Файл: О чем могут рассказать имена людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: О чем могут рассказать имена людей.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,


Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!


С. Пшеничных

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворении?

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. Пусть ваши улыбки подарят всем радость.

3) Актуализация знаний

- Все мы кто? Одним словом назовите. Правильно люди.

- Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?

- Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга? (ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д).

У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга и сразу же определите тему урока.

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать

Надо вслух сказать.

- Что нужно вслух сказать? Правильно, имя.

- О чем будем говорить на уроке? А легко ли выбрать имя? Нет. Что для этого нужно знать? Знать историю имени, что обозначает, о чем может рассказать.

- Сформулируйте тему урока. «О чем могут рассказать имена людей».

4) Первичное усвоение новых знаний.

- Какую цель вы поставите перед собой? Что вы должны узнать к концу урока?

Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. Поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя,
какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имя наречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.

- Эпиграфом нашего урока будет высказывание Гомера. Прочитаем его вслух. (СЛАЙД 3)

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…


Гомер

- Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления о именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера?( Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку).

- Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка. Посмотрим, какие имена у нас есть в классе, Каждый назовите свое имя.

5) Первичная проверка понимания

- А что же такое имя?

По словарю В.И. Даля.

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой.
«Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».

- Лингвисты личные имена людей называют антропонимами (от греч. anthropos – «человек» и оnyma –«имя»).

- Может ли человек жить без имени? Почему?

Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда-то, - это имя. Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.

- Что записано на доске? (разделы языкознания). Какое слово вам не знакомо? Какие есть предположения, что оно может обозначать?

Раздел языкознания, изучающий имена собственные, называется ономастикой (от греч. оnomastike – «искусство давать имена»).

- Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мурзик), имена небесных тел (Большая медведица) и др.


- Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. В Древней Руси в далеком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя. Можете назвать? Это рекло (от слова нарекать), назвище, прозвище, название, прозвание, проименования.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

​ Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

- Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как они получились. (Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава, Кудряш (Внешность человека)

Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)

Ждан, Большак, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

Метелица, Снегурочка. (Явления природы)

Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)
- Ребята, на что похожи эти имена? (прозвища)

- Действительно, древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.

Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. В имени отражались основные черты характера, отличительный внешний признак, отношение родителей и т.д.

Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником.

- А как, по вашему мнению, могло появиться имя Ждан? Наверное, родители очень ждали рождения ребенка, и когда он родился, назвали Жданом.

Конечно, так могли назвать ребенка, которого долго ждали. И вот он родился, и счастливые родители дали своему малышу такое «говорящее» имя.


- А как появилось имя Первой, Второй? Родители просто указали порядок рождения детей. Вот и появились эти имена.

- Некоторые языческие славянские имена известны вам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли встреть эти имена? В былинах, в сказках.

- Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя?

Это имя мог получить человек, обладавший такой чертой характера, как доброта. Или он мог быть хорошим, т.е. добрым мастером в каком-либо деле.

- Избылин о Илье Муромце известно вам и имя Соловей. Как вы считаете, кого могли называть таким именем? Такое имя, скорей всего, давалось в древности талантливым певцам.

От его свиста травушка-муравушка к земле приклонялась, деревья гнулись и качались, а люди падали замертво. Этот разбойник, плененный Ильей Муромцем, очевидно, получил свое имя, потому что свистел не только очень сильно, но и виртуозно.

- Из летописей известен нам и человек по имени Кожемяка. Как же он получил свое имя?Конечно, по роду занятий. Мял человек кожи, обладал силой немереной, вот и получил такое имя.

- В сказках А.С.Пушкина мы тоже встречаем древнерусские имена. Одно из них вы могли встретить в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Зачитайте цитату, в которой упоминается это имя.

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку

Позвала к себе Чернавку1

- Как в сносках, помещенных в ваших учебниках объясняется значение этого имени?«Сенная девушка или чернавка – служанка для «черной» работы (от слова сени-помещение между крыльцом и жилой частью дома).

-Но ведь Чернавка, Чернава – это еще и имя, имеющее значение «смуглянка, смуглая, брюнетка». Т.е. эта героиня сказки А.С. Пушкина была смуглой брюнеткой.

- А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехорошей, Кривой и даже Дурак? Может быть, родители просто прятали своего ребенка под таким именем?

Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого?. Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.

Имя-талисман могло даже спасти от неминуемой погибели. И сейчас в Болгарии мальчиков называют Вылко, а в Сербии Вук, а ведь эти имена переводятся как Волк. Почему же мальчиков называют Волками? Послушаем историю возникновения этого имени.


Старинная легенда гласит, что в дружной и славной сербской семье Караджичей дети рождались часто, но все как один умирали во младенчестве. И старый серб вспомнил одно старинное поверье: если твои сыновья не живут на свете, назови того, кто вновь родится, Вуком. Волки сильны и выносливы; волка и смерть не берет. От такого имени сын твой станет сам крепок, как волк, и горе отойдет от твоего дома. Караджич и его жена так и поступили. Когда родился у них еще один ребенок, назвали его Вуком. Мальчик прожил долгую и славную жизнь. Стал известным языковедом и пламенным патриотом, и звали его ВукКараджич.

- А было ли имя Волк на Руси? Оказывается, было. Вот, что по этому поводу говорит история. В 1492 годупо бездорожью Европы ко двору императора Максимилиана пробиралось русское посольство. В его составе ехал именитый московский дипломат, дьяк Волк Курицын.

Правда, у него было и другое имя – Иван. Документы зовут его то так, то этак: Иваном Курицыным, Волком Курицыным, даже Иваном – Волком Курицыным.

- Как вы думаете, почему же у дьяка было два имени?Наверное, это связано с принятием христианства. В первое время вместе с новыми православными именами сохранялись старые дохристианские имена.

- Действительно, после принятия христианства на Руси (конец 10 в.) положение изменилось, и привычные славянские языческие имена стали заменяться христианскими.

Летописи утверждают, что первой христианкой на Руси стала княгиня Ольга, жена князя Игоря и мать прославленного воина князя Святослава. Ее имя Ольга (Хельга) означало «святая, светлая». Княгиня крестилась и при крещении получила новое имя. Поступив под покровительство давно умершей матери римского императора Константина, она стала, как и та, называться Еленой, что по-гречески значит «свет, сверкающая, факел».

Некоторое время языческие и христианские имена существовали параллельно. Но постепенно христианские имена, дававшиеся детям при крещении и в соответствии со святцами (на доске), вытеснили языческие славянские имена.

- А что такое святцы вы знаете?

Словарь Т.А. Ефремовой:Святцы — мн. Книга, содержащая перечень святых по дням их поминовения2

Словарь С.И. Ожегова: Святцы – церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения3

- Подберите и запишите в тетрадях однокоренные слова к слову