Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНТАРНО-МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ ИМАМА ШАМИЛЯ»
Реферат на тему:
«История развития информационного общества»
Выполнила:
Студентка 22СД3 группы
Сейдалиева К.З.
Проверил:
Преподаватель: Салихов Г.Ш.
___________________________
Махачкала, 2023
Содержание
Введение…………………………...…………………………………………………...…...3
1. Информационные революции…..……………..….……………………………………..4
2. Современная фаза информационной революции ……………………………….….....11
Заключение………………………………………………………………………………...15
Список использованных источников………………..…………………........................17
Введение
В последней трети XX в. в результате накопления знаний, разработки новых технологий и их широкого распространения началось формирование информационного общества, приходящего на смену индустриальному. Оно основывается на развитии науки, эффективных технологий, новом качестве человеческого капитала, изменении социальной структуры общества, более высоком уровне управления, более рациональном использовании ресурсов, связанных с этими факторами новыми возможностями в производстве, потреблении и снижении удельных затрат ресурсов на выпуск продукции и услуг. В совокупности эти обстоятельства образуют новый синергетический эффект, обуславливающий формирование нового общества.
Основными тенденциями в развитии общества сегодня являются: увеличение роли человеческого фактора в экономике; формирование новых, более высоких технологий; структурное изменение экономической и социальной структуры общества; возрастание роли организации и управления в общественной жизни. Эти перемены характерны в первую очередь для высокоразвитых стран, за которыми движутся другие страны с той или иной степенью отставания.
-
Информационные революции.
Информация - первооснова мира. Все, что нас окружает, везде и всюду информация, информация внутри нас и вне нас.
В конце XX века ее социальное значение резко усилилось. Возросли информационные потребности общества и отдельной личности. Возник информационный рынок. Происходящие в обществе изменения, однако, не исчерпываются оперированием огромными, растущими в геометрической прогрессии объемами информации, перерабатываемой посредством новых информационных технологий. Одновременно идет убыстрение темпов экономического, социального, политического и культурного развития общества.
Под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Основные типы развития общества - эволюция и революция. Этому есть научное объяснение. Так, основой развития человека, человечества в целом, является необходимость перемен. Перемены не связаны прямо со структурными особенностями общественной ситуации, что кажется на первый взгляд, что лежит па поверхности. Перемены в жизни отдельного человека, человечества зависят от наличия культурного сознания. Это обязательное условие развития мира, существования человеческой цивилизации. Информация играет особую роль в социальном развитии, она «провоцирует» перемены. Человек постоянно сталкивается с чем-то новым и неожиданным, живет в условиях неопределенности. Желание уменьшить эту неопределенность приводит к росту объема используемой информации. Наращивание новой информации и увеличение её объема, приходящего к несоответствию с пропускной способностью каналов коммуникаций, влечет за собой информационные революции. Информационная революция представляет собой качественный скачок в способах переработки информации. Этот скачок становится необходимым для преодоления несоответствия между ростом количества циркулирующей в обществе социальной информации и возможностями ее использования. Результатом каждой информационной революции является замена существующей формы материального носителя информации на более совершенную, соответствующую возможностям нового витка развития общества.
Каждая революция решает свои задачи и приводит к определенным социальным последствиям. Здесь всегда прослеживается закономерность: информационная революция сопровождается общественным прогрессом (или даже его предопределяет), а общественный прогресс стимулирует совершенствование или коренную смену формы материального носителя информации. Ученые выделяют пять великих информационных революций, которые оказали решающее воздействие на возможности человечества в освоении мира и на дальнейшее прогрессирующее развитие общества.
Первая информационная революция.
Первая информационная революция связана со стихийно возникшей в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речью - человеческим языком. По мере усложнения форм организации коллективной жизни увеличивалась необходимость информационного обмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире. Непосредственная связь с мышлением обеспечивает языку возможность осуществлять коммуникативную функцию, наращивать, хранить и совершенствовать полученные с его помощью знания.
Социальная сущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века - начала истории человечества. На протяжении тысячелетий устная речь объединяла людей одним речевым кодом. Так создавались племена и союзы, которые становились хранителями, носителями и наследниками накопленной информации. Говоря современным языком, формировался банк данных, родовой информационный фонд, сохраняющий культурный опыт поколений. Естественно, информационный фонд палеолита был беден, он соответствовал кругу жизненных представлений древних людей и не мог существовать вне их памяти. Когда был накоплен объем информации, превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в создании вспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени. Таким средством стала документальная фиксация информации.
Вторая информационная революция (середина xvi в.).
С развитием социальной деятельности людей информационная картина мира все более приобретает сигнальный, знаковый характер. Первобытный человек использовал дым от костра, зарубки на дереве, наскальные рисунки, завязанные узелки, бирки и т.п. Затем на помощь довольно примитивным формам связи пришло письмо. С изобретением письменности связана вторая информационная революция.
Письменность - это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т.п.) звуков речи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека другому. Раннее, так называемое «рисуночное письмо», получило название пиктография (от латинского слова «пиктус» - писанный красками и от греческого слова «графо» - пишу). На поверхности скалы или на стенах пещеры рисунки процарапывались острым орудием (камнем, раковиной, костью) или наносились краской. Рисунки - пиктограммы изображали сцены охоты, военные сообщения, религиозные формулы, любовные письма и т.д.
