Файл: Задание Язык как система. Элементы системы. Понятие значимости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4.
-
Язык как система. Элементы системы. Понятие значимости.
Язык представляет собой не просто набор элементов, а строго организованную систему.
Языковая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц, представляющих собой единое целое.
Языковая система представляет собой систему разных уровней.
Основные уровни языковой системы:
1) Фонемный
2) Морфемный
3) Лексемный
4) Синтаксемный
Соответственно языковые единицы:
1) Фонема
2) Морфема
3) Лексема
4) Синтаксема (схема предложения)
На низшем уровне нет смыслового значения, морфема – минимальная смысловая единица.
Фонема – одно плановая единица, имеющая форму, но не имеющая значения.
Между единицами языка существуют парадигматические, синтагматические и иерархические отношения.
Парадигматические – это отношения противопоставленности, взаимосвязи и обусловленности между единицами одного языкового уровня, объединяющие эти единицы в классы (парадигмы).
Синтагматические – (соединенное, вместе построенное) отношение сочетаемости между линейно расположенными единицами одного языкового уровня (фонема с фонемой, морфема с морфемой, лексема с лексемой).
Иерархические – это отношения включения между единицами разных уровней (расположение единиц от низшего к высшему).
-
Общность и различия категорий мышления и языка.
Установив, что язык и мышление взаимосвязаны и взаимно обусловлены, необходимо выяснить, как они связаны. Установление и анализ этих связей – одна из центральных проблем общего языкознания и философии языка с самого начала их развития.
Общность языка и мышления более всего заметна на сходстве категорий логики и грамматики.
Поскольку в течение многих веков человек выражал мысли посредством языка, в грамматическом строе языков появились категории, соотносимые с категориями мышления: подлежащее – субъект, сказуемое – предикат, дополнение – объект, определение – атрибут; существительное – предмет, глагол – процесс, прилагательное – признак, числительное (грамматическая категория числа) – количество; союз – связь, предлог и категория падежа – отношение, категория времени – время.
Тем не менее нельзя утверждать, что язык и мышление «симметричны». Легко заметить, что категории мышления и категории языка далеко не всегда сопоставимы. Существуют языковые категории, которые не соотносятся с категориями мышления (склонение, спряжение).
Нельзя игнорировать тот факт, что мысли об одном и том же предмете, высказанные на разных языках, в большинстве случаев тождественны, несмотря на различия в грамматических категориях. Это доказано самим фактом переводимости языков.
Связь между языком и мышлением специфична, так как отношения несимметричны. То, что язык и мышление нетождественны, можно легко подтвердить общеизвестным фактом: логическая структура мышления едина для всех народов (суждение, умозаключение), а «устройство» (структура) языков различно.
-
Постулаты когнитивной лингвистики.
В настоящее время учеными сформулированы постулаты и общие принципы когнитивной лингвистики как научного направления. В методологии науки термины постулат и принцип разграничиваются. Отличаются эти понятия двумя признаками: во-первых, областью, или широтой, научного применения (т. е. степенью универсальности); во-вторых, степенью доказанности, экспериментальной обоснованности. Постулаты являются такими теоретическими «положениями/предположениями», которые условно принимаются как неоспоримые и не нуждающиеся в доказательстве, т. е. такие фундаментальные положения, которые принимаются за основу целой теории или даже целого направления в науке. Ученые, стоявшие у истоков когнитивной лингвистики, провозгласили основным постулатом данной науки связь языка и когниции. При этом «когниция охватывает в совокупности процесс достижения знания (т. е. познание) и его результат (т. е. знание)» [Кубрякова 1994: 35]. Когнитивная лингвистика базируется на нескольких постулатах, среди которых:
1) постулат о примате когнитивного;
2) постулат о нерелевантности противопоставления лингвистического и экстралингвистического знания;
3) постулат о тенденции к экономии усилий;
4) постулат о множественности воплощения когнитивных структур в языке;
5) постулат о неоднородности плана содержания языкового выражения;
6) постулат о множественности семантического описания;
7) постулат о значимости нестандартных употреблений.