Файл: 13. Управление качеством в сервисном локомотивном депо на основе процессного и системного подходов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессный подход: основополагающий принцип работы, предполагающий подчинение всей работы целевой функции, общему процессу. Деятельность отдельных подразделений должна строиться исходя из задач процесса, достижения целевой функции.

Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.

Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие процесса. Существуют различные определения, но наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001. «Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.

Процессный подход известен применительно к управлению в целом, он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

Технологически процессный подход в системе управления качеством можно осуществлять последовательно, параллельно и последовательно-параллельно. Наиболее часто используемым в сервисном локомотивном депо является последовательный подход, основанный на оценке экономической эффективности предлагаемых мероприятий. При этом процедуры должны быть, как правило, документированными (что требуется положениями ГОСТ Р ИСО 9001—2001).

Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.


При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:

  • Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;

  • Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.

  • Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;

  • Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;

  • Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.

Процессный подход предполагает наличие ключевых элементов, без которых он не может быть внедрен в организации.

К таким ключевым элементам относятся:

  • Вход процесса;

  • Выход процесса;

  • Ресурсы;

  • Владелец процесса;

  • Потребители и поставщики процесса;

  • Показатели процесса.

  • Процессный подход



Рис.2 «Элементы процессного подхода»

Входами процесса являются элементы, претерпевающие изменения в ходе выполнения действий. В качестве входов процессный подход рассматривает материалы, оборудование, документацию, различную информацию, персонал, финансы и пр.

Выходами процесса являются ожидаемые результаты, ради которых предпринимаются действия. Выходом может быть, как материальный продукт, так и различного рода услуги или информация.

Ресурсами являются элементы, необходимые для процесса. В отличие от входов, ресурсы не изменяются в процессе. Такими ресурсами процессный подход определяет оборудование, документацию, финансы, персонал, инфраструктуру, среду и пр.

Владелец процесса – процессный подход вводит это понятие как одно из самых главных. У каждого процесса должен быть свой владелец. Владельцем является человек, имеющий в своем распоряжении необходимое количество ресурсов и отвечающий за конечный результат (выход) процесса.



У каждого процесса должны быть поставщики и потребители. Поставщики обеспечивают входные элементы процесса, а потребители заинтересованы в получении выходных элементов. У процесса могут быть как внешние, так и внутренние поставщики, и потребители. Если у процесса нет поставщиков, то процесс не будет выполнен. Если у процесса нет потребителей, то процесс не востребован.

Показатели процесса необходимы для получения информации о его работе и принятии соответствующих управленческих решений. Показатели процесса — это набор количественных или качественных параметров, характеризующих сам процесс и его результат (выход).

В частности, необходимо документирование и поддержание в рабочем состоянии СМК для улучшения ее результативности. При этом сервисное локомотивное депо:

• определяет процессы, требуемые для использования в СМК;

• определяет последовательность выполнения и взаимодействие процессов менеджмента качества;

• определяет критерии и методы, требуемые для управления и обеспечения результативности процессов менеджмента качества;

• формирует состав и обеспечивает материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами для выполнения и мониторинга процессов;

• устанавливает порядок и выполнение мониторинга, измерений и анализа процессов менеджмента качества;

• определяет состав и принимает меры, необходимые для достижения поставленных целей в области качества и осуществляет систематическое улучшение процессов менеджмента качества.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности взаимосвязанного проведения управленческих работ. Это обеспечивает:

• получение синергетического эффекта результата в области качества;

• более полное выполнение требований в области качества;

• постоянное улучшение процессов управления качеством.

Управление качеством в сервисном локомотивном депо на основе системного подхода.

