Файл: Дидактический материал Великая Отечественная и русский язык.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Он не знал что это горит наш трактор подожженный немецким снарядом.
17. Прочитайте текст (тексты распечатаны для каждого обучающего). Какова его главная мысль? Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания. Напишите небольшой отзыв на прочитанный текст. (Данный текст можно написать под диктовку)
Колонна затрещала зарычала захлопала окутываясь густым удушливым дымом. Начало смеркаться когда полк оставил позади расстрелянный лес. Неподалёку от него рос молодой дубок. Он так крепко держался за землю и так был жаден до жизни что не уронил ни одного листка. Тонконогий стройный он стоял посреди дороги вызывающе вскинув лохматую рыжую голову. Земля вокруг дубка была изъезжена испахана искромсана. Его пощадили и снаряды и бомбы и танки и колёса машин и солдатские сапоги. Последняя Санина самоходка прогромыхала мимо деревца и дубок тоже остался позади и его поглотила серая мгла вечера. (В.Курочкин «На войне как на войне»)


  1. Прочитайте текст (тексты распечатаны для каждого обучающего). Какова его главная мысль? Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания. (Данный текст можно написать под диктовку)


Разросшийся бурьян тянул в себя все соки земли пожирал все солнечные лучи он лишал рожь пищи света и колоски эти засохли ещё до цветения так и не налившись зерном.

И думалось Маресьеву вот так и фашисты хотели пустить корни на нашем поле налиться нашими соками подняться на наших богатствах нагло и страшно заслонить солнце а великий трудолюбивый могучий народ вытеснить с его полей из его огородов лишить всего иссосать заглушить как бурьян заглушил эти чахлые колоски уже потерявшие даже внешне форму сильного красивого злака.

(Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)


  1. Прочитайте текст (тексты распечатаны для каждого обучающего). Какова его главная мысль? Расставьте знаки препинания, объяснив их постановку.

(По данному тексту можно написать небольшое эссе или устное рассуждение на тему «Держатся! »)

– Держатся!

– Держатся!

– Держатся!

Не записанное ни в одном уставе оно произносилось в этот день всеми от солдата до генерала во всех частях пехоте артиллерии авиации на всех участках Воронежского и Центрального фронтов его повторяли в разрушенных окопах горевших танках на изрытых воронками батареях его с нетерпением ждали на командных пунктах в штабах это слово – «держатся!». Оно предавалось из уст в уста на пыльных дорогах запруженных подходившими к фронту войсками. Его повторяли командующие фронтами читая боевые донесения частей это короткое слово вместившее в себя целые сражавшиеся полки дивизии армии было в этот день первый день Курской битвы мерилом подвига и славы.


(А.Ананьев «Танки идут ромбом»)


  1. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Напишите эссе на тему «Единство! Только единство!»


Для Табола ясно было одно – чтобы избежать позора, нужно усилие всего народа, всех от мала до велика! Хотя об этом и радио, и газеты твердили с первых дней войны, Табола только теперь по-настоящему осознал эту величайшую необходимость для всех времен и поколений; он пришел к этой мысли самостоятельно, как философ, открывший истину; ему казалось, что именно сейчас он понял, что такое Родина, долг и честь гражданина; далекая история и то, что совершалось на глазах, - все для него слилось в одно неразрывное целое; он был лишь артиллерийским капитаном, которому еще предстояло принять дивизион, угрюмый и молчаливый, бродил по улицам Гадяча – заросший артиллерист с трубкой во рту! – и мысленно повторял: «Единство! Только единство!» Он уже не испытывал того отчаяния, как после сдачи Киева; в нем пробудились ненависть, упорство и жестокое презрение к трусливым людям; когда слышал реплики: «Лучше умереть, чем видеть, как бежит наша армия!» - ядовито усмехался. Смерть – это удел трусов; смерть, даже геройская, - это не оправдание для будущих поколений; надо жить и победить! «Только единые усилия…» Табола принял дивизион – и снова в бой; его дважды ранило, и дважды он не покинул командного пункта; с той осени в Гадяче, когда он понял смысл борьбы, до конца войны ни разу не подумал об отдыхе и тыле. (А.Ананьев «Танки идут ромбом»)

