Файл: У головная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начиная с 1755 г. слово «привилегия» постепенно стало заменяться на термин «исключительное право»2, а в Законе о привилегиях 1896 г. появилось словосочетание «патент на привилегию». Основы патентного права Российской Империи заложил Закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», принятый в виде манифеста 17 июня 1812 г. С этого момента владельцу привилегии предоставлялось исключительное право использовать изобретение самому в течение указанного в привилегии срока. Попытка сформировать механизм защиты авторских прав была связана с принятием в 1828 г. Цензурного устава. В силу исключительности своих прав авторы получили возможность защиты своих прав, не опираясь на свои привилегии.

Развитие творческого процесса, создание произведений литературы и искусства предполагают предоставление правовой охраны авторам и изобретателям по отношению к плодам их труда не только гражданско-правовыми мерами, но и уголовно-правовыми способами воздействия на нарушителей этих прав. Принятое в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных заключало в себе нормы, охраняющие и права изобретателя, и права авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.

Дальнейшее развитие они получили в Уголовном уложении 1903 г., ст.ст. 620, 621 и 622 которого в целом были лишь редакцией норм предшествующих. Определяющий изобретательские права патентный закон царской России «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» был принят в 1896 г. и действовал до 1917 г. Закон распространял свое действие на изобретения и усовершенствования в промышленности, содержал четкие признаки изобретения, вводил проверочную экспертизу прошений на привилегии. Положение устанавливало ежегодные, а не единовременные патентные пошлины и обязательность публикаций о выдаче охранительного свидетельства.

Таким образом, к началу XX в. в России достаточно подробно регламентировались отношения по поводу авторских и изобретательских прав, существовала уголовно-правовая норма, призванная самым эффективным образом защитить права авторов и изобретателей в целях обеспечения свободы творческой деятельности, уважения к ней всех членов общества и стимулирования ее развития.

Революция 1917 г., изменив страну, полностью отменила прежнее законодательство об авторских и изобретательских правах. Декретом «Положение об изобретениях» от 30 июня 1919 г. отменялись все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до его опубликования. Здесь же устанавливалось правило, по которому лица, виновные в нарушении порядка патентования особо секретных изобретений, их передаче третьим лицам или разглашении, подлежат преследованию по закону.


В советское время уголовно-правовая охрана прав автора и изобретателя была установлена первыми уголовными кодексами. УК РСФСР 1922 г. в ст. 198 предусматривал ответственность за самовольное пользование в корыстных целях чужим изобретением или привилегией, зарегистрированными в установленном порядке, которое каралось принудительными работами на срок до одного года или штрафом в тройном размере в зависимости от извлеченной от самовольного пользования выгоды.

Данный состав был в разделе «Имущественные преступления», и его можно рассматривать, как попытку защитить авторские права изобретателя, но фактически законодатель распространил уголовно-правовую охрану только на имущественные права автора и изобретателя. При этом не учитывалось, что комплекс прав, возникающих у авторов и изобретателей по отношению к результату своего интеллектуального творчества, включает и нематериальную составляющую, которую необходимо также охранять уголовно- правовыми средствами. Специалистами предлагалось слова «в корыстных целях» опустить, так как главной целью в данных случаях может быть и не нажива, а приобретение известности или лишение ее изобретателя1.

Самовольное пользование наказуемо, только если оно относилось к чужому изобретению или чужой привилегии, поэтому сюда не включалось самовольное издание чужого произведения – романа или научного труда2.

Таким образом, нормы об уголовной ответственности за нарушение неимущественных прав авторов и изобретателей в рассматриваемый период отсутствовали.

Следующим этапом защиты авторских и изобретательских прав стало принятие УК РСФСР 1926 г., который в ст. 177 устанавливал, что самовольное пользование изобретением с нарушением правил, установленных в законах о патентах на изобретение, а также самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных и научных произведений с нарушением закона об авторском праве наказывается – принудительными работами на срок до трех месяцев или штрафом до одной тысячи рублей.

Основанием для изменения диспозиции ст. 177 УК РСФСР 1926 г. стало принятие в 1931 г. Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях, которое содержало специальные нормы об ответственности за нарушение прав. Диспозиция ст. 177 в новой редакции излагалась следующим образом: «Оглашение изобретения до заявки без согласия изобретателя, а равно самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных и научных произведений с нарушением закона об авторском праве». Из ее содержания следует, что по прямому указанию закона карается оглашение виновным лицом чужого изобретения до его заявки автором помимо его согласия. Объектом рассматриваемого преступления было право на изобретение, зарегистрированное в

установленном законом порядке, т.е. оформленное посредством получения авторского свидетельства или патента. Предметом посягательства при нарушении авторских прав могли быть любые произведения литературы, науки или искусства, выпущенные или находящиеся на территории РСФСР, независимо от гражданства их автора, способа и формы воспроизведения. Объективная сторона рассматриваемого преступления определялась законом в общей форме как оглашение изобретения до заявки без согласия изобретателя.

Полагаем, что законодатель имел в виду охрану прав изобретателя в самом широком смысле слова. Очевидно, что объективная сторона рассматриваемого состава образовывалась не только путем оглашения изобретения помимо воли изобретателя и до заявки, но и путем самовольного пользования чужим изобретением. Подобное раскрытие объективных свойств рассматриваемого преступления содержалось в Положении об изобретениях и технических усовершенствованиях.

