" и "мужчине". "Женщина" означает только "жена" и не является синонимом "мужчины". Муж и означает представителя полноценного человеческого существа. Женщина - это его жена, не более того, она не имеет никаких дополнительных характеристик. Другими словами, женщина социально ничтожна и не включена в человеческое общество. Она лишь придаток, продолжение мужчины, который является ее мужем. Таким образом, языковые нормы закрепляют патриархальное отношение к мужской власти и даже физическому владению женщиной.
Феминистские историки справедливо отмечают, что в ранних традиционных обществах, особенно в рабовладельческих, женщина была "рабыней мужчины, главы семьи, который владел ею как частной собственностью и мог обращаться с ней так же, как со всем остальным, что ему принадлежало". В определенные периоды истории Древнего Рима мужья имели право жить и умереть рядом со своими женами. Женщина, нарушившая верность мужа, могла быть забита до смерти палками и камнями или брошена в цирк на растерзание животным.