Файл: Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. Поучение Владимира Мономаха.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха.
12 век – Золотой век древнерусского красноречия. В литературе 17в. ораторское красноречие ограничивается церковной сферой. Во 2ой пол. 19в. красноречие проявляется как ораторское искусство на суде(суд присяжных). 11-12 вв.: в этот период развивалось и светское и духовное красноречие. Эти памятки можно поделить на 2 разряда: А)Дидактические(поучительные) беседы и поучения – Владимира Мономаха, «поучение к чадам»
Б)Эпидиктическая(торжественная), так называемые «слова» авторского явления-митрополит Илларион и Кирилл Туровский «Поучения Владимира Мономаха»: 1053-1125 годы жизни Мономаха. За время правления прекратились междоусобные войны. Он был активным участником съезда в Любече. В 1094 добровольно уступил престол Черниговский Олегу Святославичу. С 1113 по 1125 был Киевским князем. Поучение относится к 1117-1125; оно дошло в единственном списке-ПВЛ в лаврентьевской летописи. Под этим заглавием объединяются и самостоятельные произведения:
-
Поучения чадам: обращение к детям и к слышащим -
Автобиография -
Письмо Олегу Святославичу, который был виновен в смерти младшего сына Мономаха- Изяслава -
Молитва
Россия имеет богатейшие риторические традиции. История русской риторики не может быть осмыслена как набор учебников и трактатов с размышлениями о красноречии, ибо это в первую очередь живое воспламеняющее слово, связанное с животрепещущими событиями русской истории, а значит, – и с реальной практической деятельностью риторов, их речами, посланиями, наставлениями на религиозные, политические и моральные темы. Ораторская практика ещё в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства. Этому способствовал образ жизни славян, их культурные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы решались на площадях.
На Руси первое теоретическое сочинение риторического или, точнее, филологического характера – трактат «Об образах», появилось в 11 столетии. Оно было включено в « Изборник» Святослава 1073 года. Здесь описываются тропы, которые автор называет образами.
Первые занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях – центрах древнерусской книжности. ХII век – золотой век древнерусского красноречия. В этот период появляются «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», ранее в XI веке – «Слово о законе и благодати митрополита Илариона».
Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский. Его поучения и проповеди – великолепные образцы красноречия. «Достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси», – так говорили о нем современники.
Традиции XI –начала XIII вв. получили продолжение в произведениях последующих столетий – в «Задонщине» (XIV в.), в «Житии Сергия Радонежского» (XV в.), в переписке князя Андрея Курбского и Иоанна Грозного» (XVI в.), в «Житии Протопопа Аввакума» (XVII в.).
Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях» (мудрость – соответствующая наука: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия).
После Смутного времени и возвращения к мирной жизни в начале XVII века новый царь Михаил Романов занялся поиском монахов, которые «грамматику и риторику умеют», и в этот период была создана первая русская риторика (1620 г.), которая служила учебником на протяжении всего столетия; еще более пристальное внимание к этой дисциплине появляется в эпоху петровских преобразований.
В доломоносовский период большое значение имели труды Феофана Прокоповича (государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I). В его сочинениях – «De arte poetica», 1705 и « De arte rhetorika», 1706 – содержится много практических советов и рекомендаций для ораторов. Хотя эти риторические произведения были задуманы как руководство к созданию церковных проповедей, они представляли собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Прокопович расширил круг традиционных жанров – «видов красноречия», включил в риторику раздел о «способе писания истории», использовал в обобщении собственный писательский опыт.
Особый этап в развитии отечественной риторики составили ломоносовский и послеломоносовский периоды (середина и последняя треть XVIII века). В это время сложился канонический тип русской риторики.
С именем М.В.Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечающего интересам общественного процесса в России. Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. М.В.Ломоносов закрепил разделение терминов красноречие и риторика в значениях, близких к современным. Риторика – это «наука», «учение», «правила»; красноречие – «искусство, способность, умение красно говорить», но также состав текстов словесности.
Ученый положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию…» (1743г.). В этой книге, не потерявшей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается М.В.Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненном» и «Российская грамматика».
