Файл: 1. Понятие общения, его роль в профессиональной деятельности фармацевта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Понятие общения, его роль в профессиональной деятельности фармацевта……………………………………………………………………....4-5
2. Этические нормы во взаимоотношении фармацевтического работника с врачами, коллегами, потребителями
2.1 Этические нормы при общении фармацевтического работника с посетителями аптек…………………………………………………..…………6-8
2.2 Этические нормы при общении фармацевтического работника с врачами…………………………………………………………………………..8-9
2.3 Этические нормы при общении фармацевтического работника с коллегами………………………………………………………...…………….9-12
2.4 Этические нормы при общении фармацевтического работника с медицинскими (торговыми) представителями……………………………..12-14
2.5 Этическая сторона взаимоотношений между субъектами фармации и государством………………………………………………………………….14-15

3. Требования к фармацевту, работающему с посетителями аптек……….16-19

4. Список литературы……………………………………………………………20

Введение

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медицинский работник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом.

В деловых отношениях очень много зависит от характера взаи­моотношений — личных встреч, бесед, переговоров, совещаний. Этика является своеобразным посредником, позволяющим быст­рее найти оптимальное решение, сглаживая при этом острые углы, с достоинством выходить из затруднительных ситуаций.

В Этическом кодексе фармацевтического работника России нашли отражение этические нормы во взаимоотношениях: прови­зора с пациентом, провизора с врачом, провизоров внутри коллек­тива.

1. Понятие общения, его роль в профессиональной деятельности фармацевта

Человек – это существо общественное и он постоянно общается с другими людьми. В общении реализуются социальные отношения людей: общественные и межличностные.

Общение – универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Однако есть профессии, для которых разговор (беседа, интервью, переговоры) – приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач.


С.И.Ожегов в « Словаре русского языка» указывает на следующую смысловую нагрузку слова «общение»: «Взаимные сношения, деловая или дружеская связь». В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет: «Общенье…сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем».

С деонтологических и общежитейских позиций каждый человек обладает индивидуальным талантом общения. Под термином «общение» понимают межличностные отношения, разноплановые взаимные связи людей, доверительность, искренность обмена опытом, информацией, знаниями, помыслами, радостью, огорчением.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.

Общеизвестен и глубоко справедлив старинный афоризм о трех главных средствах в лечебном арсенале врача: травах (лекарствах), ноже и слове. Слово – самое универсальное средство и, может быть, самое ценное для больного, но безусловно очень трудное для медицинского работника. Мастерски владеть врачебным словом вовсе не просто. Этот требует большого «душевного ресурса» врача или прочего медицинского персонала, высочайшей культуры, большой чуткости, знаний и таланта, а также некоторых актерских задатков.

Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выражение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослуживцами.

При любом виде общения многое зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, нетактичны, стремятся отделаться от собеседника, относятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интонации, система «контакта глазами» и т. д., но, прежде всего и важнее — это речь.

Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных особенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.

2. Этические нормы во взаимоотношении фармацевтического работника с врачами, коллегами, потребителями

В деловых отношениях очень много зависит от

характера взаимоотношений - личных встреч, бесед, переговоров, совещаний. Этика является своеобразным посредником, позволяющий быстрее найти оптимальное решение, сглаживая при этом острые углы, с достоинством выходить из затруднительных ситуаций.

Этические нормы при общении фармацевтического работника с посетителями аптек

Фармацевт должен с уважением относиться к каждому посетителю, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо. Фармацевту в аптеке приходится сталкиваться с разного рода людьми, которые могут вызвать негативные ощущения и нежелание с ними общаться, но необходимо преодолевать себя, так как даже опустившемуся на дно общества необходима помощь, и ее нужно оказывать.

В аптеку не приходят просто так, а идут с тревогой о своем здоровье или здоровье близких людей. Внимание, понимание, забота нужны нам всегда, чтобы развеять тревогу и дать надежду, что температуры завтра у ребенка не будет и он будет весел и бодр, у бабушки нормализуется давление и она будет встречать вас, как раньше, вкусными пирогами.

При общении с клиентом недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. Фармацевт должен помнить, что перед ним человек с заболеванием, и сделать скидку на его раздражительность и грубость. В повседневной работе встречаются разные случаи. Нередко посетитель приходит раздраженным внешними факторами (в автобусе толкнули, в магазине нагрубили и т.д.) и все накопленные негативные эмоции «выплескивает» на провизора. Конечно же, нужно быть в этом случае беспристрастным и не реагировать на данное поведение, но если вы чувствуете, что вы не сдерживаетесь, пригласите коллегу обслужить этого клиента. Вид нового человека подействует успокаивающе, и конфликт будет исчерпан.

Фармацевт должен следить за своей речью, жестами и мимикой. Говорить ясно, конкретно, достаточно громко. Речь, жесты и мимика «раздевают» человека перед собеседником, не зря артистов учат одним движением руки передать душевное состояние героя. Фармацевтический работник не должен быть манекеном, но излишняя импульсивность, говорливость или жестикуляция могут вызвать негативное отношение пациентов, необходим грамотный баланс.

