Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 имени Героя Советского Союза С. В. Суворова с. Тенгинка мо туапсинский район.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 имени Героя Советского Союза С.В.Суворова с. Тенгинка МО Туапсинский район

Научно-исследовательский проект


«Влияние радиации на организм человека»




Проект выполнила:

Крылова Анастасия Александровна,

ученица 9 а класса МБОУ СОШ №18 им. С.В.Суворова с.Тенгинка;

Руководитель проекта:

Фатеева Анастасия Юрьевна,

учитель биологии и географии

МБОУ СОШ №18 им. С.В.Суворова с.Тенгинка



с. Тенгинка – 2021г

Оглавление

Введение……………………………………………………….……..3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………….………4

1.1. Краткая характеристика радиации………………….………….4

1.2. Техногенное и лечебное воздействие радиации на организм человека………………………………………………………………6

Глава 2. Практическая часть………………………………………………….13

2.1. Определение состояния радиационного фона бытовых приборов…………………………………………………………13

2.2. Способы защиты от радиации………………………………….14

Заключение……………………………………………………..........................17

Список литературы…………………………………………………………….19

Приложение…………………………………………………………………….20

Введение

В нашем мире, в мире компьютерных технологий, множество приборов и предприятий излучают много радиационного излучения. Люди сжигают, сбрасывают в океаны радиоактивные отходы, тем самым отравляя среды и их жителей. Это приносит вред не только животным, но и людям. Но есть и такие случаи, когда радиация приносит пользу человеку. В своей работе я хочу раскрыть подробно понятие «Радиация», рассказать её плюсы и минусы и общее влияние на организм.

Цель исследования: изучить влияние радиации на организм с помощью медицинских исследований и примеров техногенных катастроф мирового масштаба, измерить и проанализировать радиационный фон, окружающий нас дома.

Задачи:

  1. Изучение понятия «Радиация».

  2. Техногенное воздействие на примерах катастроф (Чернобыль, Хиросима и Нагасаки).

  3. Проанализировать состояние радиационного фона бытовых приборов.

  4. Выявление способов защиты от радиации


Методы исследования: анализ информации из научной литературы и интернет ресурсов, измерение радиационного фона дома.

Объект исследования: бытовые приборы общего пользования.

Предмет исследования: радиационный фон бытовых приборов.


Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Краткая характеристика радиации

Радиация (ионизирующее излучение) – потоки фотонов, элементарных частиц или атомных ядер, способные ионизировать вещество.

Излучение с достаточно высокой энергией может ионизировать атомы; то есть оно может выбивать электроны из атомов, создавая ионы. Ионизация происходит, когда электрон вырывается из электронной оболочки атома, таким образом оставляет атом с положительным зарядом. Так как живые клетки и ДНК могут быть повреждены этой ионизацией, считается, что излучение увеличивает процент возникновение рака. Вероятность возникновение рака зависит от поглощенной дозы ионизирующего вещества и эффективной дозы – величина, используемая в радиационной безопасности как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека или отдельных частей тела.

Наиболее значимые типы ионизирующего излучения:

● Рентгеновские лучи.

● Гамма-излучение.

О существовании ионизирующего излучения стало известно в результате открытия 1860-х годах катодных лучей (потоки электронов, ускоряемых в вакуумной трубке высоким напряжением). Открыл катодные лучи Юлиус Плюккер в 1859 году. В 1854 году начались эксперименты с высоким напряжением в разряжённом воздухе. И было замечено, что искры пробегают заметно большее расстояние под вакуумом, в сравнении с обычными условиями. Катодные лучи состоят из электронов, ускоряемых в вакууме разностью потенциалов между катодом и анодом, то есть электродами, находящимися соответственно под отрицательным и положительным потенциалом относительно друг друга. Катодные лучи обладают кинетической энергией и способны придавать механическое движение, например, лопастями вертушки. Катодные лучи отклоняются под действием магнитного или электронных полей. Катодные лучи способны вызывать свечение люминофоров. Поэтому при нанесении люминофоров на внутреннюю поверхность прозрачной трубки

, свечение можно видеть на внешней поверхности трубки. Это используется в вакуумных электронных приборах, например в электронно-лучевых трубках, электронных микроскопах, рентгеновских трубках и радиолампах.

