Файл: Методы и формы внеурочной работы по истории Цель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы и формы внеурочной работы по истории

Цель: углубление знаний, по­лученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной ли­тературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследова­тельских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории:

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация кото­рых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?
Первое. Соблюдение добровольных начал в организации рабо­ты. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена зани­маться предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реаль­ные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследователь­ский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принци­пам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.


Третье. Значительная часть внеурочной работы должна но­сить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебно­го года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (похо­ды, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основные направления и формы внеурочной работы по истории:

 

 
Внеклассная работа

 

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лекции и беседы

Исторические экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории

Просмотр фильмов

Исторический кружок

Исторические общества и клубы

Походы и экспедиции

Выпуск исторических газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение архива

Работа в музее

Написание рефератов и докладов

Выполнение творческих заданий.

Данный вид образовательной дея­тельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащие­ся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих, практическая функция изучения истории гораз­до чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учеб­ными программами и т. д.

Составляющие внеурочной работы.

Ведущей составляю­щей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и веще­ственных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает мно­гообразием форм.


1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках со­ответствующих тем и,

во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.

2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумиз­матов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).


3. Исторические конференции, диспуты, олимпиады, вик­торины, самодеятельные спектакли, литературно-музы­кальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предпо­лагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и вы­работку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретичес­кой подготовки участников.

Для данных форм работы характе­рен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил назва­ние «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в на­писании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изго­товлении соответствующей одежды и декораций и т. д.
4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследова­тельских способностей учащихся. Носит она и большую воспи­тательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местно­сти. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятель­ности, культуры ушедших поколений людей и т. д.
6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей ок­руге не должно оставаться объектов и мест исторического зна­чения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по исто­рии является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» при­нят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли ре­шающую роль в истории России и в которых российские вой­ска снискали себе почет и уважение современников, и благодар­ную память потомков.

Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, и др.

Основными формами увековечения памяти российских вои­нов, отличившихся в сражениях являются:
• создание школьных музеев (музейных комнат);
• благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важ­нейших военно-исторических событий;
• сохранение и благоустройство территорий, исторически свя­занных с подвигами российских воинов;
• поисковая работа;
• проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;
• встречи с участниками войн;
• военно-исторические игры;
• участие в работе мероприятий Российской оборонной спортив­но-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ);
• посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.
В ходе работы по празднованию дней воинской славы у уча­щихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю
Значение методов и форм внеурочной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 42.


Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, вo-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действитель­ности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.

Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.

Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Жители села - участники Великой Отечественной войны», «История семьи в истории России», «Фольклорные традиции нашего края».

Использование компьютерных и Интернет-технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,

  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,

  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,

  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,

  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

  • оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.