Файл: Занятие 2 Обучающийся Макаров Матвей Витальевич Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Родная литература
Практическое занятие №2
Выполнил:
Обучающийся Макаров Матвей Витальевич
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения.
Задание 1 Максимальное количество баллов – 4.
Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):
а) Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена;
б) Житие Сергия Радонежского;
в) Житие Александра Невского.
Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.
Для анализа по предложенным критериям я выбрал произведение «Житие Сергия Радонежского;» Житие преподобного Сергия Радонежского относится к жанру житийной литературы. «Житие» в переводе на русский язык означает «жизнь».
Произведение принадлежит перу Епифания Премудрого. Время создания: 1417-1418 гг. Написано с большой исторической точностью. Автор тепло относится к деятельности Сергия, связанной с борьбой против «ненавистной розни», за укрепление централизованного государства.
Стилистически это произведение гораздо проще «Жития Стефана Пермского», больше насыщено жизненным материалом. Множество эпизодов носят лирический оттенок (например, рассказ о детстве отрока Варфоломея – будущего Сергия, эпизод о просьбе родителей на уходить в монастырь до их смерти, дабы было кому помочь им). В «Житии Сергия» Епифаний показал себя как мастер сюжетного повествования. Особенно выделяется такое стилистическое средство как повтор. Автор создает повествование, в котором часто повторяются одни и те же семантические единицы или корни – стиль названый «Плетением словес». Излюбленным приёмом является нанизывание синонимов, обозначение какого-либо лица или предмета не конкретным словом, а целым рядом синонимов.
Открывается «Житие» описанием Сергия и его братьев во младенчестве, его обучением и совершенствованием духа. Далее значительной частью является Переселение родителей из Ростова в Радонеж (отец Кирилл и мать Мария). Далее Сергий призывает своего младшего брата Петра и старшего – Стефана и они ищут место для основания монастыря (Троице-Сергиеву лавру). Описание чуда с медведем, когда однажды Сергий поделился хлебом с медведем, пробегавшим мимо, и тот стал постоянно приходить за хлебом к Сергию. Присутствует эпизод о победе над Мамаем (когда Дмитрий Иванович приходил за пророчеством к Сергию и тот вооружил его молитвой и благославлением).
Произведение «Житие Сергия Радонежского» считается очень важным памятником в литературе древней Руси. Не так много сохранилось работ тех времен. В произведении можно увидеть, как жил святой Сергий, а также как формировалось монашество на Руси.
Задание 2 Максимальное количество баллов – 4.
Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:
1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.
2. Опишите цель создания эпиграммы.
3. Пясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.
4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:
- О книге, самостоятельно мной прочитанной.
- О новом фильме.
- О взаимоотношениях наших одноклассников.
- Об отношениях между моими братьями и сёстрами.
Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану:
- В. К. Тредиаковский «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы»;
- П. Сумароков «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»;
- И. Ф. Богданович «Вкус возраста»;
- В. В. Капнист «Ты под ручной заклад...»;
- И. И. Дмитриев «Он врал — теперь не врет».
Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек.
Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Каста», остро и метко высмеивает и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей. Очень вызывающе звучат их строчки из песни «Выходи гулять», описывающие митинги и демонстрации в нашей стране в настоящее время. Да и весь альбом «Об изъяне понятно» состоит будто бы из эпиграмм о современной власти и обществе. Говоря о эпиграммах и современности нельзя не упомянуть о таком исполнителе как Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MС. Его громогласный трибьют Егора Летова «Всё как у людей» вызвал бурю в СМИ. В этом треке также есть всё, и о политике, и об обществе, и о свободном слове в творчестве.
Задание 3 Максимальное количество баллов – 3.
Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:
1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.
2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.
3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).
4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.
5. Определите ключевые (главные) эпизоды.
6. Охарактеризуйте образ главного героя.
7. Место произведения в истории русской литературы.
8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).
9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.
Перечень произведений для анализа:
-
Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»; -
М. Н. Загоскин «Рославлёв, или Русские в 1812 году»; -
И. И. Лажечников «Последний Новик или Завоевание Лифляндии».
