Файл: Помощь родителей детям в преодолении учебных трудностей Зарецкий Виктор Кириллович.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Помощь родителей детям в преодолении учебных трудностей
Иванова Антонина Александровна
Факультет консультативной и клинической психологии МГППУ
Эффективность способов родительской помощи детям в преодолении учебных трудностей
Многовекторная модель ЗБР В.К. Зарецкого
Инструментально-эмпатическая помощь
Рефлексивно-эмпатическая помощь
Типы помощи родителей детям в преодолении учебных трудностей
Как Вы считаете, какие способы помощи используются родителями чаще всего ?
Рефлексивная помощь
Если в процессе оказания помощи взрослый и ребенок взаимодействуют в равных позициях, то есть ребенок является субъектом этой деятельности, а в процессе преодоления трудности взрослый стимулирует активность ребенка в поиске решения, например, в форме уточнения запроса на помощь, рассмотрения разных вариантов решения без прямых рекомендаций и советов, запуская процесс рефлексии, то такой способ оказания помощи мы называем рефлексивным. Например, «Что именно вызывает у тебя затруднение в понимании этой задачи?». Как уже говорилось в предыдущих параграфах, рефлексия становится возможной только при наличии осознанной самостоятельной деятельности ребенка и субъектной позиции по отношению к этой деятельности. Побуждая ребенка к рефлексии, родители способствуют мобилизации его собственных ресурсов. В процессе рефлексии ребенок с помощью взрослого находит причину своих затруднений, определяет пути их преодоления. Действия из субъектной позиции и, с опорой на рефлексию, изменение своей деятельности способствуют развитию личности ребенка (В.К,Зарецкий (2013), Ю.В.Зарецкий (2014), И.А.Николаевская (2020)).
Рефлексивно-эмпатическая помощь
Рефлексивная помощь не оказывает влияния на эмоциональное состояние ребенка, но она может сочетаться с эмпатической помощью, что в результате дает возможность нам говорить о рефлексивно-эмпатическом способе оказания помощи родителей детям. В этом случае рефлексивный компонент способствует осмыслению неадекватных способов, их перестройке, выработке новых способов и их интериоризации, что ведет к дальнейшему развитию учащегося. Эмоциональный компонент способствуют стабилизации эмоционального состояния и открытию имеющихся у ребенка ресурсов в процессе преодоления трудностей.
Рефлексивно-эмпатический способ родительской помощи является наиболее эффективным из всех выше перечисленных способов.
Типы помощи родителей детям в преодолении учебных трудностей
Тип помощи | Потенциальное влияние типа помощи на решение трудной ситуации и развитие ребенка |
Антипомощь | Усиливает негативные чувства ребенка |
Формальная помощь | Имитирует помощь, но помощью не является. |
Инструментальная помощь | Замещает самостоятельную активность ребенка, помогает справиться с отдельно взятой трудностью. |
Эмпатическая помощь | Стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, но не помогает справляться с трудностью. |
Инструментально-эмпатическая помощь | Стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, помогает справиться с отдельно взятой трудностью. |
Рефлексивная помощь | Способствует осмыслению неадекватных способов, их перестройке, выработке новых способов и их интериоризации, что ведет к дальнейшему развитию учащегося. |
Рефлексивно-эмпатическая помощь | Стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, способствует осмыслению неадекватных способов, их перестройке, выработке новых способов и их интериоризации, что ведет к дальнейшему развитию учащегося. |
Как Вы считаете, какие способы помощи используются родителями чаще всего ?
Замысел исследования
- Изучить способы оказания родителями помощи в преодолении учебных трудностей детям;
- Понять, какую роль в преодолении трудностей играет эта помощь (способствует или не способствует развитию ребенка);
- Понять, какую помощь родители используют чаще.
