Файл: У головная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также в странах континентальной семьи используются такие понятия как «литературная собственность» и «художественная собственность», подразумевающие конкретные объекты реализации и охраны авторского права. Авторское право как совокупность правовых норм имеет свои принципы / признаки: принцип свободы творчества; принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества; принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора; принцип свободы авторского договора; территориальный и / или национальный характер; двойственный характер; ограниченность во времени сроков правовой охраны; авторское право возникает в силу факта создания произведения; охрана авторским правом объективной формы произведения; невозможность существования двух или более авторских прав на одно произведение. Как совокупность правовых норм авторское право представляет собой одну из частей гражданского права.
В соответствии с этим на правоотношения, возникающие в сфере авторского права, распространяются положения общей части гражданского права, обязательственное право (регулирование прав и обязанностей сторон при заключении договоров в данной сфере правоотношений)2.
В соответствии с действующим законодательством использование охраняемых авторским правом произведений, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, должно осуществляться только с согласия автора или правопреемников за исключением случаев, указанных в законодательстве. Подобное согласие дается в форме договора, сторонами которого являются – автор и организация, которая хочет использовать созданное первым произведение. При заключении договоров такого рода имеет место уступка некоторого объема прав автора иному лицу или организации. По истечению срока договора все права возвращаются к автору. Авторскому праву свойственен ряд черт, которые на протяжении всего развития усложняли понимание его юридической природы. Этот вопрос порождал множество дискуссий среди ученых, которые делали абсолютно противоположные заключения.
Начало эта неоднозначность берет еще со времен «Статута королевы Анны» 1710 года, по которому исключительные права книгоиздателей и книгопечатников выпускать и продавать книги вытекали из привилегий. В этом же законе впервые признавалось за автором такое право, как право собственности на свое произведение. До сих пор достаточно трудно определить природу авторского права, так как мнения законодателя и ученых сильно отличаются.
Именно поэтому лучше всего рассмотреть теоретические концепции относительно данного вопроса, пришедшие к нам из более раннего времени, так как споры нынешние соответствуют прошлым разногласиям. Существует несколько основных теорий понимания юридической природы авторского права: теория права собственности; теория нематериальных ценностей; теория личных прав; теория лично-имущественного права; теория интеллектуальных прав. Теория права собственности.
Преамбула закона штата Массачусетс 17 марта 1789 года гласит следующее: «Нет иной собственности, принадлежащей человеку в большей мере, чем та, что является результатом его умственного труда». «Наиболее священная, самая личная собственность из всех видов собственности», − так говорил Ле Шапелье об авторском праве в своем докладе, который предшествовал принятию декретов от 13 и 19 января 1791 года, в соответствии с которыми Учредительное собрание Французской революции объявило священным право автора на публичное представление своих произведений.
Два данных выше высказывания отражают суть данной теории – авторское право абсолютная собственность автора. Признание права собственности автора на созданное им произведение, которые было бы равноценным праву собственности на материальные ценности, было предложено для удовлетворения справедливости и направлено на охрану и защиту прав автора. Теория нематериальных ценностей. Автор данной теории – Джозеф Кёллер. Он писал, что право собственности в классическом понимании по своей природе применимо только к материальным ценностям, а исключительное право имеет абсолютно иную природу. Автор рассматривает авторские права как нематериальную ценность, хоть и это право имеет экономическую подоплеку в будущем. Именно поэтому, по мнению Кёллера, необходимо было введение новой категории – прав на нематериальные ценности. Теория нематериальных ценностей относится к дуалистическим, а вот монистический характер все-таки присущ теории личных прав.
Теория личных прав по своей сути схожа с доводами известного философа Иммануила Канта, который считал, что авторское право – личное право, а произведение – обращение автора к публике через издателей. Кант считал, что приобрести право собственности, купив книгу – можно, но купить право автора на обращение к обществу – нельзя. Основоположником данной теории является Отто фон Гирке. По его мнению, авторское право – индивидуальное произведение, представляющее собой проявление личности автора, отражение его сознания, которое индивидуализируется посредством его творчества. Согласно данной школе, хоть историческое развитие авторского права
берет начало от имущественного права, но, тем не менее, все права автора, предусмотренные законом, являются следствием первоначального права автора сохранить свое произведение в тайне или, же обнародовать его, то есть из его личных прав, его волеизъявления в данном вопросе.