Следующим открытым видом ионизирующего излучения стали рентгеновские лучи, открытые Вильгельмом Рентгеном в 1895 году. [3]

В XIX веке Мария Кюри придумала и сконструировала прибор, позволяющий определять количественного эффекта ионизации, состоящий из пьезоэлектрических весов, разработанных мужем Мари, Пьером Кюри и его братом Жаком. Радиоактивное вещество помещалось в ионизационную камеру, где испускаемые лучи ионизировали воздух. Ионы, перемещаясь к полюсам батареи, генерировали ток, что приводило к отклонению стрелки электрометра. Затем заряд электрометра компенсировался равным по величине зарядом, который давал кварцевый пьезоэлемент при деформации под весом гирек на весах.

Также Мария со своим супругом заметила, что радиация довольно - таки плохо сказывается на организме. Во время исследований радиации у Марии понижался вес, также обнаружилась катаракта, которая могла быть ранним симптомом лучевой болезни. Мария Кюри с супругом долгое время не задумывались над возможным негативным воздействием радиации. Супруг Марии обнаружил негативное воздействие только после опытов над мышами, которым вживляли капсулы с солями радия. Было установлено, что даже весь архив супругов излучал опасную для человека радиоактивность. [2]

В наше время радиация широко используется в науке, технике, медицине, промышленности. Радиация естественного происхождения находится повсюду, но её количество не настолько большое, чтобы её вред оказывал на человека влияние. Но существует радиация искусственного происхождения, созданная человеком. Её количество иногда превышает норму и может нанести огромный вред на живой организм.

Естественные (природные) источники радиации:

● Термоядерные реакции, например, на Солнце.

● Спонтанный радиоактивный распад.

● Космические лучи.

Искусственные источники радиации:

● Ядерные реакторы.

● Ускорители элементарных частиц.

● Рентгеновский аппарат. [5]
1.2. Техногенное и лечебное воздействие радиации на организм человека

Человечество довольно настороженно относится к предприятиям
, деятельность которых направлена на создание радиации. Такая настороженность предпринята впоследствии крупных аварий и некомпетентности.

Привлекательность использования АЭС связана с ограниченностью и постоянным ростом стоимости энергоносителей для тепловых электростанций, меньшими радиоактивными и значительно более низкими химическими загрязнениями окружающей среды, гораздо меньшими объемами транспортных перевозок у предприятий с радиационной направленностью, отнесенными к единице производимой в конечном счете электроэнергии, по сравнению с аналогичными показателями для предприятий топливного цикла.
    Альтернативы использованию АЭС в глобальной экономике в настоящее время нет, а в будущем она может появиться только со стороны термоядерных установок.

Первая в мире опытно-промышленная АЭС мощностью в 5 МВт была пущена в СССР 27 июня 1954 г. в г. Обнинске. В последующий период производство электроэнергии на АЭС быстро росло и в настоящее время в развитых странах они превратились в основного поставщика электроэнергии.
    Работа предприятий ядерного цикла в режиме нормальной эксплуатации не наносит человеку заметного вреда и значительно безопаснее последствий других видов деятельности. Аварии на АЭС значительно увеличивают экологическую угрозу и воздействие на организм.

Например, рассмотрим аварию на Чернобыльской АЭС. Катастрофа произошла 26 апреля 1986 года в городе Припять. В этот день на Чернобыльской атомной электростанции произошло разрушение реактора четвертого энергоблока. Реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики.