«Красноречие – искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». К приобретению оного требуется 5 следующих средствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук. М.В.Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал её русской наукой.
Для красноречия, по М.В.Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, долгое дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» М.В.Ломоносов предлагает строить речь из четырех частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональной речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля, убеждённость оратора.
В конце XVIII – начале XIX вв. сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем и университетская школа красноречия. Появился целый ряд значительных сочинений по риторике. Заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля Михаила Михайловича Сперанского. В 1792 году им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». Риторика Сперанского была посвящена искусству церковной проповеди. Особое значение придается эмоциональной стороне речи: «Красноречие есть дар сотрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». « Ораторская кафедра есть театр великих движений духа».
Излагая теорию слога, М.М.Сперанский исследует стилистику индивидуальной, речи, вопрос о стилеобразующих различиях слога, о самых характерных чертах языка личности. К общим свойствам хорошего слога М.М.Сперанский относит: 1) ясность, 2) разнообразие, 3) единство, 4) равность слога с материей.
Большой вклад внес М.М.Сперанский в развитие делового стиля русского литературного языка.
Влиятельным филологом своего времени был Александр Сергеевич Никольский. Им были написаны «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах» (1790) и «Основания российской словесности». В этих книгах исследуются проблемы жанрово-ситуативных форм речи, даются синкретические характеристики прозаической, ораторской и стихотворной. Характерная черта этой риторики – её грамматикализованность. Автор классифицирует слог в зависимости от разновидности речи (разговорный, письменный, учебный, философский, баснословный, романический, ораторский и даже театральный).
Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» первого ректора Харьковского университета, члена Императорской Российской Академии наук, доктора философии Ивана Степановича Рижского, написанная в 1796 году. В «Опыте риторики» особое внимание обращается на чистоту и правильность русской речи. Культура национальной речи была в это время одной из центральных общественных проблем. Риторика И.С. Рижского была приближена к практической стилистике. В ней присутствовали разделы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинения, о благозвучии речи.
Достоинством риторики И.С.Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей XVIII века (поэтов, прозаиков, учёных). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями – примерами из произведений Хераскова, Державина, Карамзина.
Характерной особенностью русской риторики было её деление на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, правила появления, расположения и выражения мыслей, а частная риторика описывала прозу, конкретные её виды и разновидности.
Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленецкого и др.
Алексей Федорович Мерзляков, профессор Московского университета, занимавший кафедру красноречия и поэзии, в своей «Краткой риторике» (1809) первым представил многообразие родов и видов словесности. Среди них он выделяет: 1) письма; 2) диалоги; 3) учебные сочинения; 4) история (характеры, биографии, романы, подлинная история); 5) речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).
Автором популярных учебников «Общая реторика» и «Частная риторика» был Николай Федорович Кошанский, филолог, переводчик, профессор кафедры русской и латинской словесности Императорского Царскосельского лицея. Его лекции слушал А.С.Пушкин. «Ничего столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова».
«Общая реторика» состояла из трех традиционных разделов: «Изобретение», «Расположение» и «Выражение мыслей», однако в центре внимания автора – категория стиля, именуемая слогом. Кошанский определяет слог как «способ выражать мысли», как «искусство писать». Под стилем он понимает необходимость соответствия слога изображаемым мыслям, предмету изложения и закрепленность каждого вида «слога» за определенными жанрами.
«Частная риторика» определялась как «руководство к познанию всех родов и видов прозы». В учебнике описываются пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство», «ученость». Анализируя красноречие истинное и мнимое, автор делает вывод: «Истинно красноречивым может называться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели».
В работе преподавателя Императорского Царскосельского лицея Александра Ивановича Галича (настоящая фамилия Говоров) «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830) определяются признаки «совершенного» языка: основные категории и принципы, характеризующие образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи – понятие чистоты речи, её правильности, ясности, точности и благозвучия. Галич выделяет грамматические, ораторские и поэтические фигуры.
В книге правила общей риторики распространяются на прозаические произведения: 1) монологи, 2) разговоры, 3) письма, 4) деловые бумаги, 5) исторические сочинения, 6) сочинения поучительные, 7) ораторские речи.