Файл: Методические указания по прохождению профессиональных практик (педагогической, производственной и исследовательской).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
Кафедра «Незаразных болезней и морфологии»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по прохождению профессиональных практик
(педагогической, производственной и исследовательской)
магистрантов специальности
6М120100 - Ветеринарная медицина
Уральск, 2012

2
Составители: Днекешев А.К. канд. вет. наук, доцент,
Закирова Ф.Б. канд. с.-х. наук, доцент
Рецензент: Шалменов М.Ш., заведующий кафедрой «Эпизоотологии, паразитологии и ВСЭ», д-р вет. наук, профессор
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по прохождению профессиональных практик (педагогической,
производственной и исследовательской) магистрантов специальности
6М120100 - Ветеринарная медицина
Обсуждена на заседании кафедры «Незаразные болезни»
«20» 12 2011 г., протокол № 5 .
Рекомендована учебно-методическим бюро факультета ветеринарной медицины и биотехнологии «16 » 01 2012 г., протокол № 6 .
Одобрена УМС университета «____»__________2012 г., протокол №_____.
Методические указания предназначены по педагогической, производственной и исследовательской практике для магистрантов специальности 6М120100
- Ветеринарная медицина
©
РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени
Жангир хана», 2012

3
1.ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ
Государственная программа развития образования
Казахстана, направленная на повышение качества высшего образования, предусматривает внедрение ииновационных технологий обучения для улучшения качества подготовки в системе послевузовского образования ветеринарных специалистов.
Большое значение при этом имеет выпуск квалифицированных специалистов (магистров), способных самостоятельно применять полученные знания в решении производственных и научно-педагогических задач в условиях современного агропромышленного комплекса и в учебных заведениях.
Закрепление в научных экспериментах практических умений и навыков магистранта на базе полученных им теоретических знаний в вузе является основной задачей педагогической, производственной и научно- исследовательских практик в программе получения послевузовского образования.
Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:
- педагогическую – в организации образования;
- исследовательскую – по месту выполнения диссертации.
Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания.
Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса.
Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику.
Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.
Содержание исследовательской/производственной практик определяется темой диссертационного исследования.
Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом в сроки, определяемые академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта.
Индивидуальным планом работы магистранта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.


4
2. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВУЗЕ
Педагогическая практика выполняет ведущую системобразующую роль в формировании общественно активного, всесторонне образованного педагога- специалиста для высших учебных заведении.
Местом прохождения педагогической практики служат общепрофессио- нальные и выпускающие кафедры ЗКАТУ имени Жангир хана.
Методическое руководство практикой осуществляется руководителем опытным педагогом, назначенный приказом по университету.
Основными принципами организации практики являются следующие:
- педагогика-психологическая направленность целей, задач и содержания практики, связь ее с жизнью, соответствие ее содержания и организации требованиям, предъявляемым сегодня к университету и преподавателю вузов;
- систематичность, усложненость практики, ее содержания и методов организации при прохождении;
- связь практики с изучением теоретических курсов, единство научно- теоретической обоснованности практики и реальности учебно- воспитательной деятельности вуза;
- комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей, психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности магистрантов в вузе;
- дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом специфики факультета, особенностей специальности.
Основными целями педагогической практики являются:
- знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя аграрно-технических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций;
- закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков творческого подхода к решению научно- педагогических задач.
Таким образом, в ходе педагогической практики магистрант должен расширить и углубить теоретические знания по своим специальностям:
- основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в аграрно-техническом университете;
- методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;
- требований, предъявляемых к преподавателю в современных условиях.
Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:
- осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;
- выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

5
- самостоятельного проведения психолого-педагогических исследований;
- самоконтроля и самооценки процесса и результата педагогической деятельности.
Основными задачами педагогической практики являются:
- воспитание профессионально значимых качеств личности преподавателя, потребности в педагогическом самообразовании;
- воспитание устойчивого интереса и любви к профессии преподавателя вуза;
- закрепление, углубление и обогащение психолого-педагогичес- ких и специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных педагогических задач;
- формирование и развитие профессиональных умений и навыков;
- выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности в вузе;
- ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы в университете, с передовым педагогическим опытом профессорско- преподавательского состава вуза;
Педагогическая практика обладает большими возможностями для ответственного и творческого отношения к педагогической деятельности, формирования внутренней установки на педагогическую профессию. В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления преподавателя его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической на- правленности. И как важно именно сейчас, в период ускорения социально- экономического развития нашего общества, когда основным средством решения задач высшего образования в республике является активизация человеческого фактора. Будущий педагог вуза должен осознать свою социальную ответственность за обучение и воспитание студентов, развить в себе стремление к познанию и формированию личности студента.
Творческие педагоги высших учебных заведении выделяются именно пониманием целей, задач своей педагогической деятельностью. Осознанием ее закономерностей и принципов, умением предвидеть результаты работы, варь- ировать методы своей работы с учетом конкретных условий. В процессе педагогической практики возникают условия для творческого освоения профессиональной деятельности по специальности.
Педагогическая практика, как форма профессионального обучения в высшем аграрно-техническом вузе направлена на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию их в ходе практической деятельности в дальнейшем в университете. В процессе практики в большей степени создаются условия для интеграции психолого- педагогических и специальных знаний по специальности. Если в процессе теоретического обучения гуманитарные, специальные, психолого- педагогические дисциплины изучаются раздельно, то в практической работе по обучению студентов, знания по этим дисциплинам переводятся на язык


