ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока литературы
Тема: «Эпоха Чехова. Рассказ «Смерть чиновника»».
Цель урока: - формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки; - формирование умений работать в группе; графически оформлять материал; творчески перерабатывать полученную информацию; - развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста;
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся получат возможность развить навыки исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Оборудование:
-
текст рассказа «Смерть чиновника» -
презентация к уроку
Тип урока. Комбинированный
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Время | | |
Мотивация познавательной деятельности. Вызов. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога. | 1.Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку. 2. Обращение к иллюстрации ленинградской художницы-иллюстратора Т.Шишмаревой к рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника». Вопросы:
Объявление темы урока. | Ученики проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. Рассматривают портрет иллюстрацию к произведению Чехова. Отвечают на вопросы. Действие происходит в театре (в антракте), Червяков извиняется перед генералом. Рассказ «Смерть чиновника». Червяков изображен стоящим перед генералом, фигура сгорбленная, он о чем-то униженно просит, ноги подкосились будто от страха. Униженно, как раб. Маленький человек. | Извлечение необходимой информации и ее использование (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Смыслообразование (Л) Целеполагание (Л) Планирование, прогнозирование (К) | 1 мин 3 мин | | |
2.Актуализация необходимых знаний Организация познавательной деятельности Технология дебатов |
2. Сколько «маленьких людей в этом произведении»? Каковы их имена. Что означает имя А.Г.Н.? 3. В каких еще произведениях получает продолжение тема маленького человека? 4. Каков род занятий этих героев? Сообщение учителя. Табель о рангах. Социальная иерархия создает порядок вещей в обществе, сломать который не под силу одному человеку. | Отвечают на вопросы «Станционный смотритель». А.С.Пушкина. 3. А.Г.Н. – созвучно старославянскому «агнец» - кроткий
| Поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение (П) Умение слушать и выступать в диалог (К), Сотрудничество в поиске информации (Р) Самоопределение (Л) | 5 мин | | |
3.Открытие нового знания. Технология критического мышления. личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения. Технология мастерской – работа в группе Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». | Прием ФИШБОУН. Демонстрирует, как изменился образ «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова. Рассмотрение эволюции образа через важные понятия: - социальное положение; - отношение к труду («прекрасный человек»); - «говорящие имена» (у Чехова – двойственный смысл); - «Вдруг!» (происшествие, случай. У Чехова – анекдот) - отношение окружающих людей к чужой беде (у Чехова – пустяк); - финал (трагичный). Почему? Герои умирают. Но не от физических причин, а от нравственной беды, от болезненного сознания собственной вины и непоправимости беды. У Пушкина и Гоголя это беда настоящая, а у Чехова – мнимая. | Анализируют. Развивается навык работы с информацией через чтение и письмо. Групповая работа. Слушают ответы одноклассников .Добавляют или опровергают. | Решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, выделение ключевых слов и их обоснование (П), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принятие решений. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) Сотрудничество в поиске информации (Р) | 8-10 мин | | |
4.Первичное закрепление нового знания и проверка понимания Личностно-ориентированный подход. Технология дебатов. | Вопросы для обсуждения: 1.Против чего борются «маленькие люди»? Герои Пушкина и Гоголя бессильны защищать свой собственный мир, а для Червякова мир не жесток. Самосон Вырин ведет бой за дочь, Акакий Акакиевич не может добиться правды, отстаивая свои права перед значительным лицом. Оба терпят поражение. Генерал сразу извинил Червякова. Обращение к рассказу и сопоставление с высказыванием: "Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой". (А.П.Чехов. «Скучная история»)
Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк - о жалком, ничтожном человеке (презрит.)В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина. | При работе особое внимание обращается на сопоставление жизненных ситуаций героев, помогающее выделить проблему. Высказывают собственное мнение, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, обобщают. Краткий пересказ Рассуждение. Слушают, добавляют. Делают вывод. | Построение логической цепочки рассуждений, выделение ключевых слов и их обоснование, анализ и синтез понятий (П) Умение слушать, принятие решения и его реализация (К), Самоопределение (Л) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) | 5 мин | | |
5.Контроль усвоения, воспроизведение и коррекция опорных знаний Обобщение, рефлексия |
Учитель предлагает сопоставить начало и конец русских народных пословиц и поговорок, созвучных по смыслу с рассмотренными произведениями. 1) Каков век, таков и человек. 2) Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет века 3) Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. 4) Людей много, да человека нет. 5) Не верь ни в сон, ни в чох, а верь в свой червленый вяз. 6) Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека. 7) Достоинства голодного сытый не заметит. 2. Учитель предлагает продолжить высказывание А.П.Чехова, который пишет младшему брату Михаилу: «Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно…» (продложить) | Подбирают окончания русских пословиц. Коллективная работа. Словарная работа (чох – случай, червленый вяз - дубинка) Предлагают свои варианты продолжения высказывания: «…сознавать свое достоинство». | Обобщение, подведение под понятие, постановка и формирование проблемы, выделение ключевых слов, синтез (П), Саморегуляция (Р), Самопопределение (Л) | 3 мин | | |
6.Коллективная работа. Составить синквейн. | Возвращаемся к вопросу, который был задан в начале урока: кто такой маленький человек, как развивался этот образ в литературе, какие чувства он вызывает? Определяем ключевое слово (маленький человек) подбираем 2 прилагательных (несчастный, одинокий), 3 глагола (боролся, страдал, умирал), составляем предложение из 4 слов (Заставляет учиться понимать чужую боль) и подбираем контекстуальный синоним (раб) | Работают вместе над синквейном Обсуждают результат | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принятие решений. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К), Саморегуляция (Р) | 3 мин | | |
7.Рефлексия.Подведение итогов урока. Домашнее задание. Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества» Задание на дом | Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме и ответить на вопрос: Как изменяется отношение Чехова к «маленькому человеку»? Тип героя как таковой остался, поскольку иерархические отношения в обществе сохранились, но под пером Чехова первой половины 80-х гг., в изменившихся условиях, он получает новые черты. Чеховское отношение к “маленькому человеку” меняется: Чехов показывает чинопочитание как порок, отсутствие у героя чувства собственного достоинства, стремления бороться за него. Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большой души и ума. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство: «Берегите в себе человека» (А.П.Чехов) Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Необходимо чувство личной свободы… Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». Это Чехов говорил о себе Прочитать 2 рассказа А.П. Чехова: «Тоска» и один на выбор. Составить по 3 вопроса к рассказу «Тоска», которые начинались бы слова «Почему…» и ответить на них. Оценки за урок. | Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в любой ситуации нужно сохранять человеческое достоинство.. Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, совместным прочтением произведения. Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Обобщение, подведение под понятие (П), Сотрудничество в поиске информации (Р) Смыслообразование (Л) Саморегуляция (Р), Самоопределение (Л) | Слайды Письмо Слайд Домашнее задание | 3 мин 1 мин |