Файл: В настоящее время нефть является наиболее распространенным источником удовлетворения потребности двигателей внутреннего сгорания в моторном топливе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время нефть является наиболее распространенным источником удовлетворения потребности двигателей внутреннего сгорания в моторном топливе. На потребности автотранспорта тратится более 50% от общего количества добытой нефти.
Начало XXI века многие специалисты характеризуют как окончание эры дешевой нефти в связи с сокращением ее запасов. За период с 1980 по 1990 год ее себестоимость, в России возросла втрое и продолжает увеличиваться в настоящее время. Это обусловлено как увеличением затрат на нефтепереработку, вызванным главным образом увеличением ее глубины, так и удорожанием добычи нефти.
Другой причиной, влияющей на развитие кризисной ситуации с нефтяным моторным топливом, является увеличение числа транспортных средств в России, что ведет к увеличению использования энергии на транспорте. Предполагается, что в РФ к 2010 году количество личных автомобилей составит 46 млн. единиц.
Все более возрастающим фактором, обуславливающим необходимость перевода автомобильного транспорта на альтернативные моторные топлива, является ужесточение экологических требований к отработанным газам двигателей автомобилей. Антропогенное воздействие на окружающую среду от применения нефтяных топлив в автотранспортных средствах определяется огромным количеством вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу вместе с отработанными газами автомобилей, и проявляется в основном в двух видах: усилением «парникового эффекта» и негативным влиянием на здоровье людей.
В настоящее время в городах РФ на долю автотранспорта приходится более половины объема всех вредных выбросов в атмосферу. Особенно критическое положение сложилось в мегаполисах, где эта величина превышает 70%. Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям при продолжающемся увеличении транспортных потоков приводит к постоянному возрастанию загрязнения атмосферного воздуха.
В связи с экономическими и экологическими проблемами, связанными с использованием традиционного моторного топлива, сжиженное топливо стремительно набирает популярность во всем мире. Под сжиженным углеводородными газом (СУГ) понимают пропан - бутановую смесь. Как моторное топливо СУГ обладают важным преимуществом перед другими видами газовых моторных топлив: при нормальной температуре и давлении равном 1,6 МПа переходит в жидкое состояние. Следует отметить и более низкую себестоимость производства СУГ по сравнению с бензинами. Применение СУГ в качестве моторного топлива также обусловлено тем, что он имеет физико-химические свойства, близкие к бензину. Это в свою очередь требует незначительного изменения конструкции двигателя и позволяет равнозначно работать на двух видах топлива.
В мире на этом виде альтернативного топлива работает наибольшее число автомобилей - 3,5 млн. единиц. Снабжение автомобилей СУГ осуществляется на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС), сеть которых расширяется с каждым годом. В дипломном проекте рассматриваются вопросы эксплуатации АГЗС.
1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Генеральный план АГЗС
Генеральный план выполнен в масштабе 1:100 на основании глав СНиП 2.07.01-89* и СНиП 2.05.02-85. АГЗС размещена на границе участка с существующей автомобильной бензиновой заправкой.
Разбивка элементов генплана выполнена от стен операторной соседнего участка, а также правой кромки автодороги Уфа-Затон.
За относительную отметку 0,00 - пола операторной - принята абсолютная отметка 91,45 м.
Рельеф площадки АГЗС выполнен из условия обеспечения стока с ее поверхности дождевых и талых вод и создания благоприятных условий размещения зданий и сооружений.
Отвод поверхностных вод предусматривается осуществлять по спланированным поверхностям в пониженную часть местности.
Площадь, занимая АГЗС, равна 0,46 га, в том числе площадь застройки 0,04 га (9%).
АГЗС располагается с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к следующим зданиям в порядке, соответствующем проводимым приоритетам: жилым и общественным, административно-бытовым, производственным с взрывопожароопасными и пожароопасными технологическими процессами, другим производственным зданиям.
Минимальные расстояния от АГЗС до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с НПБ 111-98*.
На АГЗС размещают только здания, сооружения и технологическое оборудование, предназначенные для обеспечения заправки топливом транспортных средств, включая очистные сооружения для атмосферных осадков.
В соответствии с НПБ 111-98* на АГЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не превышает 20 м3, а единичная - 10 м3.
Таблица 1- Расстояния от АГЗС до соседних объектов, к ней не относящихся
Наименование объектов, до которых определяется расстояние | Расстояния, м, до зданий, сооружений оборудования технологических систем АГЗС |
Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий | 80 |
Лесные массивы: Хвойных и смешанных пород Лиственных пород | 60 40 |
Жилые и общественные здания | 100 |
Места массового пребывания людей | 100 |
Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей | 50 |
Торговые киоски | 60 |
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): I,II и III категории IV и V категории | 50 30 |
Маршруты электрифицированного городского транспорта | 50 |
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) | 80 |
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АГЗС | 100 |
Линии электропередачи, электроподстанции | По ПУЭ |
Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы | 50 |
Для обеспечения рациональной организации движения по территории АГЗС транспортных средств, водителей и пассажиров, а также их эффективной эвакуации при возникновении пожароопасных ситуаций или пожаров, территория АГЗС подразделяется на зоны в зависимости от их функционального использования:
-подъездную;
-зону АГЗС;
-подсобную.
В пределах подъездной зоны размещаются дороги въезда-выезда АГЗС, место установки автомобилей, ожидающих заправку, информационные и рекламные щиты, помещения служб охраны.
