Файл: Помощь родителей детям в преодолении учебных трудностей Зарецкий Виктор Кириллович.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помощь родителей детям в преодолении учебных трудностей

Зарецкий Виктор Кириллович

Иванова Антонина Александровна

Факультет консультативной и клинической психологии МГППУ


Когда ребенок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, узнавать новое, хочет стать успешным учеником. В процессе обучения он сталкивается со многими трудностями, переживая и, преодолевая которые развивается и получает необходимый ему опыт. В этом случае трудности становятся ресурсом для развития ребенка.

Если же по каким-либо причинам переживание и преодоление возникающих трудностей не происходит, и ребенок не получает помощи со стороны педагогов и родителей, нарастание трудностей приводит к возникновению хронической неуспешности и серьезному отставанию от программы и сверстников. Возникает опасность приклеивания ребенку ярлыка «необучаемый». Нормальное развитие становится невозможным, его деформация может привести к различным формам асоциального поведения.

Актуальность темы

В процессе обучения у ребенка неизбежно возникают трудности, так как он осваивает новую для себя деятельность. Помощь в их преодолении ребенок получает, прежде всего, от взрослого.

По мнению Л.С. Выготского обучение влечет за собой развитие при соблюдении некоторых условий. А именно, обучение должно происходить в зоне ближайшего развития, при определенном взаимодействии (сотрудничестве) ребенка со взрослым, в котором происходит естественный процесс преодоления возникающих трудностей.

Поэтому ситуация затруднения и ошибки ребенка становится очень важной для его развития. Станет ли она ресурсной для развития, зависит от того, как в этой ситуации будет действовать (помогать) взрослый.

Подходы к преодолению учебных трудностей

Если мы рассмотрим основные подходы к преодолению учебных трудностей (педагогический, психологический, нейропсихологический), то увидим, что работа в основном строится с ребенком и упор в этой работе идет на развитие его познавательной сферы. Однако, как показывает практика, не всегда трудности ребенка связаны с низким уровнем развития познавательных процессов.


Ребенок не существует сам по себе. Он включен в определенную среду, которую Л.С. Выготский называет социальной ситуацией развития (семья, сверстники, школа). Эта среда оказывает свое влияние на развитие ребенка. И если работа по преодолению учебных трудностей направленна развитие когнитивной и личностной сферы ребенка, но не оказывает влияния на социальную ситуацию развития данного ребенка, то и вероятность успешного решения проблемы остается низкой.

Для оказания помощи в преодолении учебных трудностей необходимо строить работу не только с ребенком, но и его ближайшим окружением, которое в первую очередь представляют родители.

Реакция взрослого на трудности и неудачи ребенка может быть разной. Это может быть поддержка и утешение, предложение конкретных инструкций по преодолению трудности, а может быть критика или наказание за неспособность ребенка справляться самостоятельно. Каждая из этих реакций оказывает определенное влияние на процесс преодоления трудности и на формирование тех или иных качеств личности ребенка.

Своими действиями родители могут инициировать трудности, усиливать их, делать их непреодолимыми, нагнетать тревогу и т.д. Но их помощь может носить и позитивный характер, как в плане возникновения, так и в плане преодоления трудностей.

В своем исследовании все возможные способы реагирования родителей на возникновение трудностей у ребенка мы рассматривали с двух точек зрения:
  • помогает ли взрослый своими действиями справиться с проблемной ситуацией,
  • способствует ли помощь взрослого развитию ребенка в процессе преодоления учебных трудностей.

Реакция взрослого на трудности

и неудачи ребенка

Тема помощи была затронута в работах по исследованию решения творческих задач (Зарецкий, Семенов, Степанов, 1980; Василюк, Зарецкий, Молостова, 2008).

В исследовании А.Н. Молостовой в качестве помощи при решении творческих задач использовался психотехнический метод. Результаты исследования показали, что вид оказываемой экспериментатором помощи испытуемому в процессе решения им творческой задачи определяет эффективность решения. Применение только рациональной (рефлексивной) помощи позволяло оптимизировать интеллектуальную деятельность испытуемых, но не влияло на эмоционально-волевой компонент этой деятельности. Применение только эмпатической помощи позитивно влияло на эмоционально-волевую устойчивость испытуемых, но не способствовало повышению интеллектуальной продуктивности. Применение же в комплексе эмпатической и рациональной (рефлексивной) помощи повышало эффективность решения творческой задачи в несколько раз.



Исследования помощи и поддержки в психологии

Исследования помощи и поддержки в психологии

Взрослый думает вместо ребенка, который может не понимать, как происходит решение той или иной задачи. Более того, подсказка взрослого отнимает инициативу ребенка, снижает его мотивацию к решению трудной задачи, делает его пассивным исполнителем, а не субъектом деятельности. Подсказка закрывает возможность развития.

В исследовании С.А. Позняковой (2010) сравнивается подсказка и помощь по процессу преодоления трудностей в обучении. Автором показано, что подсказка взрослого замещает мыслительный процесс ребенка.

Исследования помощи и поддержки в психологии

В исследовании Ф.Е. Василюка, Е.В. Шерягиной (2013) рассматривается идея эмоциональной помощи и описываются стратегии утешения, которые использовались взрослыми по отношению к ребенку. В работе была предложена проективная методика, которая позволяет исследовать стратегии утешения. Авторы выделили эмоциональный и инструментальный типы поддержки.

Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К., Клименкова Е.Н., Воложанина Н.С. (2019) предложили свою модификацию методики стратегий утешения в исследовании эмпатии и стратегий социальной поддержки у разных групп испытуемых. В своей модификации авторы выделяют антиподдержку, формальную, инструментальную, эмоциональную и рефлексивную поддержку, а также допускают сочетание эмоциональной поддержки с инструментальной и рефлексивной.

В своем исследовании мы применили выделенные вышеуказанными авторами типы поддержки (помощи) к ситуации учебной трудности и стали несколько иначе интерпретировать их эффективность.

Эффективность способов родительской помощи детям в преодолении учебных трудностей


В определении эффективности того или иного типа помощи родителей детям в преодолении учебных трудностей мы опираемся на представления о связи обучения и развития Л.С. Выготского, на представления о том, как шаги в обучении могут способствовать шагам в развитии, разрабатываемые в РДП (В.К. Зарецкий), на представления о роли субъектной позиции ребенка в учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Ю.В. Зарецкий и др.).


Эффективными мы будем считать способы родительской помощи детям в преодолении учебных трудностей, которые предполагают мобилизацию собственных ресурсов обращающегося за помощью и переход ребенка в более активную (субъектную) позицию по отношению к преодолению затруднения, способствуют осмыслению неадекватных способов, их перестройке, выработке новых способов и их интериоризации, что ведет к дальнейшему развитию учащегося. При этом присутствует эмоциональная поддержка.

Многовекторная модель ЗБР В.К. Зарецкого


Предметное поле деятельности

Зона актуального развития (ЗАР)

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Зона актуально недоступного (ЗАН)

Проблемный эпицентр

Вектор способности преодолевать

учебные трудности

Вектор личностных, когнитивных

и иных изменений

(движение по векторам- психологические аспекты трансформации проблемной ситуации урока в ситуацию развития ученика)

Антипомощь


Один из способов, который, по мнению родителей, может подтолкнуть ребенка к нужному результату – это критика или порицание. «Нужно лучше слушать учителя на уроке!» - отвечает родитель на просьбу о помощи. По сути – это обвинение ребенка в том, что он столкнулся с трудностью и не может справиться с ней самостоятельно. Часто при этом родитель акцентирует внимание на других неприятных моментах ситуации, вспоминает прошлые ошибки и неудачи. Подобная реакция родителей приводит к усилению негативных чувств ребенка, который находится в ситуации затруднения и без того ощущает свою слабость.

Такой способ можно назвать антипомощью, так как реальной помощи в преодолении трудности ребенок не получает. Эмоционально состояние ребенка в таком случает усугубляется. Такой способ не помогает ребенку преодолеть возникшие трудности и не только не способствует дальнейшему развитию, но и может негативно влиять на него.

Формальная помощь


Еще один способ реагирования родителей на возникновение у ребенка трудностей – банальные комментарии, например, «У всех бывают неудачи, это не страшно». В этом случае взрослый не уделяет внимания эмоциональному состоянию ребенка, оказавшегося в сложной ситуации, не разделяет его переживания. Такой вид помощи можно назвать
формальным. Ребенок при этом остается один на один со своими трудностями, что может привести к снижению его самооценки и повышению тревожности. Неразрешенные трудности могут накапливаться, не давая ребенку возможности развиваться. Такой способ взаимодействия родителей и ребенка также, как и предыдущий, нельзя назвать эффективным.

Инструментальная помощь


Многие родители готовы помочь ребенку, оказавшемуся в ситуации затруднения, конкретными инструкциями или действиями. Например, «Нужно разбить текст на части, так будет легче его запомнить». В этом случае родитель знакомит ребенка со способами разрешения трудностей, которыми пользуется сам. Такую помощь можно назвать инструментальной. Действуя под руководством взрослого, ребенок справляется с отдельно взятой трудностью. Взаимодействие ребенка и взрослого носят субъектно-объектный характер: взрослый руководит процессом, ребенок выполняет конкретные действия. Ребенок не является субъектом своей деятельности. Принимая во внимание отношение к субъектной позиции ребенка с точки зрения рефлексивно-деятельностного подхода В.К. Зарецкого как к необходимому условию развития мы можем сказать, что эта деятельность не способствует развитию ребенка. А если взрослый предлагает действия, которые находятся за пределами зоны ближайшего развития ребенка, они остаются недоступными для понимания. Таким образом, ребенок получает необходимую помощь родителей, но его развитие остается на том же уровне.

Эмпатическая помощь


Помощь родителей, направленную, прежде всего, на стабилизацию эмоционального состояния ребенка можно назвать эмпатической. Например, «Я вижу, что тебе трудно запомнить это правило, но ты обязательно справишься!». Взрослый присоединяется к чувствам ребенка, его душевному состоянию. Это вид помощи снижает напряжение ребенка, уменьшает его тревогу, но никак не влияет на разрешение трудной ситуации. Применение только эмпатической помощи позитивно влияет на эмоционально-волевую устойчивость ребенка, но не способствует повышению интеллектуальной продуктивности.

Инструментально-эмпатическая помощь


Инструментальная помощь может присутствовать одновременно с эмпатической. И тогда это инструментально-эмпатический способ помощи родителей, который предполагает внимание и присоединение к чувствам ребенка и конкретные инструкции по преодолению трудности. Например, «Не волнуйся, если будут ошибки, мы их вместе исправим». Но даже в этом случае способ не становится эффективным, так как не предполагает участие ребенка в процессе преодоления трудности как субъекта деятельности, а значит, не способствует его дальнейшему развитию.