6 практических действий, на целенаправленное решение практических задач конкретной дисциплины. Этот синтез знаний и создает целостное всестороннее представление о педагогическом процессе, педагогических явлениях в вузе, составляет основу научной организации профессионального труда преподавателя в аграрно-техническом университете. Эти знания становятся жизненно необходимыми, личностно значимыми, приобретают практический смысл, так как в дальнейшем сама практическая деятельность заставляет искать ответы на постоянно возникающие вопросы о задачах, содержании, формах и методах педагогической работы со студентами в вузе.
Деятельность магистрантов в период практики является аналогом профессиональной деятельности преподавателя вуза, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях университета. Поэтому эта деятельность должна основываться на профессиональных знаниях, опираться на определенный теоретический фундамент.
Профессиональные умения — это выполнение способов и приемов работы, совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы со студентами (единство интеллектуальных и практических действий), т.е. профессиональные умения — это знания в действии, результат их применения в реальной практической деятельности.
Во время педагогической практики надо овладеть следующими умениями:
- составлять конкретные учебно-воспитательные планы (календарно- тематические, силлабусы, рабочие программы и т. д.), с учетом индивидуальных особенностей специальности;
- изучать личность студента и курируемую группу с целью диагностики и проектирования их воспитания;
- сотрудничать со студентами, преподавателями, кураторами, эдвайзерами, родителями и другими лицами, принимающими активное участие в обучении студентов;
- наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу на факультете, на кафедре на конкретной группе курируемой во время практики и корректировать ее в отчете.
Поэтому очень важно разработать для себя программу формирования педагогических умений и навыков по этапам, систематически анализировать и оценивать ход и результаты работы.
Об уровне сформированности профессиональных умений можно судить по следующим показателям: характеру затруднений в процессе выполнения заданий, степени удовлетворенности работой, качеству работы, степени са- мостоятельности в выполнении заданий, отношения к студентам.
Формирование профессиональных умений и навыков, осуществляется на учебных занятиях по всем дисциплинам в процессе педагогической практики.
Педагогическая практика является одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы магистранта. В процессе практики


7 магистранты, во-первых, обучаются сами под руководством вузовских преподавателей (психолого-педагогических и специальных дисциплин); во- вторых, организуют деятельность студентов; в-третьих, сотрудничают с педагогическим коллективом университета.
Педагогическая практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к педагогической деятельности только тогда, когда у самого магистранта есть желание, стремление стать хорошим педагогом по выбранной специальности.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Содержание педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной педагогической деятельностью (самостоятельное проведение лабораторных и практических занятий, семинаров, курсового проектирования, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.). Предполагается совместная работа магистранта-практиканта с преподавательско- профессорским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.
Перед началом педагогической практики проводится организационное
собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. Перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения педагогической практики, который должен быть согласован с руководителем или эдвайзером и внесен в задание по практике (приложение А).
Магистрантам предлагается широкий спектр тем, актуальные для современного этапа реформирования системы высшего аграрно-технического образования. По выбранной теме следует изучить соответствующую психолого- педагогическую литературу, опыт преподавания аграрно-технических дисциплин в университете, рекомендуется разработать методические рекомендации к проведению того или иного вида занятия (фрагмента занятия), провести его, оценить эффективность разработанной методики.
Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:
-проектирование и проведение лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;
-разработка мультимедийных комплексов по аграрно-техническим дисциплинам;
-проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;
-технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов (работ);
-конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;


8
-разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;
-сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно- познавательной деятельности студентов при изучении аграрно-технических дисциплин;
-оптимизация учебно-познавательной деятельности и повышение качества подготовки по изучаемой специальности;
-проведение психолого-педагогических исследований по диагностике профессионально и личностно значимых качеств магистранта (преподавателя) и анализ его результатов;
-анализ отечественной и зарубежных практик подготовки специалистов с высшим аграрно-техническим образованием.
Перечень тем научно-педагогической практики может быть дополнен темой, предложенной магистрантом. Для утверждения самостоятельно выбранной темы магистрант должен мотивировать ее выбор и представить примерный план написания отчета.
При выборе темы следует руководствоваться ее актуальностью для кафедры, на которой магистрант проходит практику, а также темой будущей магистерской диссертации.
4. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Трудоемкость 1 кредита практики составляет 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет для педагогической практики - 1 неделя.
На первом этапе практики магистрант самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики и утверждает его у эдвайзера или руководителя (Приложение А). В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого- педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе; знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования (составления плана работы). Освоение инновационных образовательных технологий; знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями современных технических средств обучения и т. д.
На следующем этапе магистрант присутствует в качестве наблюдателя на не менее 5 практических занятиях опытных педагогов аграрно-технического вуза по специальности. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагогов и студентов, формы проведения занятия и т. д.
Каждый преподаватель, учебное занятие которого вы хотите посетить, должен заранее знать цель вашего посещения. После того как определена цель