Я выбрал произведение «Последний Новик или Завоевание Лифляндии» под авторством Лажечникова, первую главу. Жанровое определение: исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, то что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование ведётся на фоне исторических событий. Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I. В
романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к родине и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться не смотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное. В главе описывается три эпизода: 1) как Карл XI «разграбил» Лифляндию и забрал множество собственности в государеву казну; 2) как Рейнгольд Паткуль пытался вернуть дворянам их имущество и укрылся от власти Швеции под крылом Петра I ; 3) как постепенно полководцы Шереметьевы захватывали земли Лифляндии. В первой главе главного героя как такого нет, он появится позже. Само произведение сразу после своего первого издания в полном виде роман имел успех как у читателей, так и у критиков. В частности, В. Г. Белинский оценил «Последний Новик» как «произведение необыкновенное, ознаменованное печатию высокого таланта», не лишенное некоторых недостатков, не удивительных, впрочем, для первого произведения в своём роде. На волне успеха, Лажечников через министра народного просвещения преподнёс экземпляр романа императору Николаю I и его супруге, которые также оценили произведение и пожаловали автору бриллиантовый перстень. Авторская позиция четко сформулирована самим автором: «На случай вопроса, почему избрал я сценой для русского исторического романа Лифляндию, которой одно имя звучит уже иноземным, скажу, что ни одна страна в России не представляет народному романисту приятнейшего и выгоднейшего места действия.». Автор хочет пробудить любовь к отчизне у читателя, даже если он, читатель, не на Родине находится. По мнению автора, где бы вы ни были, имя отчизны торжествует и чувствуется даже сильнее.
Задание 4 Максимальное количество баллов – 3.
Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений X – XXI вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста.
У каждого из нас есть свой любимый писатель, поэт. Мне очень нравится творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Я познакомился с его произведениями не так давно, и они оставили определенный след в моей душе.
Михаил Юрьевич – один из самых талантливых поэтов в России. В своих произведениях он описывает природу во всех ее красках.
Есть и творения, в которых он описывал людей, которые его окружали, происходящие с ним события, свою личную жизнь. Он прожил не так много лет по сегодняшним меркам, но смог написать огромное количество произведений, которые надолго поселились в моем сердце. Мне симпатичен Михаил Юрьевич еще и потому, что в его героях я вижу себя. Его персонажи целеустремленные, сильные, знают свою цель и настойчиво идут к ней. Именно эти качества мне нравятся в героях, прочитанных мною книг и в современных людях.
Поэт любил свое творчество, а в частности с особым трепетом писал про родину, детей и женщин. Своим прекрасным музам он посвящал стихи, а некоторым даже целые циклы стихов. Написанные им строки не раз помогали мне понять самого себя, что творится в душе и сердце. Они прекрасные помощники в преодолении слабостей и просто подсказывали, что делать дальше. По моему мнению, произведения Лермонтова поучают читателей. Его герои способны вдохновить любого на серьезные поступки и благие дела.
С помощью его книг я, как будто погружаюсь в другую реальность, во мне просыпаются эмоции и чувства, которые редко получишь в обыденной жизни. Мне бы хотелось быть похожим на его героев, быть верным, сильным, волевым, не бояться трудностей. Ведь эти качества на вес золота. Произведения, посвященные природе, совсем не похожи друг на друга. Для него природа — это воплощение гармонии и красоты. Одно из моих самых любимых стихотворений Лермонтова называется «Смерть поэта». В нем отражена вся любовь и уважение к А.С. Пушкину. Сам Михаил Юрьевич погиб на дуэли, и мне кажется, что в последние секунды жизни, он гордился собой, что закончил жизнь так же, как его кумир. Трудно передать впечатления после прочтения его творений. Все творчество поэта – это размышления о жизни, о ее смысле, о любви, о Родине.
Его произведения можно брать в руки в любом возрасте, перечитывая находить новые, когда-то непонятые мысли, мечты или просто насладиться прекрасным повествованием. Они написаны с такой легкостью и изяществом, что по сей день будоражат умы людей.