21. Прочитайте текст. Объясните правописание Н и НН в причастиях. Составьте устное сообщение на тему «Чьи отцы поставят наконец на витках войны точку?»
И сорок первый, и двадцать первый, и поражение на Бервенковском, и бой под Малыми Ровеньками, где лег под танками весь полк, и сознание того, что после этого боя немцы опять далеко рванули вперед и, наверное, уже вышли к берегам Волги, - все это мучительной болью отзывалось в душе подобранного и спрятанного на чердаке крестьянской избы раненного в ногу полковника Пашенцева. Все виденные и пережитые картины еще отчетливее представлялись ему теперь и, казалось, еще глубже врезались в память. Именно здесь, в Малых Ровеньках, Пашенцев понял, какие бедствия приносят народам войны. Двадцать первый год, разруха, нищета, запасы истощены, и засуха – как последний бич… И эта война истощит все и разрушит! Витки вниз с зарубками, витки вверх с зарубками; Пашинцев почти физически ощущал эту спираль с кровавыми зарубками бедствий, и перед ним вновь неодолимо вставал вопрос: когда, чьи отцы поставят наконец на витках войны точку?



(А.Ананьев «Танки идут ромбом»)
22. Прочитайте текст. Назовите причастные и деепричастные обороты. Какова его главная мысль? Запишите отзыв на прочитанный текст.

Он надвигался прямо на окоп; он пришел сюда с Рейна, этот пятнистый «тигр», рожденный в цехах крупповских заводов; гремели марши, когда его грузили на платформу, тысячи рук дотрагивались до его холодной брони, тысячи бюргерских глаз и глаз полногрудых фрау, охваченных тем же безумием, - мировое господство, как и фюрер, с благоговением и надеждой смотрели на него, уходящего с эшелоном на Восток; тысячи проклятий сыпались ему вслед, когда он, окутанный брезентом, продвигался по польской земле; около него на платформе появился часовой, когда эшелон пересек русскую границу; под Смоленском взлетел в воздух впереди идущий состав; на товарных тупиках белгородского вокзала рухнули под ним подпиленные деревянные стойки разгрузочной площадки; ночью, на хуторе под Тамаровкой, чьи-то мальчишеские руки подложили под его гусеницу старую проржавелую пехотную лимонку; еще не сделав ни одного выстрела, как и сотни его пятнистых и не пятнистых собратьев, он уже усеял свой путь от Рейна до Северного Донца трупами – хватали всех, кто намеренно или ненамеренно оказывался возле эшелона, вешали, расстреливали, отправляли в концлагеря; броня уже обрызгана кровью, и художник ошибся, малюя желтые, зеленые, коричневые пятна. Этот самый «тигр» надвигался сейчас на окоп, и два глаза, две прорези – водителя и стрелка – в упор смотрели на Пашинцева. (А.Ананьев «Танки идут ромбом»)
23. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Запишите отзыв на прочитанный текст. Объясните постановку знаков препинания.

