Файл: Дидактический материал Великая Отечественная и русский язык.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(А.Ананьев «Танки идут ромбом»)
13. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. В сочинениях на какую тему можно использовать выделенное предложение в качестве эпиграфа?
Я люблю жизнь, я ещё молод. Но если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью, я сделаю это. Пусть знают фашисты, на что способен русский патриот и большевик. Пусть они знают, что невозможно покорить наш народ, как невозможно погасить солнце.

Пусть я умру, но в памяти моего народа патриоты бессмертны.

«Пускай ты умер!... Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

Это моё любимое произведение Горького. Пусть чаще читает его наша молодёжь.

(Из письма Героя Советского Союза Н.И.Кузнецова 24 июня 1943 г.)



  1. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Сформулируйте и запишите. Объясните постановку знаков препинания в 1 и 2 абзацах текста.


Дома умирали так же, как умирают люди. Одни, худые, высокие, валились набок, убитые наповал, другие, приземистые, стояли, дрожа и шатаясь, с развороченной грудью, вдруг обнажив всегда скрытое: портреты на стенах, буфетики, ночные столики, двуспальные кровати, банки с пшеном, недочищенную картофелину на столе, покрытом измазанной чернилами клеенкой.

Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки в межэтажных перекрытиях, пряди проводов. Красный кирпич, дымящийся пылью, громоздился на мостовых. Тысячи домов ослепли, и оконные стекла замостили мелкой, блестящей чешуей осколков тротуары. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю. Зеркальные стекла витрин вытекали из рам, словно превращенные в жидкость. Трамвайные рельсы, горбясь, вылезали из асфальта…

Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе. Туман стал над городом, пополз по Волге.

Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб…

В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясающего небо, воду и землю, погибал огромный город. Ужасна была эта картина, и все же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая
может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять легкие ресницы над глазами мертвого ребенка.

(Василий Гроссман «23 августа»)

15. Выразительно прочитайте отрывки. Расставьте пропущенные знаки препинания (тексты распечатаны для каждого ученика). Проверьте по эталону. Какова главная мысль каждого отрывка? Что их объединяет? Расскажите о своих взглядах на проблему «маленького человека» на войне.
1) Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят в этом лесу, - до них также сидели на траве,- неужели от них от всех ничего не остаётся? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не жил под солнцем, под этим вечным синем небом, где сейчас властно гудит самолёт, взобравшись на недосягаемую высоту. Неужели и мысль невысказанная и боль – всё исчезает бесследно? Или всё же что-то остаётся, витает незримо, и придёт час – отзовётся в чьей-то душе? И кто разделит великих и невеликих, когда они ещё пожить не успели? Может быть, самые великие – Пушкин будущий, Толстой – остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже не скажут людям. Неужели и этой пустоты не ощутит жизнь?

(Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

2) Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам как друзья, как родные, как вы сами!

Юлиус Фучик (Эпиграф к повести Григория Бакланова «Пядь земли»)
3) Я это говорю к тому, что не всем на войне достаются флаги водружать. Больше воюют безвестно. Хотя у них имена есть, и люди они не хуже, и смелости у них не меньше. Мы тут тоже сидим на задворках войны. Другому в трудный час покажется: «Господи, да что мы их держим, эти полтора километра? По сто километров отдавали без боя, а тут вцепились зубами, метра отдать не хотим!..»

Г.Бакланов «Пядь земли»)


4) Пусть тот бой не упомянут

В списке славы золотой,

День придёт – ещё повстанут

Люди в памяти живой.
И в одной бессмертной книге

Будут все навек равны –

Кто за город пал великий,

Что один у всей страны;
Кто за гордую твердыню,

Что у Волги у реки,

Кто за тот забытый ныне

Населённый пункт Борки.
И Россия - мать родная -

Почесть всем отдаст сполна.

Бой иной, пора иная,

Жизнь одна и смерть одна. (А.Твардовский «Василий Тёркин»)
5) Я это говорю к тому, что не всем на войне достаются флаги водружать. Больше воюют безвестно. Хотя у них имена есть, и люди они не хуже, и смелости у них не меньше. Мы тут тоже сидим на задворках войны. Другому в трудный час покажется: «Господи, да что мы их держим, эти полтора километра? По сто километров отдавали без боя, а тут вцепились зубами, метра отдать не хотим!..»

(Г.Бакланов «Пядь земли»)



  1. Выразительно прочитайте отрывки из повести Григория Бакланова «Мёртвые сраму не имут». Расставьте пропущенные знаки препинания (тексты распечатаны для каждого ученика). Проверьте по эталону. Какова главная мысль каждого отрывка? Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Один за всех или каждый за себя?», «Своя рубашка ближе к телу», «Кто есть кто?» «Трусость всегда оплачивается чужой смертью!» (по выбору).