Особенность пиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано на любом языке. Пиктография не требует от воспринимающего информацию какой-то особой грамотности. Поэтому она стала средством связи для множества людей. Наглядность, простота и конкретность выражения мыслей позволили рисуночному письму сохраниться до наших дней. Например, оно широко применяется в торговой рекламе, карикатуре «без слов», дорожных знаках, в книгах для детей дошкольного возраста и т.д.
Дальнейшая эволюция письма связана с изменениями в общественном производстве, когда на развалинах первобытного строя складывались ранние классовые общества и государства. Управление государством требовало упорядочения письменной документации. Каждому возникающему государству требовалось заключение собственных соглашений с соседними странами, торговых сделок. С новой, рабовладельческой, общественной формацией связаны системы идеографического письма (идеография - от греческих слов «идеа» - образ, понятие и «графо» - пишу). На протяжении многих тысячелетий культурного развития человека шел постепенно процесс стилизации, схематизации пиктограмм. В письмо вводились знаки, обозначающие отвлеченные понятия. За каждым понятием закреплялся отдельный знак. Пиктограммы утрачивали изобразительный элемент и превращались в условные знаки, графические символы. Таким образом, рисунки упрощались, а само письмо становилось все сложней.
Обучение идеографическому письму всегда было нелегким и длительным. Идеограмма передает целое слово, а не звуки и не слоги, из которых слово состоит. Количество идеограмм растет с увеличением словарного запаса языка. Трудно также отыскать сходство между изображением предмета и его идеограммой. Неслучайно одним из сложных для усвоения языком остается китайский - иероглифика, основанная на идеографическом письме.
Вследствие того, что идеографическое письмо было чрезвычайно трудным, оно было доступно узкому кругу - придворной знати, жрецам, монахам. Со временем развитие международных отношений потребовало, чтобы письмом владели не только избранные, но и мореплаватели, торговцы. Число грамотных людей значительно возросло с изобретением упрошенного, алфавитного письма. В алфавитном письме (алфавит - от названия первых двух греческих букв - альфа и бета) каждому звуку соответствует определенный знак. Заслуга создания и распространения первого подлинного алфавита, как чисто буквенно-знаковой системы, принадлежит древним финикийцам, у которых торговля, мореплавание и ремесло достигли исключительно высокого по тем временам уровня.
Изобретение алфавита позволило преодолеть разрыв между устной речью и языком, вызвало в общении людей качественные изменения, привело к «алфавитному мышлению». И в наше время преобладает эта гениально ясная и простая система письма, состоящая из двух-трех десятков букв.
Письменность - выдающееся достижение человеческого разума. Она оказала неоценимое влияние не только на материальную, но и на духовную жизнь людей. Стала формироваться письменная история человечества. Письменная речь остается главной формой фиксации и передачи информации до сих пор:
Изобретение письменности позволило сделать резкий скачок в информационном развитии общества. Документальная фиксация информации активизировала обмен социальным опытом, его накопление для последующего неоднократного использования, сохранение от искажения.
Величайшим достижением эпохи письменных коммуникаций в древнем мире стала книга - главный инструмент трансформации культурного опыта поколений. В книгах, как важнейшей форме закрепления семантической информации (связного и достаточно пространного текста), заключены неограниченные возможности фиксации информации, и передачи се во времени и пространстве. История книги, величественная и трагическая, неотделима от истории развития общества. Во все времена книга была и остается орудием политической и идеологической борьбы, распространения знаний, образования и воспитания.
В древнем мире рукописная книга существовала в разных формах: глиняных дощечек, папирусного и пергаментного свитка, «диплома» (двух деревянных дощечек, соединенных между собой), наконец, кодекса (прототипа современной формы книги) - многолистной пергаментной тетради с титульным листом, в переплете.
Книги, их количество, широта отражаемых знаний, искусство оформления служат показателем информационной культуры, общества. В то же время книжные собрания позволяют определить объем освоенной информации, накопленной на каждом историческом отрезке жизни.
Третья информационная революция.
Письменность в значительной мере способствовала сохранению произведений информации, появлению архивов, музеев, библиотек - специальных учреждений хранения, передачи, обработки информации. Однако, даже с началом Ренессанса, эпохи Возрождения, когда формировалась антифеодальная, светская культура и гуманистическое мировоззрение, скорость распространения информации не могла быть высокой. Ведь рукописная книга, по сути, есть способ элитарной коммуникации, как документ, изготовлявшийся и сохранявшийся в ограниченном количестве экземпляров. К тому же, каждый переписываемый вариант первого экземпляра книги по содержанию и внешнему исполнению значительно отличался от всех других вариантов, становился относительно самостоятельным. Средневековая рукописная книга представляла собой в каждом случае переписки уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Низкая скорость переписки текстов, недостаточная продуктивность, дороговизна этого процесса явно не удовлетворяли информационные потребности общества. Конфликт между объемом информации и потребностями общества привел к третьей информационной революции - изобретению книгопечатания.