ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Понятие и источники международного публичного права».
Вопросы для самоконтроля:
1 Понятие, признаки, особенности и значение международного публичного права
2 Методология международного публичного права.
3 Понятие системы международного публичного права.
4 Функции международного публичного права.
5 Понятие и виды источников международного публичного права.
6 Международный договор как основной источник международного права.
7 Понятие международного обычая, его признаки, порядок формирования.
8 Иные источники международного публичного права.
Термины: Межгосударственная система, международный правопорядок, между- народная мораль, международное «мягкое» право, теория «естественного права», jus gentium, «право цивилизованных народов», «право христианских народов».
Практическое занятие по теме: «Понятие и источники международного публичного права». Кейс-задача
Задание: Государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов
И международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.
Задача:
Государственный Секретарь США Г. Киссинжер отмечает, американская доктрина внешней политики эволюционировала на протяжении двух столетий от идей изоляционизма («США должны идти своим путем и не вмешиваться во внутреннюю политику европейских государств») к идеям мессианства («США должны нести миру идеалы демократии»).
Как Вы относитесь к этим идеям? Есть ли сегодня необходимость в формировании основного принципа внешней политики России? Где этот принцип должен быть закреплен? Каково должно быть его содержание?
Методические указания по решению кейс-задачи:
Основной формой работы студентов на практических занятиях является решение задач. Решение задач помогает лучшему усвоению теоретических знаний и способствует квалифицированной подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности. Решение каждой задачи студент должен изложить устно или письменно.
Задача представляет собой казус (случай). Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы), сформулированный в ней. При этом следует указать конкретную норму конкретного нормативного акта, на основе которой вынесено решение. Условия задачи следует переписать и, отвечая на вопрос, показать всю логику решения (последовательность действий). Необходимым условием успешного решения задач является предварительная подготовка студентов к занятиям. В первую очередь, студенты должны изучить конспект лекций и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу.
Решение задач должно быть развернутым, аргументированным и не сводиться к односложным ответам на поставленные вопросы. Важно также рассмотреть все возможные варианты решения задач. Если, по мнению студента, условие задачи дает основание для нескольких вариантов решения, то необходимо рассмотреть каждую версию. Включение в задачу измененных условий по инициативе преподавателя может быть полезным для более глубокого анализируемой ситуации.
Приступая к решению правовой задачи (казуса), необходимо подробно изучить учебную и специальную литературу, определить правоотношение, требующее регулирования, ознакомиться с нормативными актами, подлежащими применению при разрешении казуса, и проанализировать их. В процессе решения необходимо ссылаться на нормативные правовые акты и давать теоретическое обоснование ответа.
Отвечать следует не только на вопросы к задаче, но и на вопросы, возникающие в ходе правового анализа предлагаемой ситуации. Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах права.
Рассуждения и выводы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. При этом указываются абзацы, части, пункты, статьи нормативного акта. Текст этих норм необходимо в соответствующей части процитировать. Однако решение не должно состоять лишь из дословного изложения или пересказа текста статей нормативных актов.
Перед решением задач студентам предлагается ответить на теоретические вопросы, что позволит более полно усвоить основные положения темы. Простое изложение теоретических вопросов по выбору преподавателя может быть на устный или письменный опрос, проводимый в начале занятия, или иную форму проверки знаний студентов (продолжительность –20-30 мин.). Преподаватель вправе проводить на занятиях контрольные работы, предложив студентам ответить на вопросы для самоконтроля письменно. Решение задач должно носить творческий характер.
Следует формулировать свои мысли, приводимые аргументы и выводы четко, лаконично, убедительно, необходимо правильно использовать специальную юридическую терминологию, избегать двусмысленных фраз.
Начинается решение задачи с анализа ситуации, требующей правового обоснования и ее правовой оценки. Если предложенная в задаче ситуация не может быть оценена однозначно, необходимо назвать дополнительные конкретизирующие условия, при которых принимается определенное решение
Важным элементом решения является поиск соответствующих нормативных правовых актов и определение правовых норм, подлежащих применению с соответствующим их толкованием.
В ходе проводимого анализа следует вникать в суть правового материала, применять системный подход, систематическое и логическое толкование правовых норм. Но основе приведенных правовых норм необходимо принять и четко сформулировать в письменной форме конкретное решение заданной в условиях задачи ситуации.
В обоснование принятого решения приводятся соответствующие аргументы и пояснения. Делается общий вывод об обоснованности или необоснованности требований Решение казусов должно быть полным и развернутым. В решении должен быть виден ход рассуждений студента.
1 Анализ ситуации. На данном этапе необходимо, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела.
2 Оценка ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующих нормативных правовых актов. Для этого студент должен определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и
квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение.
3 Формулировка выводов, в том числе об обоснованности требований или возражений сторон спора, а если дело уже решено судом –то и об обоснованности изложенного в казусе решения.