ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ | | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
А) понятие Б) ощущение В) представление Г) суждение Д) умозаключение | | 1) чувственное познание 2) рациональное познание |
30. Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ | | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
А) понятие Б) суждение В) ощущение Г) умозаключение Д) восприятие | | 1) чувственное познание 2) рациональное познание |
31. Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК | | ВИД ПОЗНАНИЯ |
А) строится на образе, а не на понятии Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами | | 1) житейское 2) научное 3) художественное |
32. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ | | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
А) ощущение Б) понятие В) восприятие Г) представление Д) суждение | | 1) чувственное познание 2) рациональное познание |
33. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
***Вторая часть***
25.1 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «знание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах знания;
— одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.2 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах ненаучного познания;
− одно предложение, раскрывающее один любой вид ненаучного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.3 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о специфике социального познания;
− одно предложение, раскрывающее одно отличие социального от естественно-научного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.4 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;
− одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.5 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания;
− одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.6 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания;
− одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.7 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;
− одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.8 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;
− одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
25.9 Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;
− одно предложение, раскрывающее особенность обыденного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
27.1 На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).
28.1 ПЛАН
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание как вид деятельности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
28.2 ПЛАН
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание как вид деятельности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
***ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТУ***
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)
21. Укажите два определения познания, которые дают авторы.
22. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина».
23. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
24. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?
На протяжении всей истории становления и развития науки одни её достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия учёных помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень.