Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 37.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Проект

Волшебные корни

Автор проекта: Будаева Ольга,

Хамнуева Александра,

учащиеся 5 класса «д».

Руководитель проекта: Малыгина

Татьяна Викторовна, учитель

русского языка и литературы

Улан-Удэ

2017

Паспорт проектной работы

 

1. Название проекта:  «Волшебные корни».

 

2. Руководитель проекта:  Малыгина Т.В.

 

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык.

4. Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение:

«Морфемика», «Морфемный и словообразовательный разбор слова», «Морфология», «Лексика».

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык, информатика.

 

6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 5 класс (11 лет).

 

7. Тип проекта по масштабу применения: групповой (для учащихся одного класса).

 

8. Тип проекта по продолжительности выполнения: средней продолжительности (4 недели).

 

9. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: творческий с элементами исследования.

 

10. Тип проекта по  предметно-содержательной области:  межпредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

 

11. Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас»).

 

12. Мотивационный компонент: «Знать историю происхождения слова»

13. Заказчик проекта: учитель.

 

14. Цель проекта для учеников: научиться видеть структуру слова.

 

15.Цель проекта для учителя:  научить учащихся видеть структуру слова, производить морфемный разбор слов с чередующимися корнями и корнями, состоящими из одного звука.

 

16.  Задачи проекта:

  • Рассказать о корневых и некорневых морфемах в русском языке и об их значении.

  • Проследить чередования в словах: «идти» и «прийти».

  • Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь работать в паре.

 

17. Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: Определение темы и целей проекта.

2. Планирование: Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: опросы, наблюдения.

4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов сначала в виде сочинения, затем в виде презентации, формулировка выводов.

5. Представление проекта: Выступление перед одноклассниками, на параллели перед учащимися, перед родителями, в рамках промежуточной аттестации.

6. Оценка результата и процесса: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

18. Аннотация. 

      Данный проект является самостоятельной работой учащихся. В процессе работы над проектом учащиеся должны были закрепить знания по разделу «Морфемика и словообразование», попытаться воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.

      В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с различными видами словарей: толковым, словообразовательным. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции.  Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.

 




Краткое описание проектной работы


Название проекта

Волшебные корни

Руководитель проекта

Малыгина Т.В.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Русский язык

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Литература

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

11 лет

Кто работал над проектом

Учащиеся 5 класса МАОУ

«СОШ № 37» г. Улан-Удэ

Тип проекта

Творческий с элементами исследования

Цель проекта (практическая и педагогическая)

Научиться видеть структуру слова, производить морфемный разбор слов с чередующимися корнями и корнями, состоящими из одного звука.

Задачи проекта

Задачи:

  1. Рассказать о корневых и некорневых морфемах в русском языке и об их значении.

  2. Проследить чередования в словах: «идти» и «прийти».

  3. Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь работать в паре.

Вопросы проекта

Какие морфемы вы знаете?

У каких частей речи нет окончания?

Какая морфема участвует в образовании формы слова?

Какие морфемы служат для образования новых слов?

Зачем необходимо делать проект?

Чего мы хотим добиться в результате работы?

Аннотация (актуальность, значимость на уровне школы, личностная ориентация, воспитательный аспект)

Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической рассматриваются следующие вопросы:

Морфемика:

- Классификация морфем русского языка

- Корень

- Некорневые морфемы

- Морфемный разбор слова

Волшебные корни

- Интересные чередования в словах: «идти» и «прийти»

-Корни, состоящие из одного звука

Предполагаемый продукт

Статья и презентация по теме «Волшебные корни».

Этапы работы над проектом

Сбор и изучение литературы в соответствии с поставленными задачами.

Иллюстрирование проделанной работы исследовательской группой. Подготовка к представлению своих результатов классу.

Проведение социологического опроса с учащимися.

Иллюстрирование проделанной работы социологического опроса и подготовка к защите своей работы.

Представление результатов исследования.

Оформление доклада.

Создание презентации в POWER POINT.

Подготовка доклада.

Представление проекта на защите.



Защита проекта
Проект защищают ученицы 5 класса «д» Будаева Ольга и Хамнуева Александра

Тема нашего выступления – «Волшебные корни».

Цель нашего выступления – научиться видеть структуру слова, производить морфемный разбор слов с чередующимися корнями и корнями, состоящими из одного звука.

Задачи, которые мы поставили перед собой до того, как приступили к исследованию, были такими:

  1. Рассказать о корневых и некорневых морфемах в русском языке и об их значении.

  2. Проследить чередования в словах: «идти» и «прийти».

  3. Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь работать в паре.

Мы выдвинула гипотезу: Возможно, существуют в русском языке слова, имеющие корни из одного звука?

