Файл: Рабочая программа по чтению для детей с овз составлена на основе следующих нормативноправовых документов Закона Российской Федерации 273 Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья»


Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждаю»

учителей гуманитарного цикла Заместитель директора по УР Директор ГБОУ «Казанская школа

Руководитель /Телегина С.А../ ГБОУ «Казанская школа № 142» № 142 /Т.И.Егорова/

Протокол № от Н.А.ШалетинаПриказ № ______ от

«» 20г. «» 20г «» 20г
Рабочая программа

по предмету «Чтение» в 6 классе

обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

учителя-дефектолога (олигофренопедагога) I квалификационной категории

Телегиной Светланы Алексеевны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1

от__________2020 г.

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ЧТЕНИЕ. 6 класс.


  1. Рабочая программа по чтению для детей с ОВЗ составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ №1599 от 19.12.2014)

3. Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2020-2021 год.

4. Программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида по чтению 5-9 классы Москва, «Просвещение», 2013г.

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, среднего общего образования» на 2020-2021 учебный год. Авторы учебника: Чтение 6 класс,

И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина, изд. «Просвещение», Москва, 2014 год изд.
Место предмета в учебном плане:

В учебном плане Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» предмет «Чтение» находится в предметной области «Язык и речь».

По базисному учебному плану общего образования детей с лёгкой умственной отсталостью на чтение в 6 классе отведено в неделю 4 часа. За год 136 часов.


Цели изучения:

1.Чтение целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения). Пересказ прочитанного. Выделение основного в тексте. 2.Деление текста на части с помощью учителя. Групповое придумывание заголовков к выделенным частям.

3.Чтение с соблюдением пауз и пунктуации.

4.Чтение доступных художественных текстов.

5.Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя.

6.Последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное.

7.Учить высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев.


Задачи:

  1. Осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта.

  2. Определять  формы учебно-познавательной деятельности с учетом методов, принципов и задач обучения.

  3. На протяжении всего процесса обучения создать благоприятные и щадящие условия для умственно отсталого ребенка, предупреждают нервно-психические перенапряжения.

  4. Реализовать на уроке все дидактические принципы.

  5. Создать условия для продуктивной деятельности учителя и учащихся.

  6. Использовать достижения современной педагогической (коррекционной) теории и практики.

  7. Умело использовать педагогические средства воздействия на обучающихся.

  8. Учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.

  9. Формировать необходимые знания, умения и навыки.

В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно – популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения. Большое внимание должно уделяться работе с текстом. Предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев.

Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно. Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются всё более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приёмам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.



Основным видом чтения в старших классах остаётся чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.

Внеклассное чтение подразумевает систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет, журналов. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего отношения к ним.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию построена на коммуникативно – речевом подходе к обучению.

Межпредметные связи.

Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с уроками русского языка.

II. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

К концу года предусматривается усвоение программного материала по чтению детьми с лёгкой умственной отсталостью следующих компонентов:

1-й уровень.

*читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях – целым словом;

* читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

* делить текст на части под руководством учителя;

* пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

* определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;

* выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

* выучить наизусть 8-10 стихотворений;

* читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

2-й уровень.

* читать вслух правильно, целым словом, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

* читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

* отвечать на вопросы учителя;

* пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;

* оценивать поступки героев (с помощью учителя);

* заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся);

* участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.


Краткая характеристика класса:

6 б класс

В классе 10 человек.В классе есть группа детей, имеющая высокий познавательный мотив, заинтересованность и направленность на учёбу.

При этом дети испытывают трудности в эмоциональном, выразительном прочитывании текста; полном и содержательном ответе на вопросы; кратком, последовательном пересказывании событий без помощи учителя, адекватном оценивании поступков героев и сравнении их с другим человеком; установлении причинно-следственных связей.

На основе речевой характеристики учащихся и уровню развития познавательных процессовможно класс разделить на 2 группы:

1 уровень: Рунов Иван, Ахметшин Тимур, Самикова Диана, Бандукова Софья, БисеровАбдурашид, Киррясов Рамазан

-правильно, осознанно читают текст;

-отвечают на заданный вопрос;

-выделяют основной смысл прочитанного;

-пересказывают текст;

2 уровень:Бадамшин Айдар, Колодин Максим, Насибуллин Тимур, Курбанов Динар.

-читают текст целыми словами (единичные слова по слогам)

-отвечают на вопросы с помощью учителя;

-передают смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя.

III. Критерии и нормы оценки результатов освоения образовательных программ обучающихся.

Характеристика оценки:

«5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;


- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он;

- читает по слогам;

- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

- не делит текст на части;

- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
Фонд оценочных средств:

Проверочные работы по изученным темам.

IV.Содержание учебного предмета

№ п/п

Содержание


Количество часов

1.

Устное народное творчество ( загадки, пословицы, поговорки, небылицы, народные и литературные сказки. Мир добра и зла).

2

2.

Люблю природу русскую (рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года)

25

3.

О далеком прошлом России

12

4.

Животные в нашем доме (рассказы, стихи, сказки о жизни животных)

17

5.

Будь человеком, человек! ( рассказы и стихи о детстве.

23

6.

Они прославили Россию (рассказы и стихи о жизни великих людей)

8

7.

Смешное и весёлое. (юмористические произведения )

6

8.

Вечный свет подвига (рассказы о защитниках Отечества)

10

9.

Писатели мира – детям (рассказы зарубежных авторов)

22

10.

Внеклассное чтение

11

11.

Итого

136