Опросник для родителей
№ | Ситуация трудности/Высказывание ребенка | Высказывание (действие) родителя |
1. | Дима учится в 3-м классе, ему трудно дается математика. Учитель объявил в классе, что на следующем уроке будет контрольная работа. Накануне вечером мальчик был в подавленном настроении, а утром сказал родителям: - Можно я сегодня не пойду в школу, я боюсь, что не смогу решить контрольную работу и получу двойку? | |
2. | Катя - ученица 2-го класса, учится на «4» и «5». Каждый вечер она ждет с работы маму, чтобы вместе с ней сделать домашнее задание. Мама позвонила и сказала, что сегодня задержится на работе и Кате нужно сделать домашнее задание самостоятельно. Когда мама вернулась, Катя сказала: Я не смогла сама сделать уроки! Но ты же мне поможешь? | |
3. | Миша учится в 4 классе. В прошлом учебном году мальчик часто болел и не усвоил большой объем учебного материала. В домашнем задании по математике оказалась сложная задача. Миша обратился за помощью к маме (папе): я не понимаю эту задачу, что делать? | |
4. | Света учится в 4 классе и получает в основном отличные оценки. Учитель посоветовала ей поучаствовать в городской олимпиаде по математике, но дома Света сказала родителям: Я не смогу решить такие сложные задачи и окажусь хуже всех! Может, я лучше вообще не пойду? | |
5. | Первокласснику Егору не нравится учиться в школе. По утрам идет в школу крайне неохотно, капризничает, жалуется на плохое самочувствие, просит оставить его дома. Родители пытаются объяснить, что все дети должны учиться, что это интересно и важно получать образование. Но у Егора другое мнение: А мне не интересно, и я не хочу получать образование! (Что Вы сказали бы Егору?) |
Результаты исследования
В исследовании приняли участие 100 родителей, среди которых 15 мужчин в возрасте от 34 до 48 лет и 85 женщин от 25 до 47 лет.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №4 городского округа Мытищи Московской области.
Инструментальная помощь | 54,47% |
Формальная помощь | 22,36% |
Эмоциональная помощь | 8,54% |
Рефлексивная помощь | 5,08% |
Антипомощь | 4,67% |
Эмоционально-инструментальная помощь | 4,47% |
Рефлексивно-эмоциональная помощь | 0,41% |
- Исследование показало, что в процессе преодоления детьми учебных трудностей родители склонны оказывать им как эффективную помощь, так и неэффективную. Неэффективные виды помощи при этом значительно преобладают. Эффективность помощи в этом исследовании не изучалась, а рассматривается на основании теоретических представлений о связи развития ребенка и видов помощи со стороны взрослых.
- Только 5,49% родителей, принявших участие в настоящем исследовании, применяют эффективные способы (рефлексивно-эмпатический и рефлексивный) оказания помощи детям в преодолении учебных трудностей, которые, по нашим предположениям, способствуют развитию детей.
- 27,03% родителей склонны оказывать формальную помощь или вовсе ее не оказывают (антипомощь), усугубляя положение ребенка, находящегося в ситуации затруднения и негативно влияя на его эмоциональное состояние.
- 67,48% родителей склонны оказывать инструментальную, эмпатическую и инструментально-эмпатическую помощь, которая содержит подсказу или помогает справиться с негативными эмоциями. Такой вид помощи не усугубляет положение ребенка, находящегося в ситуации затруднения, но и не способствует его развитию.
- Необходима психологическая работа с родителями по информированию их о способах оказания эффективной помощи детям в преодолении учебных трудностей, способствующей развитию. Возможна организация на базе образовательных учреждений тренингов для родителей по обучению эффективным способам оказания помощи детям в преодолении учебных трудностей.
Выводы
Если Вас заинтересовало наше исследование, Вы можете принять в нем участие и заполнить форму опросника «Способы родительской помощи детям в ситуации затруднения» по ссылке:
https://forms.gle/BTeSCn3yXM6y74zUA
За время проведения вебинара форму опросника заполнили 85 человек.
Выражаем Вам огромную благодарность участие!
Результаты опроса участников вебинара
АП | ФП | ИП | ЭП | ИЭП | РП | РЭП |
2,50% | 7,50% | 62,50% | 5,90% | 11,50% | 10,10% | 0 |
Спасибо за внимание и сотрудничество!