ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История России 8 класс
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Перемены в повседневной жизни российских сословий
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи; развивать навыки самостоятельной работы, умения определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; способствовать созданию условий для формирования знаний о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке.
Задачи урока:
уметь воссоздать исторический образ;
сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.
Планируемые результаты:
-предметные:
овладеют целостным представлением о культурном пространстве Российской империи в XVIII веке; получат возможность высказывать и обосновывать суждения для расширения опыта историко-антропологического подхода к изучению истории страны.
-метапредметные УУД: познавательные:
ставят цель и формулируют задачи на урок, осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, творческого и исследовательского характера;
коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем, понимают позицию партнёра;
регулятивные:
формулируют свою точку зрения, составляют план и последовательность действий
-личностные УУД:
выражают положительное отношение к процессу познания.
Техническое обеспечение урока: приложения.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Система ожидаемых результатов. |
1 Организационный момент | Учитель входит в класс. Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. | Дети встают. Проверяют свою готовность к уроку. | Дети успокаиваются, сосредотачиваются. |
2. Актуализация опорных знаний | Сейчас я попрошу подойти ко мне 6 человек. Учитель вызывает 6 учеников. Я вам выдам карточки. У каждого на карточке записано своё слово. Ваша задача, попробовать объяснить одноклассникам значение этого слова, не называя его. В свою очередь, одноклассники должны отгадать это слово. Слова на карточках: жилище, одежда, питание, досуг, чтение, путешествия. По мере того, как ученики отгадывают слова, учитель записывает их на доске. | 6 человек объясняют значение слов. Остальные ребята отгадывают эти слова. | У учеников получается объяснить значение слов, у других ребят получается отгадать эти слова. |
2 Сообщение темы и целей урока. | Формулирование темы и целей урока. О чем же мы будем сегодня говорить на уроке? Какие цели поставим перед собой? | Дети слушают. Определяют тему урока. Формулируют цели. | Усвоение темы и целей урока. |
3 Получение новой информации | Учении делятся на 6 групп. Каждая из которых изучат материал и заполняет таблицу по своему критерию повседневной жизни сословий. Приложение 1. Далее каждая группа рассказывает о полученных знаниях. | Ученики работают в группах. Делятся полученной информацией друг с другом. | Формирование умений: - проводить поиск необходимой информации и рассказывать её. - соотносить факты и общие явления. - объяснять смысл и значение исторических понятий; - формировать критическое мышление; - уметь различать разные сословия по одежде, жилищу, питанию, времяпровождению. |
4. Закрепление материала. | Учитель предлагает подвести итоги урока. Ученики выполняют тест в группах. Приложение 2. | Ученики делают выводы по новой теме. Подводят итоги перемен в быту основных сословий населения. Получают домашнее задание. | Развитие способности анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять новое с ранее изученным |
Приложение 1.
Жилище.
Изучи информацию в учебнике на стр. 105-106. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.
| Императоры | Фавориты | Знать | Простые горожане и крестьяне | Современные жилые постройки |
Название жилища | | | | | |
Внутренние особенности | | | | | |
Подумай, чего не хватает в жилищах простых горожан и крестьян? Что бы Вы могли добавить? Для чего это было бы необходимо?
Одежда.
Изучи информацию в учебнике на стр. 106-107. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.
Мужской наряд | Дамский наряд | Наряд простого человека | Современная одежда |
| | | |
Подумай, как можно было бы разнообразить одежду простого человека? Куда он мог бы в ней ходить?
Питание.
Изучи информацию в учебнике на стр. 107. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.
| Питание до XVIII века | Питание XVIII века |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Какие блюда смогли бы приготовить вы из тех продуктов, которые были в то время?
Досуг.
Изучи информацию в учебнике на стр. 107-108. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.
Досуг крестьян | Досуг высшего слоя населения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Если бы у крестьян было больше свободного времени, какой досуг мог бы быть у них?
Чтение.
Изучи информацию в учебнике на стр. 108. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.
Чтение в XVIII веке. | Современная литература |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Подумай, какие книги из современной литературы пришлись бы в пору жителям XVIII века?
Путешествия.
Изучи информацию в учебнике на стр. 108-109. Заполни таблицу, опираясь на информацию учебника и личный жизненный опыт.
Путешествия в XVIII веке. | Цель | Путешествия в современном мире. | Цель |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Подумай, для чего приезжали иностранцы в Россию.
Приложение 2.
Тема «Быт и обычаи в конце XVIII века»
Выберите один вариант ответа.
1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге?
а) Г. А. Потёмкина
б) П. А. Зубова
в) А. М. Дмитриева-Мамонова
г) Г. Г. Орлова
2. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?
а) крестьян
б) духовенства
в) дворянства
г) посадского населения
3. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?
а) западноевропейскую одежду
б) традиционную русскую одежду
в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде
4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.
а) колядки
б) кулачные бои
в) званые обеды
г) карнавалы
д) игра в карты
е) балы
5. Какие изменения произошли в жилищном строительстве в XVIII в.?
а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло
б) появилась поуличная нумерация домов
в) увеличилось количество этажей
г) изменилась планировка жилого дома
д) дома стали строиться только из камня