Известный ученый в области качества Эдвард Деминг создал теорию вариабельности в производстве. Э. Деминг предложил отделять “специальные причины” изменчивости продукции от “общих”. Э. Деминг применил системный подход, известный как “Цикл Деминга” или цикл PDCA (Plan, Do, Check, Act) – “планируй, осуществляй (исполняй), проверяй результат, действуй (корректировка результатов)”. Иногда вместо «Check» (проверяй) используют термин Study (изучай). Методика цикла PDCA (PDSA) предполагает возобновление цикла действий по решению проблемы следующего уровня после завершения предыдущего в отношении проблемы более низкого порядка. Главная специфическая черта цикла PDCA – это требование обязательности обратных связей. Для реорганизации производства Э. Деминг предлагает план действий из семи шагов, в число которых входит и цикл PDCA:


- вся деятельность компании разбивается на последовательные этапы. Постоянное улучшение методов работы должно осуществляться на каждом этапе, и каждый этап должен работать в направлении качества.

- строится организационная структура, которая обеспечивает постоянное улучшение качества с обязательным использованием цикла PDCA.

Принцип постоянного улучшения (Цикл PDCA) входит в число 8 принципов управления международного стандарта качества ИСО-9000, является основой систем менеджмента качества (стандарт ИСО-9001) и входит в состав 11 принципов управления Концепции системы менеджмента качества ОАО «РЖД».

Принцип постоянного улучшения – основа основ любой системы управления качеством.



Рис 3.Цикл Деминга(Цикл PDCA )

Применение цикла PDCA в локомотивном комплексе. Корректирующие мероприятия должны улучшать метрики Ценности депо. Улучшение показателей согласно стандартам качества ОАО «РЖД» должно строиться по принципу постоянного улучшения – циклу PDCA.



Рис.4 Управление надежностью ПС по циклу PDCA

В результате эксплуатации ТПС (блок 1) формируется исходная база данных об отказах и неисправностях (блок 2). База данных статистически обрабатывается (блок 3), в результате чего вырабатываются корректирующие мероприятия (блок 4). На основании предложенных корректирующих мероприятий (блок 4) и нормативной базы РФ, ОАО «РЖД» и дирекции по ремонту ТПС (блок 6) в технологический процесс вносятся изменения (блок 5). В результате откорректированного процесса ремонта и технического обслуживания (блок 7) изменяются показатели надежности ТПС в эксплуатации. Цикл управления повторяется.

Системный подход к управлению: эффект от работы может быть достигнут только при реализации всего комплекса процессов - каждый в отдельности из них не даст ожидаемого эффекта. Необходимо объединить в единый процесс все работы, направленные на повышение качества.

Основное в системном подходе - управление качеством должно проводиться в целостной со­вокупности его подсистем, элементов и выявлении многообразных связей и свойств между ними и внешней средой.

Системный подход пре­дусматривает:

• рассмотрение этого вида управления как некоторой целостности — системы, состоящей из взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;


• рассмотрение системы управления качеством как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п.;

• всестороннее изучение не только отдельных свойств, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;

• изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, коор­динации, принятия решений и т.п.

Системный подход предполагает ис­пользование многих наук, научных направле­ний и методов. Например, теорию сложных систем, системотехнику, информатику, метроло­гию, эконометрику, квалиметрию, системный, диагностический, детальный ана­лиз и др.

Известно, что применение только одного подхода в его классическом виде для целей системного управления прак­тически невозможно. Вытекает необходимость интегративного сбалан­сированного использования различных методологических подходов. Данный подход сис­темный, то есть в данном случае его следует понимать, как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы и, в пер­вую очередь, процессный.

Следовательно, интегративно-конвергепциальный подход к управ­лению качеством представляет собой такую методологию управлен­ческого процесса, которая интегративно использует системный подход: целевой, процессный, параметрический, ситуационный и другие под­ходы.

Одним из объективных случаев конвергенции других подходов в системный является использование, помимо всех других прочих, це­левого подхода.

Целевой подходориентирован на поставленные перед предпри­ятием цели в области качества. Целе­вой подход обосновывает определение целей управления качеством на основе глубокого анализа всех возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.н.), имеющихся в распоряжении управленцев. При этом достижение це­левых установок управления требует концентрации всех усилий и ресурсов.