Файл: Особенности психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности
психического развития
детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ)
– неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.


Первое описание повышенной двигательной активности ребенка появилось
около 100 лет назад.

В 1962 г.
Оксфордская группа по международным исследованиям по детской неврологии провела симпозиум по проблеме минимального повреждения мозга. На нем было принято решение, что более подходящим термином для обозначения данного расстройства является "минимальная дисфункция мозга".

В 1975 г.
B.D. Schmitt выступил против названия заболевания "легкая дисфункция мозга».

В 1980 г.
в третьем издании Американской психиатрической ассоциации "Диагностическое и статистическое руководство психических нарушений" был впервые представлен термин "attention deficit"
(дефицит внимания), который заменил термин "легкая дисфункция мозга", "гиперактивность" и другие.

Статистика

Классификация
Согласно DSM-IV выделяют
3 варианта течения синдрома дефицита внимания/ гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

- синдром дефицита внимания без гиперактивности;

- синдром гиперактивности без дефицита внимания, так называемый синдром резидуального типа.

Портрет ребёнка с СДВГ
(П. Бейкер и М. Алворд)
Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребѐнка СДВГ делятся на 3 группы:

Дефицит внимания;

Двигательная расторможенность;

Импульсивность;

Гиперактивность
Чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении
(хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.


Двигательная расторможенность

Постоянно ѐрзает;

Проявляет признаки беспокойства;

Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;

Очень говорлив;

Дефицит активного внимания
Неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.


Непоследователен, ему трудно удерживать внимание;

Не слушает, когда к нему обращаются;

С большим энтузиазмом берѐтся за задание, но так и не заканчивает его;

Испытывает трудности в организации;

Часто теряет вещи;

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

Часто бывает забывчив;
Дефицит активного внимания

Импульсивность
Неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения.
Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Импульсивность

Начинает отвечать, не дослушав вопроса;

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает;

Плохо сосредотачивает внимание;

Не может дождаться вознаграждения;

Не может контролировать и регулировать свои действия.
Поведение слабо управляемо правилами;

При выполнении заданий ведѐт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Цикличность
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность.
При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем
3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.


Причины СДВГ

Нарушения познавательной
сферы
СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти.
Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения , письма и счѐта.
Включение в обучение игровых ситуаций –способ стимуляции ребѐнка к более успешному освоению знаний.

Внимание
Память
Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как:

Устойчивость

Слабо выраженная концентрация

Не развито распределение

Страдает переключаемость

Низкий уровень объѐма

Высоко развита отвлекаемость
Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания.

Словесно- логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребѐнка проблематично.

Произвольная.

Долговременная.

Мышление
Речь

В первую очередь страдает
словесно-логическое мышление
- логические операции с понятиями, из-за расторможенности и плохой переключаемости

Преобладание
непроизвольного
мышления ( без участия воли) над произвольным

Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла.

Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива
«руки мельницы».

Ребѐнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всѐ время отвлекается на посторонние действия.

Эмоционально-
волевая сфера

Ребѐнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берѐт чужие вещи, часто ведѐт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчѐтливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.

Ребѐнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаѐт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.
(Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ).

Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность.


Методы и приёмы лечения

Медикаментозная терапия.

Метод обратной связи и транскринальная микрополяризация.

Психолого- педагогическая коррекция.

Психолого-педагогическая
коррекция

Это один из наиболее трудоемких, но и наиболее щадящий метод лечения.

Сущность метода заключается в выявлении и понимании глубинных причин проблем и постепенном изменении реакции ребѐнка на раздражители.

Учитывая, что СДВГ может носить генетический характер, нельзя оставить без внимания и помощи родителей.

Помочь родителям правильно расставить акценты в воспитании ребѐнка.

Организация жизни в семье
Основные ошибки
Основные правила

Недостаток эмоционально- го внимания.

Недостаток твѐрдости и контроля в воспитании.

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Нельзя считать своего ребѐнка ущербным.

Рамки и ограничения должны существовать обязательно, но должны быть разумными.

Необходимо соотносить требования к ребѐнку с его способностью их выполнить.

Социализация ребёнка
1 этап
2 этап

Я слушаю.

Я слышу.

Я выполняю.
Социализация гиперактивного ребенка.
1.
Ребѐнок не должен перевозбуждаться и переутомляться.
2.
Неразумно ограничивать двигательную активность – это создаст эмоциональное напряжение.

Правила для нормальной
социализации.

Не стоит водить ребѐнка в многолюдные шумные места.

Обращайте внимание на то, с кем играет ваш ребѐнок и как на него влияют друзья.

Организуя рабочий день ребѐнка, предусматривайте время для отдыха и расслабления.

Оберегая от эмоционального переутомления, необходимо добиваться утомления физического.

Правила для нормальной
социализации.

Всегда будьте снисходительны к вашему ребѐнку, учитывайте его особенности, в спорных случаях любую ситуацию трактуйте в пользу ребѐнка, дайте ему понять, что вы на его стороне.

Научите ребѐнка управлять собой и своими эмоциями.

Приучайте малыша к пассивным играм.

Научите малыша расслабляться.

Не забывайте говорить малышу, как сильно вы его любите.


Спасибо за внимание!

Источники
http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTseOb0B0lKI8idarhiwrlk
L5Nj2906pdO1aad47-wkE4z66nJw http://www.chirkofff.com/wp-content/uploads//2011/02/334.jpg http://www.kros.ru/_educ/upr-obr/clip_image005.jpg http://www.semya-rastet.ru/upload/fm/alyona2/1801-0201.jpg http://philanthropy.ru/wp-content/uploads/2011/05/b/detd.jpg http://www.effecton.ru/media/icons/adhd-social.png http://mosclinic.ru/img/content/news/2418/sdvg2.JPG
http://newslab.ru/images/review/gorod%20detstva/48846871.jpg http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti/g iperaktivnye.jpg?rand=85001573307163
http://www.chillitalks.com/media/page_images/kolesa/5_jpg_570
x1000_q85.jpg http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti
/giper.jpg?rand=70915234012915