Так, формами посягательства являлись: а) присвоение чужого авторства; б) разглашение сущности изобретения до его заявки; в) разглашение сведений об изобретениях, признанных секретными; г) неправомерное использование изобретения, право осуществления, которого принадлежит государству. Однако не все они образовывали объективную сторону ст. 177 УК РСФСР. Состав преступления считался оконченным с момента, когда сущность изобретения стала достоянием других лиц.

Субъективная сторона преступлений, посягающих на авторские и изобретательские права, могла быть выражена только в умышленной форме вины, в качестве мотивов могли выступать корысть и иные низменные побуждения.

Необходимо уточнить, что уголовному преследованию подлежали лишь случаи злостного использования чужого произведения без уведомления автора, умышленного видоизменения чужого произведения. Все остальные случаи нарушения авторских и изобретательских прав, при отсутствии в действиях виновного иного состава преступления, подлежали рассмотрению в гражданском порядке.

Субъектом рассматриваемого преступления могло являться как лицо частное, так и должностное, причем последнее, посягающее из личной заинтересованности на авторские или изобретательские права с использованием своего служебного положения, в случае причинения существенного вреда государственным, общественным либо личным интересам должно было отвечать еще и за должностное преступление. Исключение из рассматриваемой нормы ответственности за самовольное пользование изобретением с нарушением правил, установленных в законах о патентах на изобретения, привело к отсутствию в уголовном законе нормы, защищающей авторов и изобретателей от таких преступлений, как присвоение и самовольное пользование чужим продуктом интеллектуального труда. Однако ст. 9 Положения об изобретениях указывала, что «привлекается к уголовной ответственности тот, кто в заявке заведомо неправильно укажет автора изобретения». Это не что иное, как подлог в авторстве, который не был урегулирован уголовным законодательством того времени.


Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях, принятое в 1941 г., указывало на такое явление, как присвоение чужого авторства на изобретения (ст. 12), но и это не послужило основанием для принятия новой редакции ст. 177 УК РСФСР, и она просуществовала без изменений с 1931 по 1960 г. Рассмотренная норма не подвергалась детальному изучению специалистами в связи с отсутствием возможности подкрепить теорию материалами судебной практики. Встречались лишь дела о преступлениях, состоящих в преступной волоките с изобретениями и произведениями, и так называемом принудительном соавторстве, о бюрократическом отношении к авторам и изобретателям1.

Статья 141 УК РСФСР 1960 г. «Нарушение авторских и изобретательских прав» находилась в главе «Преступления против политических и трудовых прав граждан». В ранее действовавших уголовных кодексах эта норма была помещена в главы, посвященные имущественным преступлениям. Статья 141 УК РСФСР преступными деяниями признавала: выпуск под своим именем чужого научного, литературного, музыкального или художественного произведения, изобретения, рационализаторское предложение; присвоение авторства, выражающееся в предъявлении для опубликования чужого произведения анонимно или под псевдонимом либо предъявлении к опубликованию под своим именем произведения, содержащего заимствования значительных частей или основных положений других авторов без указания источников; незаконное воспроизведение или распространение чужого произведения с указанием имени автора, но без его согласия, либо с согласия автора, но с искажением произведения; принуждение к соавторству, осуществляемое путем использования служебного положения, насилия или угроз насилием либо шантажа; оглашение изобретения до заявки без согласия изобретателя, т.е. сообщение о сущности произведения другим лицам до заявки изобретения в установленном порядке.

Отметим, что объектом рассматриваемого преступления признавались личные права и интересы авторов и изобретателей1, возникающие в связи и по поводу создания, выпуска и использования произведений науки литературы и искусства, а также создания и использования изобретений и рационализаторских предложений. Таким образом, в УК РСФСР 1960 г. законодатель подчеркнул приоритет нематериальных прав автора.


Таким образом, длительное время в уголовном праве объектом уголовно-правовой охраны являлись лишь права авторов и изобретателей, возникающие в связи с созданием и последующим использованием произведений науки, искусства, изобретений и рационализаторских предложений. Создание нового правового института смежных прав стало естественным развитием ситуации, складывающейся в области охраны прав создателей радио- и телепередач, исполнителей музыкальных произведений. Изменения гражданского законодательства породили изменения уголовного законодательства. Впервые в России смежные права стали охраняться уголовно-правовыми методами с введением в действие УК РФ 1996 г. Это является характерной чертой уже нового современного этапа развития и совершенствования уголовной ответственности за посягательства, нарушающие авторские, смежные, изобретательские и патентные права в современной России.


    1. Понятие и юридическая природа авторских и смежных прав


Авторское право – продукт позднейшего времени, оно не имеет глубоких корней и ведет свое происхождение от новых условий общественной жизни и культуры. Становление и развитие авторского права в России прошло достаточно тяжелый и нестабильный путь из-за своей местами неопределённой и неоднозначной юридической природы.

Авторское право – часть гражданского права, охраняющая права авторов интеллектуальных произведений. Эти права признаны в большинстве стран мира. Тот факт, что авторское право признается и уважается, мотивирует творческую активность и инициативность людей, а также обеспечивают доступ к произведениям для максимального количества людей во всем мире.

Авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные права и обязанности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на литературные, музыкальные и художественные произведения в широком смысле слова и возникает вместе с самим произведением в силу самого факта его создания. В странах англо-американской правовой семьи авторское право именуется термином «copyright» (право на копию), касаемо использования работы путем ее воспроизведения1.

В странах же континентальной правовой семьи существует термин «droit d’auteur», который обозначает сохранение юридической привилегии за автором. Данные «привилегии» достаточно двояки: с одной стороны – носят характер личных неимущественных прав, а с другой − имущественных.