Как же так, всем ясно, что Мезенцев - мерзавец, и в то же время по каким-то глупым формальным соображениям ты ничего не можешь с ним сделать? Почему зрячим людям нужно доказывать, что черное – это черное? Да еще, выходит, не докажешь, потому что есть справки, удостоверяющие обратное. И умный, порядочный, симпатичный человек словно бы соглашается с этим, говорит, что жизнь есть жизнь. От нее не отмахнешься. Как он не понимает, что эти рассуждения унизительны? Я никогда не соглашусь с этим. Мы не только с фашизмом воюем, мы воюем за то, чтобы уничтожить всякую подлость, чтобы после войны жизнь была человеческой, правдивой, честной
. (Г.Бакланов «Пядь земли»)
24. Прочитайте тексты. Что их объединяет? Расставьте знаки препинания.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Беспечных и забывчивых будет судить совесть».
а) У каждого народа самого кроткого найдутся свои садисты и выродки. Но ни одна страна не пыталась еще уничтожать целые нации, всех, до одного человека. Коммунистов – за то что они коммунисты славян – за то что они славяне евреев – за то что они евреи. Я читал письма немки к мужу на фронт. Она жаловалась что детская шубка которую он прислал из России была в крови. И рассказывала как она остроумно аккуратно не повредив вещи отмыла кровь и как выглядит их дочь в этой шубке. Вот цели. И такие же средства. Застрелил ребенка и снял меховую шубку словно шкурку содрал со зверька.

Не существует высоких целей которых достигали бы подлыми средствами. Каковы средства таковы и цели и тут ничего не удастся оправдать.

Каждому из нас столько надо забыть чтобы начать сочувствовать а мы не имеем права ни прощать ни забывать. (Г.Бакланов «Пядь земли»)
б) Понимаешь ли ты мой ровесник что это и за тебя война идет за твоих будущих детей? Бывали и раньше войны кончались и все оставалось по-прежнему. Это война не между государствами. Это идет война с фашизмом за жизнь на земле, чтобы не быть тысячелетнему рабству поименованному тысячелетним рейхом. По-разному коснулось нас это время. Ты еще учился в школе когда мы взяли в руки оружие. Сегодня наш окоп преградил путь фашизму.

В сущности, мы тоже до войны были беспечными хотя и знали что нам предстоит. Родятся после войны новые поколения и будут тоже беспечны как беспечна молодость.

Надо, чтоб они знали какой ценой добывалась для них жизнь на свободной земле.

(Г.Бакланов «Пядь земли»)

Ключи

  1. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности «за Россию, за народ и за всё на свете». В обычных условиях это происходит постепенно незаметно исподволь. В войну это произошло сразу и задолго до обычного срока. И на этом крутом душевном переломе юноши которые только ещё вступали в самостоятельную жизнь не спасовали перед взрослой да ещё чрезвычайной – в связи с обстоятельствами военного времени – ответственностью. Они обрели высшее мужество не то которого достаёт на храбрость в одном бою а на то, что вело к победе через четыре казавшихся бесконечными года войны. (Л.Лазарев).



  1. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Выпишите антонимы. Какова их роль в тексте? Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым в 1-м и 2-м предложениях.


Память – не абстрактное понятие, не только дань прошлому. Она – основа будущего. Память – это благодарность старшим поколениям за боль и страдания, которые перешли в счастье жизни сегодняшней.

Каждое имя солдата, погибшего за свободу Родины, - это нравственное богатство народа. И беречь мы его должны свято, как мир, завоёванный такой дорогой ценой. («Комсомольская правда»)


  1. Прочитайте отрывок из рассказа Ю.Бондарева «Память». Какова тема и главная мысль текста? Выпишите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Объясните постановку тире. Объясните правописание не с причастиями во втором абзаце.


Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на пятерых, оставшихся в живых…

Война – это письма, которых ждут и боятся получать; и это особая обнажённая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу…погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, не совершившиеся открытия, невесты, не ставшие жёнами.

Иногда я вижу, как дети играют в войну; в их понимании война – лишь романтика и подвиги. У детей нет той памяти-опыта, что есть у взрослых.

В войну моё поколение научилось и любить, и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в силу привычки теряет цену в мирные дни, что становится обыденным…

Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства.

Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

Вот почему, когда по случайным ассоциациям…память возвращает нас к дням войны, мы начинаем больше ценить тишину, спокойный блеск солнца, прозрачность воздуха.


  1. Прочитайте текст. Озаглавьте. Письменно сформулируйте его главную мысль. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.