Файл: Перемены в повседневной жизни российских сословий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История России 8 класс

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Перемены в повседневной жизни российских сословий

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи; развивать навыки самостоятельной работы, умения определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; способствовать созданию условий для формирования знаний о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке.

Задачи урока: 

уметь воссоздать исторический образ;

сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

Планируемые результаты:

-предметные: 

овладеют целостным представлением о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке; получат возможность высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-антропологического подхода к изучению истории страны.

-метапредметные УУД: познавательные:

ставят цель и формулируют задачи на урок, осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, творческого и исследовательского характера; 

коммуникативные: 

участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнёра;

регулятивные:

формулируют свою точку зрения, составляют план и последовательность действий

-личностные УУД: 

выражают положительное отношение к процессу познания.

Техническое обеспечение урока: приложения.

Технологическая карта урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Система ожидаемых результатов.

1 Организационный момент

Учитель входит в класс. Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

Дети встают.

Проверяют свою готовность к уроку.

Дети успокаиваются, сосредотачиваются.

2. Актуализация опорных знаний

Сейчас я попрошу подойти ко мне 6 человек. Учитель вызывает 6 учеников.

Я вам выдам карточки. У каждого на карточке записано своё слово. Ваша задача, попробовать объяснить одноклассникам значение этого слова, не называя его. В свою очередь, одноклассники должны отгадать это слово.

Слова на карточках: жилище, одежда, питание, досуг, чтение, путешествия.

По мере того, как ученики отгадывают слова, учитель записывает их на доске.

6 человек объясняют значение слов. Остальные ребята отгадывают эти слова.

У учеников получается объяснить значение слов, у других ребят получается отгадать эти слова.

2 Сообщение темы и целей урока.

Формулирование темы и целей урока.

О чем же мы будем сегодня говорить на уроке?

Какие цели поставим перед собой?

Дети слушают.

Определяют тему урока. Формулируют цели.

Усвоение темы и целей урока.

3 Получение новой информации

Учении делятся на 6 групп. Каждая из которых изучат материал и заполняет таблицу по своему критерию повседневной жизни сословий.

Приложение 1.

Далее каждая группа рассказывает о полученных знаниях.



Ученики работают в группах.

Делятся полученной информацией друг с другом.


Формирование умений:

- проводить поиск необходимой информации и рассказывать её.

- соотносить факты и общие явления.

- объяснять смысл и значение исторических понятий;

- формировать критическое мышление;

- уметь различать разные сословия по одежде, жилищу, питанию, времяпровождению.

4. Закрепление материала.

Учитель предлагает подвести итоги урока.

Ученики выполняют тест в группах. Приложение 2.

Ученики делают выводы по новой теме.

Подводят итоги перемен в быту основных сословий населения.

Получают домашнее задание.

Развитие способности анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять новое с ранее изученным



Приложение 1.

Жилище.

Изучи информацию в учебнике на стр. 105-106. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.




Императоры

Фавориты

Знать

Простые горожане и крестьяне

Современные жилые постройки

Название жилища
















Внутренние особенности

















Подумай, чего не хватает в жилищах простых горожан и крестьян? Что бы Вы могли добавить? Для чего это было бы необходимо?

Одежда.

Изучи информацию в учебнике на стр. 106-107. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Мужской наряд

Дамский наряд

Наряд простого человека

Современная одежда













Подумай, как можно было бы разнообразить одежду простого человека? Куда он мог бы в ней ходить?
Питание.

Изучи информацию в учебнике на стр. 107. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.




Питание до XVIII века

Питание XVIII века

























































Какие блюда смогли бы приготовить вы из тех продуктов, которые были в то время?

Досуг.

Изучи информацию в учебнике на стр. 107-108. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.



Досуг крестьян

Досуг высшего слоя населения






























































Если бы у крестьян было больше свободного времени, какой досуг мог бы быть у них?


Чтение.

Изучи информацию в учебнике на стр. 108. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Чтение в XVIII веке.

Современная литература


































































































Подумай, какие книги из современной литературы пришлись бы в пору жителям XVIII века?

Путешествия.

Изучи информацию в учебнике на стр. 108-109. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.

Путешествия в XVIII веке.

Цель

Путешествия в современном мире.

Цель







































































































































Подумай, для чего приезжали иностранцы в Россию.

Приложение 2.

Тема «Быт и обычаи в конце XVIII века»

Выберите один вариант ответа.

1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге?

а) Г. А. Потёмкина

б) П. А. Зубова

в) А. М. Дмитриева-Мамонова

г) Г. Г. Орлова

2. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?

а) крестьян

б) духовенства

в) дворянства

г) посадского населения

3. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?

а) западноевропейскую одежду

б) традиционную русскую одежду

в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде

4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.

а) колядки

б) кулачные бои

в) званые обеды

г) карнавалы

д) игра в карты

е) балы

5. Какие изменения произошли в жилищном строительстве в XVIII в.?

а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло

б) появилась поуличная нумерация домов

в) увеличилось количество этажей

г) изменилась планировка жилого дома

д) дома стали строиться только из камня