В течение первых трех месяцев скончался 31 человек. 134 людям из числа ликвидаторов поставили диагноз «Острая лучевая болезнь» . Высокие облучения людей послужили или могли послужить причиной 4 тысяч смертей от отдалённых последствий облучения. Тем не менее число жертв явно больше, если обосновываться на общественном мнении. В Европе было зафиксировано 10 тысяч случаев уродств у новорождённых, 10 тысяч случаев рака щитовидной железы. У детей, родившихся после взрыва реактора Чернобыля, в ДНК было обнаружено изменение генов.

Основным поражающим фактором было облако радиоактивного загрязнения. Оно разнесло различные радиоактивные материалы, например, такие как изотопов урана, плутония, йода-131. Наибольшие загрязнения отмечаются на территории Украины, Белоруссии и Российской Федерации.


Рассмотрим также атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки – это два единственных случая применения ядерного оружия в боевых действий. Бомбардировка Хиросимы произошла 6августа 1945 года, а бомбардировка Нагасаки – 9 августа 1945 года. Общее число погибших впоследствии бомбардировок составило от 90 до 166 тысяч в Хиросиме, а Нагасаки – от 60 до 80 тысяч людей. Люди умирали от ран и лучевой болезни в последующие несколько месяцев. У многих выпадали волосы, присутствовали ожоги, были ранения стеклом. У пострадавших температура поднималась до 39-40 градусов. Имелось сильное кровотечения из глаз, носа, горла, у женщин – маточное кровотечение.

Эти примеры показывают вредоносные последствия радиации, а сейчас мы рассмотрим лечебное воздействие. [1]

В настоящее время в медицине широко используется рентгенография – исследование внутренней структуры объектов, которые проецируются с помощью рентгеновских лучей на специальную пленку или бумагу.

История рентгенографии начинается с 1895 года, когда Вильгем Кондрад Рентген впервые зарегистрировал затемнение фотопластинки под действием излучения. До этого открытия нельзя было обнаружить внутренние повреждения внутренних органов и костей. Это стало прорывом в медицине.

В основном рентгенография применяется для работы с повреждениями костно-опорной системы. Рентгенография применяется для диагностики рентгенологических исследований (РИ) органов, позволяет уточнить форму органов, их положение, тонус, состояние рельефа слизистой оболочки. Рентгенологические исследования проводятся, например, для таких органов:

● (РИ) желудка и двенадцатиперой кишки

● РИ желчного пузыря

● РИ толстой кишки

● РИ грудкой клетки

● РИ позвоночника

● РИ брюшной полости

● Зубов

● РИ молочной железы

● РИ полости матки и проходимости фаллопиевых труб

Рассмотрим плюсы рентгенографии:

● Широкая доступность

● Не требуется специальной подготовки пациента

● Относительно низкая стоимость

● Снимки могут быть использованы для консультации у другого специалиста или в другом учреждении

Но существуют и минусы таких исследований:

● Сложность оценки функции органа

● Наличие ионизирующего излучения, способное оказать вредное влияние на пациента.

● Без применения контрастирующих веществ рентгенография недостаточно информативна.

Системная лучевая терапия – это лечение всего организма с помощью облучения, которое применяется в терапии злокачественных опухолей щитовидной железы. Методика основана на способности это органа вытягивать йод из организма. Тактика такова: радиоактивный йод упаковывают специальным способом – он находится в небольшом флаконе, который помещается в свинцовую капсулу, её же упаковывают в металлическую банку. Чтобы применить лекарство, техник вскрывает банку консервным ножом и открывает капсулу, затем переливает йод в стакан. Пациент должен выпить весь раствор до дна. После этого человек прикрывает рот салфеткой, чтобы не испускать опасные пары в воздух. После этого пациент проводит в палате 3-4 дня, пока уровень радиации не понизится. Палата обустроена так, чтобы радиации, исходящая от человека, не попала в окружающую среду: нет плинтусов, окна плотно закрыты, вода из крана не утекает в канализацию, а в специальную ёмкость, в которой есть фильтры.