Файл: Содержание Введение Понятие рыночного равновесия Сущность равновесия цены Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования Заключение Список использованной литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2. Сущность равновесия цены

Равновесие цены – идеальное сочетание уровня издержек предприятия и степени доходности деятельности. Она позволяет определить точку безубыточности, идентифицировать оптимальные объемы производства и сбалансировать ценообразование.

Равновесие цены на рынке отображает равенство между объемом спроса на конкретную продукцию и существующего в избранном сегменте предложения от производителей. Достижение такого уровня стоимости означает, что рынок сбалансирован, на нем отсутствуют признаки дефицита или переизбытка. При этом в краткосрочной перспективе нет предпосылок для существенного изменения цены в сторону повышения или понижения. Удержание равновесной цены в условиях рыночной экономики на протяжении длительного периода времени затруднительно.

Равновесие цен может меняться под воздействием снижения или повышения спроса, предложения. Оптимальное сочетание этих двух показателей помогает стабилизировать ситуацию на рынке и полностью удовлетворять потребности покупателей, обеспечивать нормальный уровень прибыли субъектам предпринимательства.

На цену влияют две группы факторов:

-предельная полезность, которая важна для потребителей продукта;

-производственные издержки, на размер которых в политике ценообразования ориентируются предприниматели.

Покупатель при оценке оптимальности заявленной цены на товар соотносит стоимость со степенью необходимости изделия. Если продукция обладает для потребителя незаменимыми свойствами, аналогов ей нет, конкурентная среда характеризуется лояльными условиями для производителей, то цену на нее можно устанавливать высокую. В этой ситуации покупатели будут вынуждены приобретать товар даже по завышенным расценкам.

Если уровень полезности для потребителя низкий, то при повышении стоимости (даже незначительном) процент продаж будет сокращаться. Перед производителями становится вопрос о снижении цены для увеличения спроса. Сделать это можно за счет минимизации издержек.

Равновесие цены в отдельном сегменте рынка представляют собой сочетание стоимости, которую потребители готовы платить за возможность владения конкретным товаром, и стоимости, которая будет покрывать производственные издержки и приносить прибыль предприятию-изготовителю.

На величину потребительского спроса могут оказывать существенное влияние такие факторы:


-цены на аналогичную продукцию;

-уровень доходных поступлений целевой группы покупателей;

-предпочтения клиентов компании (формируются с опорой на национальную принадлежность, религиозные устои, традиции, менталитет и тенденции моды);

-прогнозируемые значения базовых показателей ценообразования в интересующем производителя сегменте рынка.

Предложение может корректироваться под воздействием таких факторов:

-имеющиеся средства производственного характера (в долгосрочной перспективе наличие у компании большого объема капитала приводит к наращиванию производственной мощности и увеличению количества выпуска готовой продукции);

-усовершенствование технологии производства (это позволяет сэкономить на текущих расходах);

-стоимость сырья и материалов (при уменьшении разрыва между ценой на сырье и готовые изделия компании вынуждены будут уменьшать объемы производства, рентабельность будет постоянно снижаться).

3.Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного
саморегулирования

Любой товар или услуга оценивается по наличию спроса на него. Спрос на продукт зависит от нескольких факторов, в том числе от цены. Как м уже поняли, равновесие цены – это стоимость, при которой количество товаров или услуг от производителя соответствует числу потребителей, желающих их получить4. Основные признаки равновесной цены: спрос равен предложению; нет ни дефицита, ни избытка товаров или услуг; нет тенденции к росту или снижению стоимости; планируемое количество потребления равно плановым поставкам. Стоимость товара в пределах равновесной цены говорит о том, что: производитель полностью покрывает издержки и получает достаточную прибыль; посредник или продавец, если он есть, также получает свою выгоду и прибыль; покупатель может и хочет покупать продукт. Равновесная рыночная цена – это оптимальная стоимость, которая устраивает и продавца, и покупателя. Если количество товаров или услуг превышает спрос, формируется избыток. Производители и продавцы в проигрыше, так как продукт плохо продается. Покупатели выигрывают, так как на фоне несоответствия спроса и предложения, многие начинают снижать цену. У клиента появляется выбор – можно найти тот же товар дешевле. Производителю

приходится искать способы снизить расходы на создание и реализацию продукта.

Рыночное равновесие, при котором спрос соответствует предложению, формируется под влиянием многих внутренних и внешних факторов, включая региональные экономические особенности.

Покупка и продажа товаров по ценам, приемлемым как для продавцов, так и для покупателей, происходит только на основании соглашения между ними, в результате торга. Такой торг проявляется на свободном рынке в форме взаимодействия спроса и предложения, которое формирует рыночную цену. Равенство спроса и предложения на определенный продукт в определенное время устанавливает рыночное равновесие. Соответственно, равновесная цена - это цена, при которой нет ни излишка, ни дефицита для каждого данного товара. Он устанавливается в результате равновесия между спросом и предложением как денежный эквивалент строго определенного количества товаров. Основными двигателями балансирования спроса и предложения являются стабильные вкусы потребителей и конкуренция. Любой излишек товаров, поставляемых на рынок, толкает цену товара до точки равновесия, а дефицит - вверх. При изменении спроса или предложения устанавливается другой уровень равновесных цен.              