Внешним видом фармацевт должен располагать к себе посетителя. Форменной одеждой вашей профессии является белый халат, это символ чистоты не только внешней (не зря есть поговорка - чисто как в аптеке), но и моральной.


Работник аптеки должен дать почувствовать посетителю, что в его лице он имеет высокообразованного, высококультурного и знающего специалиста. He только дать почувствовать, но и еще быть на самом деле высокообразованным и знающим специалистом. Для этого необходимо постоянно совершенствовать свои знания: посещать конферен­ции, читать специализированную профессиональную литературу, интересоваться информацией о новых лекарственных препаратах.

Фармацевт должен всегда сообщать необходимую информацию о лекарственных средствах клиенту. Право посетителя - получить и долг фармацевтического работника — сообщить всю необходимую информацию о лекарственных средствах (способ, время и частота приема, хранение в домашних условиях и др.). Большая очередь в аптеке - это не оправдание отсутствия необходимой информации для посетителя.

Фармацевт обязан сохранять в тайне всю медицинскую и доверенную посетителем личную информацию. Название лекарства говорит о многом - о заболевании, ее стадии и прогнозах, поэтому, вручая рецепт, клиент доверяет фармацевту информацию о себе и должен быть уверен, что информация не будет разглашена без его ведома, даже тогда, когда в аптеку с рецептом приходит родственник или знакомый больного.

При общении с посетителями аптек фармацевтический работник должен проявить следующие качества:
1. уважение к личности покупателя: внимательность, вежливость, культура обслуживания, доброжелательность, чуткость;
2. взаимопонимание;
3. терпимость: выдержка, спокойствие, ровное настроение, приятное выражение лица, умение противостоять утомлению;
4. направленность психотерапии.
Этические нормы при общении фармацевтического работника с врачами.

Отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на взаимном уважении. Фармацевт не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, как и врач не имеет права умалять достоинство фармацевтического работника. У фармацевта и врача общая задача - возвращение здоровья пациенту.

В последнее время сложилась неприятная тенденция: врачи смотрят на фармацевтов немного свысока. Отчасти в этом виноваты некоторые фармацевты, знания которых недостаточно глубоки и в беседе с врачами о ЛС они бывают некомпетентными. Фармацевты также встречаются с врачами, безграмотными в области лекарствоведения. Но такое развитие отношений недопустимо, так как врачи 90% болезней лечат именно ЛС, а фармацевт является специалистом в этой области. Только взаимоуважение должно быть основой профессиональных взаимоотношений между фармацевтом и врачом.


Содружество фармацевтического работника и врача, совместный выбор наиболее эффективных, специфических ЛС и их лекарствен­ных форм, дозы препарата, рациональной схемы лечения, способа применения, времени приема ЛС способствуют эффективному лечению пациента.

Врач и провизор несут полную ответственность за выписанные и выданные медикаменты. Поэтому при рецептурном отпуске провизор не должен:

  1. подменять врача в выборе лекарственного препарата, предлагать пациенту лекарственные препараты по своему усмотрению, так как не знает индивидуальных особенностей организма больного и течения заболевания.;

  2. оставлять без внимания допущенные врачами ошибки и неточности, несоблюдение установленных правил выписывания рецептов и неправильно указанные дозировки лекарственные препаратов, выявление несовместимости и т.д.

Все ошибки должны быть обсуждены с врачами. При этом критика должна быть аргументированной в доброжелательной форме.

Этические нормы при общении фармацевтического работника с коллегами.

Этические отношения провизора (фармацевта) с коллегами строятся по принадлежности к отдельным подвидам делового общения: подчиненный-руководитель, сотрудник-сотрудник.
Создание здорового микроклимата способствует слаженности работы всего коллектива. Слаженность зависит еще и от того, как понимает свои обязанности каждый сотрудник и, прежде всего, руководитель аптечного учреждения.

Руководитель должен заботиться о стабильности и преемственности кадров, правильном сочетании опытных и молодых работников.

Руководитель должен быть наделен не только большими правами, но и высокой культурой, эрудицией, чувством такта, убеждения и юмора. Он должен быть авторитетом в коллективе.

Руководитель всегда на виду, и поэтому не может проявлять растерянность, слабость. Чтобы ни было у него на душе, обязан быть собранным, бодрым, чтобы люди получали от него заряд уверенности.

Руководитель должен помнить, что даже если человек ошибся, никто не вправе оскорбить его криком. Его подчиненные – это подчиненные только по службе и служат они не заведующему, а делу государства. Ни в коей мере нельзя ущемлять самолюбие людей, унижать их достоинство. Те, кто позволяют себе отступать от этой истины, безнадежно компрометируют себя, роняют свой авторитет.

Без соблюдения этики общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя дискомфортно, нравственно незащищенными.