Файл: Содержание Введение Понятие рыночного равновесия Сущность равновесия цены Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования Заключение Список использованной литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение……..……………………………………………………………………….3

1. Понятие рыночного равновесия…………...……………………………………..5

2. Сущность равновесия цены………………………..……………………………11

3.Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного
саморегулирования……………...………………………………………………….13

Заключение……………...…………………………………………………………..16

Список использованной литературы………….…………………………………..17

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия1.

Экономика на современном этапе во всех развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система является самой действенной и гибкой для решения существенных экономических проблем. Она создавалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, поэтому, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг, и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов со здоровым «экономическим кровообращением», в котором нет явлений распада, вызываемых «болезнями» экономики, то есть инфляции, безработицы. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и не реализованного продукта.


Разработанность рассматриваемой темы в экономической литературе обозначена трудами как отечественных, так и зарубежных авторов: Авдашева С. Б., Бухарина Н. И., Деньгова В.В., Джевонса У., Журавлевой Г.П., Позднякова Ю.А., Коваленко А.И., Курно А.О., Ленина В. И., Матвеева М.М., Клочкова В.В., Кобзевой Т. Я., Ястина М. Д., Улановой О.И., Ходжсона Дж. И др.

Объектом исследования являются рыночные отношения.

Предмет исследования - особенности рыночного равновесия в Российской Федерации. 

Целью данной работы является изучение темы «Рыночный механизм и рыночное равновесие.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

1.Ознакомиться с понятием рыночного равновесия и спецификой его устойчивости;

2. Рассмотреть сущность равновесия цены;

3.Определить рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.

Методологической основой данной работы является комплексный подход к изучению объекта исследования. Рыночное равновесие и равновесие цены рассматривается как компромисс между продавцами и покупателями. В ходе исследования применялись методы группировки и сравнения, исторический, анализа и синтеза.

Структура работы основана на поставленной цели, обозначенных задачах и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие рыночного равновесия

Предложение и спрос взаимосвязаны между собой, они взаимодействуют одновременно, как два лезвия ножниц (знаменитые «ножницы» А. Маршалла). Их пересечение определяет равновесную цену товара и объем его сбыта. В итоге достигается рыночное равновесие - термин, который означает, что все рыночные факторы сбалансированы.

Потребители определяют, тот максимум цены, который они согласны заплатить, а продавцы тот минимум, за который они готовы реализовать единицу своей продукции. При этом объем продаж будет равняться объему спроса. Такое состояние обрело название «рыночное равновесие», которое наглядно можно представить тремя способами: анализом, таблицами и графиками.



Равновесие - это такая рыночная ситуация, где предложение и спрос совпадают или равнозначны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Рыночное равновесие образуется по итогам взаимодействия спроса и предложения. Для выяснения этого процесса нужно соединить кривую спроса и кривую предложения на одном графике (рис. 1)2.

Этот график показывает синхронное поведение спроса и предложения отдельного товара и определяет точку пересечения обеих линий. В данной точке достигается равновесие. Точка равновесия обозначает, что в данной рыночной ситуации спрос и предложение, являясь противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что продукции произведено столько, сколько необходимо потребителям. Данное равновесие показывает максимальную результативность рыночной экономики, так в таком состоянии рынок сбалансирован. У продавца и у покупателя нет побуждений к нарушению этого состояния равновесия. Так как, при любой другой цене, не являющейся ценой равновесия, рынок не сбалансирован и покупатели, и продавцы пытаются поменять ситуацию на рынке. Таким образом, равновесная цена - это цена, которая уравновешивает спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.


Рис. 1. Рыночное равновесие

В случае, когда цена на рынке будет выше равновесной, то объем спроса при такой цене будет ниже объема предложения. В данном случае производители решают понизить цену, нежели продолжать выпуск продукции в объеме, который значительно превышает объем спроса. Излишнее предложение будет оказывать давление на цену, тем самым снижать ее. Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной, то начнется дефицит. Отдельные покупатели отдадут предпочтение заплатить более высокую цену. В итоге избыток окажет давление на цену. Этот процесс будет продолжаться до установления равновесия, при котором объем спроса и предложения равны.