Зона АГЗС подразделяется на площадки:
- «складская площадка», на которой размещаются технологическое оборудование для приема и хранения СУГ (резервуары с обвязкой, оборудование СУГ и заправочная площадка для автоцистерн);
- «площадка заправочных островков», на которой размещаются островки безопасности с заправочными колонками СУГ, площадки для установки транспортных средств под заправку и отдельно стоящее здание операторной.
Складская площадка с технологическим оборудованием для приема и хранения СУГ на АГЗС имеет самостоятельное ограждение, которое обозначает территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполненное из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию и эвакуации людей в случае пожара. В местах въездов-выездов с территории указанной площадки предусмотрены ограничители проезда.
Подсобная зона включает в себя площадки мусоросборника, трансформаторной подстанции, подсобных помещений и сооружений.
Планировка АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений исключает возможность растекания аварийного пролива СУГ как по территории АГЗС, так и за ее пределы.
Проезды для заправляемых транспортных средств преимущественно прямолинейные, исключают необходимость маневрирования и возможность заезда транспортных средств на площадку очистных сооружений и в подсобную зону.
Движение транспортных средств по территории АГЗС предусмотрено одностороннее, при этом предусмотрен раздельный въезд и выезд на территорию АГЗС.
Для движения автоцистерн (АЦ) к местам слива СУГ (заправочные площадки) и выезда с территории АГЗС предусмотрен проезд шириной не менее 3,5 м.
Движение автоцистерн с заправочных площадок на выезд с территории АГЗС организовано по наиболее короткому пути, располагаемому на максимально возможном расстоянии от пожаровзрывоопасных участков (наземное технологическое оборудование, заправочные островки, здания АГЗС).
К оборудованию, в котором обращаются СУГ и его пары, предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5м и не более 25м от указанного оборудования [2].
Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС принимаются в соответствии с НПБ 111-98* (таблица 2).
Таблица 2 - Расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС
Наименование зданий и сооружений | Расстояние между зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе «Наименование» | ||||
Резервуары хранения СУГ | - | 20 | - | 15 | 9 |
Раздаточная колонка СУГ | 20 | - | 20 | 4 | 9 |
Площадка для АЦ СУГ и наружные установки перекачивания СУГ | - | 20 | - | 15 | 9 |
Очистные сооружения для атмосферных осадков | 15 | 7 | 15 | - | 3/9 |
Отдельно стоящее здание операторной | 9 | 9 | 9 | 3/9 | - |
Раздаточные колонки защищены от повреждений транспортными средствами за счет их установки на островки безопасности, возвышающиеся над прилегающей проезжей частью на высоту не менее 0,2м. Расстояние от края островка до боковой поверхности топливно-раздаточной колонки (ТРК) должно быть не менее 0,8м. Допускается это расстояние уменьшать до 0,3 м, при условии оснащения островков безопасности (в начале и конце) ограничениями (защитными дугами), выполненными из труб или прокатных профилей.
На одном заправочном островке (место установки автомобиля для заправки) предусматривается единовременная заправка только одного автомобиля.
Между заправочными островками установлены защитные экраны из негорючего материала высотой не менее 2м. Ширина защитных экранов превышает длину заправляемых транспортных средств не менее чем на 0,5м в обе стороны.
Покрытие площадки для заправки транспортных средств, островков безопасности и площадок для АЦ выполнено стойким к воздействию СУГ и физическому воздействию заправляемой автотранспортной техники. Площадка для АЦ оснащена таким образом, чтобы исключить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АГЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива.
Устройство очистных сооружений на АГЗС, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, исключает возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка и площадки для АЦ.
Над заправочными островками выполнен навес из негорючих материалов. Устройство навесов над резервуарами, насосным оборудованием, сбросными свечами, предохранительными клапанами и площадками для АЦ не допускается.
Высота надземной части колодцев, расположенных на территории традиционных АГЗС и не относящихся к технологической схеме, не менее 0,05м относительно уровня прилегающей к колодцам площадки. Конструкция колодцев исключает возможность попадания в них грунтовых вод.
Трубопроводы для СУГ, выходящие из шахт резервуара и расположенные в технологическом блоке, проложены надземно.
Резервуары для хранения СУГ расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.
Так как выход из помещения здания АГЗС в сторону площадок АЦ, топливораздаточных колонок и резервуаров для хранения СУГ расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то предусмотрен дополнительный эвакуационный выход в противоположную сторону.
Территория АГЗС спланирована и оборудована пешеходными дорожками шириной не менее 0,75 м с твердым покрытием, проложенными к наземному оборудованию, площадкам для АЦ, зданиям и помещениям АГЗС, местам хранения первичных средств пожаротушения.
Для въездов на территорию АГЗС и выездов на дороги, отрытые для общего пользования, предусмотрены ограничители проезда (шлагбаумы, дорожные знаки) [3].
1.2 Общие сведения о сжиженных углеводородных газах
На практике и в технической литературе сжиженными углеводородными газами принято называть низшие углеводороды, которые в чистом виде или в виде смесей при сравнительно небольшом давлении и температуре окружающей среды переходят в жидкое состояние. К таким углеводородам относятся пропан - С3Н8, бутан - С4Н10 (изо-бутан и н-бутан), пропилен - С3Н6, бутилен - C4H8. Для удобства хранения и транспортировки эффективно сжижать метан, этан и этилен. Сжижение, хранение и транспортировка метана, этана и этилена осуществляется обычно под давлением, близким к атмосферному, но при отрицательных температурах (от -161 до - 90