Мы решили, что проектным (творческим) продуктом будет статья.(презентация)

Наша работа актуальна, заключается в том, что учащиеся испытывают затруднение в выделении морфем, а благодаря данной работе они смогут ответить на интересующие их вопросы и закрепить знания по данному разделу.

Этапы работы

Подготовительный этап:

первая неделя – выбор темы и уточнение названия; сбор информации.

Практический этап:

вторая неделя – анализ материалов.

третья неделя - изготовление продукта.

Обобщающий этап:

четвёртая неделя – подготовка выступления;

пятая неделя – подготовка презентации проекта; защита проекта.

Основная часть

Мы начали свою работу с того, что собрали информацию – испытывают ли затруднение учащиеся в выделении морфем.

Потом мы приступали к написанию своей статьи.

Мы завершили работу тем, что сделали необходимые выводы.

Заключение

Закончив свой проект, мы сможем сказать, что нам очень понравилось работать над этой темой.

Думаю, что мы решили проблему своего проекта, так как достигли цели.

Работа над проектом показала нам, что тема волшебные корни очень важна и надо помочь всем детям использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Предполагаемый продукт: Статья по теме «Волшебные корни»

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. Основная единица морфемики - морфема.
Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Все морфемы делятся на корневые и некорневые.

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня).

Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Самая важная часть слова - корень. Действительно, корень несёт смысловую нагрузку, а приставки и суффиксы лишь дополняют это значение. Однако до сих пор мы говорили лишь о «больших» корнях — таких, в которых ну хотя бы две буквы, да и то редко. Чаще же их там от трёх и более. Конечно, по такому корню сразу можно понять его значение. Однако порой нам встречаются слова, где корень состоит всего из одной буквы, или происходит такое чередование, что и не подумаешь, что это родственные слова! А есть такие, где это один звук. Вот о них мы бы хотели рассказать.

Есть несколько слов, обладающих поистине волшебными корнями. Во-первых, это глагол "идти". Проспрягаем его в настоящем времени: иду, идёшь, идёт, идут - вроде бы корень -ид-. А вот глагол "прийти". Приду, придёшь, придут; пришёл, пришла, пришли. А в инфинитиве-то даже -ид- нет. Да и эта буква "и" (прИду, прИдёшь) общая для приставки и корня, поскольку нет приставки пр-, но есть при-. Дело в том, что раньше в инфинитиве писалось "придти", но сейчас нормы правописания этого слова изменились, нужно писать "прийти". Таким образом, этот корень подвергли ещё большим превращениям — чередование -ид-/-ий-! Таким образом, в этих словах все превращения проследить можно.

Проблема не в буквах, в конце концов, их функция - передавать звуки. Есть буквы, которые передают два звука, а есть такие, которые не передают ни одного. В местоимении Я - как раз два звука, но передаются они одной буквой.


Возникает вопрос в том, может ли быть корень, состоящий из одного звука. А почему бы и нет? Звук - это минимальная единица речи. Целые слова состоят из одного звука - в основном это служебные части речи: предлоги (в, с, у), союзы (а, и). Поэтому существование морфа из одного звука не должно нас удивлять. Ярчайший пример - все слова с корнем -У-, например: обУвь, обУть, разУть. В данном случае единственный звук - гласный, слогообразующий.

В русском языке есть и другой пример - формы глагола идти в прошедшем времени: Шла, Шло, Шли (но ШЁл). Это результат сложных фонетических процессов, происходивших в далёком прошлом. Непроизносимые сочетания звуков, скопление, как согласных, так и гласных (зияние) - всё это способствовало упрощению слов, их сокращению, проглатыванию одного морфа другим.

Современная форма "шла" получилась в результате нескольких процессов, происходивших в древнерусском "шьдла" - вот так и получилось, что было в корне 3 звука и 3 буквы, а до нашего времени дожил лишь один звук и одна буква, и та - согласная.

Далее войти тоже только с одной буквой "й", отойти - корень "й", перейти - корень "й", сойти - корень "й".

Есть даже слово вообще без корня. Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне корня - вынуть.: вы-ну-ть. Разберем его по составу:

Части слова «вынуть»: вы/ну/ть (Часть речи: глагол)

Состав слова:

вы — приставка, ну, ть — суффиксы, нет окончания (программа института), выну — основа слова.

Примечание: -ть является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах -ть отмечается как окончание.

Относительно слова имеются разногласия даже в достоверных источниках. Утверждается, что это единственное слово в русском языке без корня. Также есть утверждение, что слово имеет нулевой корень.

В некоторых словах русского языка существуют корни, которые в «свободном плаванье» не встречаются, то есть это, так называемые, связанные корни. Эти корни присутствуют в словах только в окружении приставок и суффиксов.

Например: корень -де- встречается в словах: на-де-ть, пере-о-де-ть, при-о-де-ть, о-де-ть.

А сколько ещё тайн хранит в себе наш великий язык?