Каждый раз процесс рыночного согласования интересов продавцов и покупателей приводит к формированию объемов продаж и цен, все более приближающихся к равновесному состоянию.

К сожалению, этот момент так легко заметить в учебнике. В жизни параметры рыночного равновесия приходится нащупывать методом проб и ошибок. Но если процесс формирования рыночных цен протекает беспрепятственно, то состояние равновесия, в конце концов, будет достигнуто рынком.  

Равновесная рыночная цена на конкретную группу товаров или услуг определяется под воздействием трех основных тенденций: производственные факторы – затраты предприятия на создание продукта, включая производственные, управленческие, торговые издержки; покупательские факторы – полезность и необходимость продукта, желание приобрести, доход потребителя; общеэкономические факторы – налоговая политика, правовые аспекты, государственный контроль и регулирование. Производитель рассчитывает стоимость, исходя из производственных и экономических аспектов, соотношения затрат и ожидаемой прибыли. Покупатель оценивает, насколько ему нужен продукт, и соотносит желание с возможностями. На уровень потребительского спроса влияют такие факторы: цены на подобные товары и услуги в данном рыночном сегменте; уровень
доходов потенциальных потребителей (целевой аудитории); предпочтения потребителей (мода, традиции, менталитет); прогнозируемые показатели базовых значений в определенном сегменте рынка. В каждой из этих групп факторов множество показателей, которые учитываются при формировании рыночного равновесия.

Заключение

В данной работе были раскрыты цены, условия стабильности рыночного равновесия. Также описаны последствия отклонения цены от равновесного уровня. Предлагается изложение понятий как равновесия и цены равновесия, условия стабильности равновесия, влияние на рыночную цену, дефицит и излишек товара.

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Таким образом, рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Стабильностью равновесия называется способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишки) производителей и потребителей можно показать на графике (рис. 4). (Здесь и в дальнейшем отождествляются понятия продавец и производитель – для простоты исходим из того, что сами производители являются и продавцами).

Подводя итог, можно сделать вывод, что анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма формирования равновесной цены позволяет охарактеризовать экономическую свободу как главное условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия. Экономическая свобода означает, во-первых, свободу предпринимательства, во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, то есть свободу торговли, в-третьих, свободу перемещения ресурсов в различных сферах применения, в-четвертых, свободу ценообразования.

Именно экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать, адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечивать как частичное, так и общее рыночное равновесие.

Список использованной литературы

1. Баликоев, В. 3. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин). Общая экономическая теория / В. 3. Баликоев. - 16, перераб. и доп. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 528 с.


2.Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.

3.Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.

4.Борисов, Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.

5.Войтов, А. Г. Экономическая теория: учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. - 1. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2018. - 392 с.

6.Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика / Г. П. Журавлева. - 1. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 440 с

7.Корниенко, О. В. Все, что вы хотели узнать об экономике, но боялись спросить. Экономическая теория в реальных вопросах и ответах студентов и преподавателя : учебное пособие / О. В. Корниенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 301 с.

8.Лобачева, Е. Н. [и др.] Основы экономической теории. Учебник для СПО. М.: Юрайт. 2019. 540 с.

9.Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / P.M. Нуреев. - 3, испр. и доп. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2019. - 624 с.

10.Поликарпова, Т. И. Экономическая теория. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитЕта. М.: Юрайт. 2019. 254 с.

11.Шимко, П.Д. Экономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 462 с.

12.Экономика для юристов. Учебное пособие / ред. Рязанова О. Е., Ивашковский С. Н. М.: МГИМО. 2020. 434 с.

13.Экономика. Учебник для военных вузов / ред. Габитов А. Ф., Буг С. В. С-Пб.: Питер. 2019. 352 с.

14.Эскиндаров, М. А., Шаркова А. В., Меркулина И. А. Экономика и финансы ТЭК. Учебник. М.: КноРус. 2019. 448 с.

15.Экономика: учебное пособие / А.В. Буга, И.И. Грозаву, Т.В. Данилова, Л.В. Дорофеева, В.С. Кудряшов, А.А. Куприн, А.Д. Шматко; под ред. А.А. Куприна; Сосновоборский филиал РАНХиГС. – СПб.: Астерион, 2018. – 456 с.

1 Клочков, В.В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности // Российский экономический журнал. — 2014. — № 6. — с. 74–78.

2 Баликоев, В. 3. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин). Общая экономическая теория / В. 3. Баликоев. - 16, перераб. и доп. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. – С. 426

3 Войтов, А. Г. Экономическая теория: учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. - 1. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2018. – С. 83

4 Экономика: учебное пособие / А.В. Буга, И.И. Грозаву, Т.В. Данилова, Л.В. Дорофеева, В.С. Кудряшов, А.А. Куприн, А.Д. Шматко; под ред. А.А. Куприна; Сосновоборский филиал РАНХиГС. – СПб.: Астерион, 2018. – С. 253