Впервые формулировку общего экономического равновесия предложил Л. Вальрас который, в отличие от К. Маркса, пытался абстрагироваться от общественной системы производства и рассматривал в качестве исходной категории полезность. В своих работах А.Маршалл попытался соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства. Он первый исследовал категории "цена спроса" и "цена предложения". Это послужило толчком дальнейшего развития теории трудовой стоимости. По мнению А. Маршалла, цена спроса - это цена, по которой каждый конкретный товар способен привлечь покупателя в течение конкретного периода времени. Одновременно это и максимальная цена, за которую покупатели согласны купить товар или услугу. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет возможности совершить покупку.


Цена же предложения - это цена, по которой товар продается на конкурентном рынке, или это предельно минимальные цены, по которым производители готовы продать свою продукцию или услуги3.

Равновесие считается устойчивым, в том случае если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Проблема устойчивости рыночного равновесия всегда волновала экономистов-теоретиков, так как выводы о стабильности системы имеют далеко идущие последствия о степени государственного вмешательства (или невмешательства) в ход экономического развития.

Устойчивость равновесия - это способность рынка, который выведен из состояния равновесия, вновь вернуться к равновесию при помощи своих внутренних сил. Вопрос стабильности выступает не только экономическим значением. Если равновесие имеет свойство стабильности, то дополнительное регулирование рынка считается необязательным, рынок сам может поддерживать свою сбалансированность. Если же равновесие не располагает свойством стабильности, то регулирование его становится необходимым.

Анализируя устойчивость равновесия необходимо применять динамические модели, в которых идет учет фактора времени. Пример можно привести с помощью «паутинообразной» простейшей модели.

Такая модель поведения производителей предполагает ряд допущений, упрощающих действительность. Во-первых, производители не могут корректировать ранее принятые решения о каких-то объемах производства (например, моркови или риса). Во-вторых, не допускается возможность образования запасов с последующей их реализацией, и не учитываются случайные явления (например, колебания урожайности). Причем производитель основывает свои ожидания будущей цены на фактической цене, которая имела место на рынке, в частности, в период посевной компании, то есть на цене предшествующего периода:

QSt = S (Pt-1), где QSt - объем предложения товара в период времени tPt-1 - фактическая цена товара в период времени t-1.

В отличие от производителей потребители не принимают решения об объемах закупок заранее. Поэтому объем спроса в любой период зависит от цены товара в данном периоде:

Qdt = D (P
t) где Qdt - объем спроса на товар в период t; Pt - цена товара в период t.

Представим эту ситуацию графически (рис. 2). Вышеназванные зависимости объемов спроса и объемов предложения



Рис. 2 «Паутинообразная» простейшая модель равновесия

от цены отражают соответственно линии dd и SS. Если предположить, что в какой-то начальный период времени (t = 0) по цене P было раскуплено товара в количестве Q, то в следующий период (t = 1) этого товара будет предложено к продаже в количестве Q1. Однако данный объем предложения может быть реализован лишь по цене P1. В дальнейшем рыночная ситуация будет развиваться таким образом, что сокращение предложения и увеличение спроса станет происходить соответственно движению паутинообразной линии, которая стремится к положению равновесия в точке с координатами Pe и Qe, где равновесие является наиболее устойчивым.

Равновесие является устойчивым, если линия предложения имеет больший угол наклона в соответствующую сторону, чем линия спроса (рис. 3). Hа графике неустойчивого равновесия наблюдается обратная картина (рис. 4). Когда же углы наклона линий спроса и предложения одинаковы, то совершаются равномерные циклические колебания названных параметров.



Рис. 3.Устойчивое равновесие.

Как показано на рисунках, в состоянии устойчивого равновесия цена совершает затухающие колебания (рис. 5). В случаях отклонения для цены характерны как нарастающие колебания с постепенным удалением от точки равновесия (рис. 6), так и равномерные колебательные движения вокруг этой точки (рис. 7).


Рис. 4 Неустойчивое равновесие


Рис.5 Затухающие колебания цены Рис. 6 Нарастающие колебания цены



Рис. 7 Равномерные колебания цены.

Нужно сказать, что на практике два последних варианта колебаний не очень реалистичны, потому что рыночная система имеет стабилизирующие факторы. Дело в том, что рано или поздно производители скорректируют процедуру определения будущей цены, например, в соответствии с анализом динамики цен за несколько предшествующих периодов. Что касается сущности равновесия цены? Данный вопрос будет рассмотрен нами в следующем разделе.