Файл: Помощь родителей детям в преодолении учебных трудностей Зарецкий Виктор Кириллович.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рефлексивная помощь


Если в процессе оказания помощи взрослый и ребенок взаимодействуют в равных позициях, то есть ребенок является субъектом этой деятельности, а в процессе преодоления трудности взрослый стимулирует активность ребенка в поиске решения, например, в форме уточнения запроса на помощь, рассмотрения разных вариантов решения без прямых рекомендаций и советов, запуская процесс рефлексии, то такой способ оказания помощи мы называем рефлексивным. Например, «Что именно вызывает у тебя затруднение в понимании этой задачи?». Как уже говорилось в предыдущих параграфах, рефлексия становится возможной только при наличии осознанной самостоятельной деятельности ребенка и субъектной позиции по отношению к этой деятельности. Побуждая ребенка к рефлексии, родители способствуют мобилизации его собственных ресурсов. В процессе рефлексии ребенок с помощью взрослого находит причину своих затруднений, определяет пути их преодоления. Действия из субъектной позиции и, с опорой на рефлексию, изменение своей деятельности способствуют развитию личности ребенка (В.К,Зарецкий (2013), Ю.В.Зарецкий (2014), И.А.Николаевская (2020)).

Рефлексивно-эмпатическая помощь


Рефлексивная помощь не оказывает влияния на эмоциональное состояние ребенка, но она может сочетаться с эмпатической помощью, что в результате дает возможность нам говорить о рефлексивно-эмпатическом способе оказания помощи родителей детям. В этом случае рефлексивный компонент способствует осмыслению неадекватных способов, их перестройке, выработке новых способов и их интериоризации, что ведет к дальнейшему развитию учащегося. Эмоциональный компонент способствуют стабилизации эмоционального состояния и открытию имеющихся у ребенка ресурсов в процессе преодоления трудностей.

Рефлексивно-эмпатический способ родительской помощи является наиболее эффективным из всех выше перечисленных способов.

Типы помощи родителей детям в преодолении учебных трудностей


Тип помощи

Потенциальное влияние типа помощи на решение трудной ситуации и развитие ребенка

Антипомощь

Усиливает негативные чувства ребенка

Формальная помощь

Имитирует помощь, но помощью не является.

Инструментальная помощь

Замещает самостоятельную активность ребенка, помогает справиться с отдельно взятой трудностью.

Эмпатическая помощь

Стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, но не помогает справляться с трудностью.

Инструментально-эмпатическая помощь

Стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, помогает справиться с отдельно взятой трудностью.

Рефлексивная помощь

Способствует осмыслению неадекватных способов, их перестройке, выработке новых способов и их интериоризации, что ведет к дальнейшему развитию учащегося.

Рефлексивно-эмпатическая помощь

Стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, способствует осмыслению неадекватных способов, их перестройке, выработке новых способов и их интериоризации, что ведет к дальнейшему развитию учащегося.

Как Вы считаете, какие способы помощи используются родителями чаще всего ?

Замысел исследования

  • Изучить способы оказания родителями помощи в преодолении учебных трудностей детям;
  • Понять, какую роль в преодолении трудностей играет эта помощь (способствует или не способствует развитию ребенка);
  • Понять, какую помощь родители используют чаще.

Опросник для родителей




Ситуация трудности/Высказывание ребенка

Высказывание (действие) родителя

1.

Дима учится в 3-м классе, ему трудно дается математика. Учитель объявил в классе, что на следующем уроке будет контрольная работа. Накануне вечером мальчик был в подавленном настроении, а утром сказал родителям:

- Можно я сегодня не пойду в школу, я боюсь, что не смогу решить контрольную работу и получу двойку?

2.

Катя - ученица 2-го класса, учится на «4» и «5». Каждый вечер она ждет с работы маму, чтобы вместе с ней сделать домашнее задание. Мама позвонила и сказала, что сегодня задержится на работе и Кате нужно сделать домашнее задание самостоятельно. Когда мама вернулась, Катя сказала: Я не смогла сама сделать уроки! Но ты же мне поможешь?

3.

Миша учится в 4 классе. В прошлом учебном году мальчик часто болел и не усвоил большой объем учебного материала. В домашнем задании по математике оказалась сложная задача. Миша обратился за помощью к маме (папе): я не понимаю эту задачу, что делать?

4.

Света учится в 4 классе и получает в основном отличные оценки. Учитель посоветовала ей поучаствовать в городской олимпиаде по математике, но дома Света сказала родителям: Я не смогу решить такие сложные задачи и окажусь хуже всех! Может, я лучше вообще не пойду?

5.

Первокласснику Егору не нравится учиться в школе. По утрам идет в школу крайне неохотно, капризничает, жалуется на плохое самочувствие, просит оставить его дома. Родители пытаются объяснить, что все дети должны учиться, что это интересно и важно получать образование. Но у Егора другое мнение: А мне не интересно, и я не хочу получать образование! (Что Вы сказали бы Егору?)

Результаты исследования


В исследовании приняли участие 100 родителей, среди которых 15 мужчин в возрасте от 34 до 48 лет и 85 женщин от 25 до 47 лет.



Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №4 городского округа Мытищи Московской области.

Инструментальная помощь

54,47%

Формальная помощь

22,36%

Эмоциональная помощь

8,54%

Рефлексивная помощь

5,08%

Антипомощь

4,67%

Эмоционально-инструментальная помощь

4,47%

Рефлексивно-эмоциональная помощь

0,41%
  • Исследование показало, что в процессе преодоления детьми учебных трудностей родители склонны оказывать им как эффективную помощь, так и неэффективную. Неэффективные виды помощи при этом значительно преобладают. Эффективность помощи в этом исследовании не изучалась, а рассматривается на основании теоретических представлений о связи развития ребенка и видов помощи со стороны взрослых.
  • Только 5,49% родителей, принявших участие в настоящем исследовании, применяют эффективные способы (рефлексивно-эмпатический и рефлексивный) оказания помощи детям в преодолении учебных трудностей, которые, по нашим предположениям, способствуют развитию детей.
  • 27,03% родителей склонны оказывать формальную помощь или вовсе ее не оказывают (антипомощь), усугубляя положение ребенка, находящегося в ситуации затруднения и негативно влияя на его эмоциональное состояние.
  • 67,48% родителей склонны оказывать инструментальную, эмпатическую и инструментально-эмпатическую помощь, которая содержит подсказу или помогает справиться с негативными эмоциями. Такой вид помощи не усугубляет положение ребенка, находящегося в ситуации затруднения, но и не способствует его развитию.
  • Необходима психологическая работа с родителями по информированию их о способах оказания эффективной помощи детям в преодолении учебных трудностей, способствующей развитию. Возможна организация на базе образовательных учреждений тренингов для родителей по обучению эффективным способам оказания помощи детям в преодолении учебных трудностей.

Выводы

Если Вас заинтересовало наше исследование, Вы можете принять в нем участие и заполнить форму опросника «Способы родительской помощи детям в ситуации затруднения» по ссылке:

https://forms.gle/BTeSCn3yXM6y74zUA

За время проведения вебинара форму опросника заполнили 85 человек.

Выражаем Вам огромную благодарность участие!

Результаты опроса участников вебинара


АП

ФП

ИП

ЭП

ИЭП

РП

РЭП

2,50%

7,50%

62,50%

5,90%

11,50%

10,10%

0

Спасибо за внимание и сотрудничество!