Теорию лично-имущественного права немецкие авторы считают промежуточной. Данная теория появилась в Германии и раскрывала природу авторского права следующим образом: авторское право имеет особенный характер, так как является полностью зависящим от личности, но содержит и нормы имущественного характера.
Таким образом, считалось, что данная теория отражает всецело, двусторонне право автора, состоящее из названных неразрывных компонентов. Так, некоторые сторонники личного права, например, Э. Пиола Казелли, со временем стал сторонником данной теории, посчитав ее более актуальной и правдоподобной. Теория интеллектуальных прав. Впервые теория интеллектуальных прав была сформирована в Бельгии юристом Е. Пикаром. Главная мысль этой теории: классическое разделение прав на 3 вида является недостаточным и требует нововведений в связи с требованием времени. Е. Пикар создал общую классификацию юридических прав, по которой авторское право (вместе с изобретениями, промышленными чертежами, полезными моделями и товарными знаками) относится к новой абсолютно самостоятельной категории – интеллектуальные права. Основу этой классификации составляет предмет права, то есть произведение. Некоторыми чертами данная теория похожа на теорию Кёллера, по которой тоже предлагалось создать новую категорию прав. Но Е. Пикар считал, что в интеллектуальные права входят 2 аспекта: личные неимущественные права и экономический элемент, чего Кёллер не допускал1.
Рассмотренные теории имеют место быть, аргументы достаточно своеобразны и основаны на разных фактах, но современные тенденции развития законодательства во всех сферах дают нам новую пищу для размышления, почву для новых подходов, предлагаемых более современными авторами (например, в работах В.А. Дозорцева1).
Анализируя вышеперечисленные и описанные теории можно сделать вывод: природа авторского права изначально была достаточно спорной, неопределенной, порождающей споры. Многие ученые и по сей день выдвигают разные предположения, мысли и теории для определения природы авторского права. Но одно можно сказать точно: авторское право – абсолютно самостоятельная и уникальная сфера, которая не похожа, ни на одну другую, несмотря на некоторые схожие критерии. Развивается авторское право очень стремительно, и нет гарантий, что «завтра» законодатель не определит иные основания для идентификации правовой природы авторского права.
1 Всемирная декларация по интеллектуальной собственности (Принята 26.06.2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=12300#0 (дата обращения: 21.11.2016).
2 Зенин И.А. Субъекты и объекты интеллектуальных прав // Право интеллектуальной собственности. – 2012. – № 4. – С. 3.
1 Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности / Под общей ред. С.В. Мальцевой. – М.: Юрайт, 2014. – С.89.
2 Тимофеева Р.И. Электронное практическое пособие «Гражданское право: правовое регулирование интеллектуальной собственности// Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2016. – №8. – С.45.
1 Серебрякова Д. Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальные права» по российскому законодательству // ИС. Авторское право и смежные права. – 2016. – № 4. – С. 7.
2 Сенатский Указ от 21 марта 1755 г. «О предоставлении Английскому фабриканту М. Ботлеру на 10 лет исключительного права делать в России шпалеры» // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Т. 14. - Ст. 10376. - С. 334–335.
1 Познышев С.В. Очерк основных начал науки уголовного права. Особенная часть. М., 1923. - С. 73.
2 Немировский Э.Я. Советское уголовное право. Части Общая и Особенная. Одесса, 1924. - С. 287.
1 Здравомыслов Б.В. Уголовно-правовая охрана прав автора и изобретателя в СССР. М., 1957. - С. 6.
1 Загородников Н.И. Советское уголовное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1976. - С. 387.
1 Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: Право, 1912. – С.37.
2 Близнец И.А. Авторское право и смежные права: учебник. М.: Проспект, 2015. – С.140.
1 Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d'auteur et droit voisins. Пер. с фр.; Предисл. М.А. Федотова. М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2012. – С.20-21.
1 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей. М.: Статут, 2013. – С.408.