а) Вдруг Ищенко, онемев, увидел немецкие танки. Они стояли. Стояли открыто, заметаемые снегом, и ждали. Как раз там, за высотой, куда Званцев вёл орудие.

Ещё не успев ничего подумать, решить, подчиняясь инстинкту, Ищенко молча, на полусогнутых ногах, пригибаясь, побежал вниз. Он побежал не на батарею, которая продолжала идти, не подозревая, что идёт прямо на танки, ожидающие её. Он кинулся в сторону. В сторону от людей, кого обязан был вывести или с кем вместе – умереть. Инстинктом, опытом, некогда переданным ему другими, обострившимся умом Ищенко осознал мгновенно, что сейчас легче уцелеть одному. Уцелеть… Вырваться!.. Он бежал и знал, что начнётся позади него.
б) А Ушаков ещё бежал. Мыслью он бежал туда, к бронетранспортёру, где был зенитный пулемёт. Его надо развернуть. И Ушаков полз по снегу, приподымался, падал, опять полз, весь в снегу, оставляя за собой широкий кровавый след. Он ещё не чувствовал, что убит, он жил. И ему повезло в последние секунды его жизни: с яростной силой над ним заклокотал зенитный пулемёт. Кто стрелял? Быть может, он сам? Всё мешалось в его мутнеющем сознании. И только одно было явственно: над полем, над бегущими людьми, прикрывая их, неслись к танку огненные трассы. Ушаков закричал, вскочил, весь устремляясь туда… Умирающий человек едва заметно зашевелился со стоном, и поднялась голова: волосы в снегу, мокрое от растаявшего снега лицо, мутные глаза. Он ещё увидел, как там, куда бил пулемёт, вспыхнуло ярко и загорелось.


Горел немецкий танк. Это было последнее, что видел Ушаков, и умер он счастливый.

Он не знал, что это горит наш трактор, подожженный немецким снарядом.


  1. Прочитайте текст (тексты распечатаны для каждого обучающего). Какова его главная мысль? Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания. Напишите небольшой отзыв на прочитанный текст. (Данный текст можно написать под диктовку)


Колонна затрещала, зарычала, захлопала, окутываясь густым удушливым дымом. Начало смеркаться, когда полк оставил позади расстрелянный лес. Неподалёку от него рос молодой дубок. Он так крепко держался за землю и так был жаден до жизни, что не уронил ни одного листка. Тонконогий, стройный, он стоял посреди дороги, вызывающе вскинув лохматую рыжую голову. Земля вокруг дубка была изъезжена, испахана, искромсана. Его пощадили и снаряды, и бомбы, и танки, и колёса машин, и солдатские сапоги. Последняя Санина самоходка прогромыхала мимо деревца, и дубок тоже остался позади, и его поглотила серая мгла вечера. (В.Курочкин «На войне как на войне»)

  1. 1   2   3   4


Прочитайте текст (тексты распечатаны для каждого обучающего). Какова его главная мысль? Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания. (Данный текст можно написать под диктовку)


Разросшийся бурьян тянул в себя все соки земли, пожирал все солнечные лучи; он лишал рожь пищи, света, и колоски эти засохли ещё до цветения, так и не налившись зерном.

И думалось Маресьеву: вот так и фашисты хотели пустить корни на нашем поле, налиться нашими соками, подняться на наших богатствах нагло и страшно, заслонить солнце, а великий, трудолюбивый, могучий народ вытеснить с его полей, из его огородов, лишить всего, иссосать, заглушить, как бурьян заглушил эти чахлые колоски, уже потерявшие даже внешне форму сильного, красивого злака. (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)


  1. Прочитайте текст (тексты распечатаны для каждого обучающего). Какова его главная мысль? Расставьте знаки препинания, объяснив их постановку.

(По данному тексту можно написать небольшое эссе или устное рассуждение на тему «Держатся!»)
– Держатся!

– Держатся!

– Держатся!

Не записанное ни в одном уставе, оно произносилось в этот день всеми, от солдата до генерала, во всех частях – пехоте, артиллерии, авиации, на всех участках Воронежского и Центрального фронтов; его повторяли в разрушенных окопах, горевших танках, на изрытых воронками батареях; его с нетерпением ждали на командных пунктах, в штабах, это слово – «держатся!». Оно предавалось из уст в уста на пыльных дорогах, запруженных подходившими к фронту войсками. Его повторяли командующие фронтами, читая боевые донесения частей; это короткое слово, вместившее в себя целые сражавшиеся полки, дивизии, армии, было в этот день, первый день Курской битвы, мерилом подвига и славы.

(А.Ананьев «Танки идут ромбом»)


  1. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Запишите отзыв на прочитанный текст. Объясните постановку знаков препинания.


Для Табола ясно было одно – чтобы избежать позора, нужно усилие всего народа, всех от мала до велика! Хотя об этом и радио, и газеты твердили с первых дней войны, Табола только теперь по-настоящему осознал эту величайшую необходимость для всех времен и поколений; он