Файл: Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. Поучение Владимира Мономаха.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 486
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ко II половине 40-х годов XIX века относятся наиболее значительные работы Константина Петровича Зеленецкого, профессора Ришельевского лицея в Одессе, которые стали солидными учебными пособиями для гимназий и университетов: «Исследования о реторике»; книги « Курса русской словесности» - I. Общая риторика. II. Частная риторика. III. Пиитика. В «Общей риторике» автор излагает общее учение о красноречии, а в «Частной риторике» – теорию отдельных родов прозы. Зеленецкий в общей риторике отказался от учения об «изобретении» и детально разработал раздел «О чистоте речи русской в лексическом отношении». Риторика все в большей степени обращалась к практической стилистике и культуре речи.
Уже в конце XVIII века в Европе угасал интерес к риторике. В России пик её развития относится к первой половине XIX века, однако в 60-х годах XIX века бурно развивается русское судебное красноречие. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н.П.Карабчевский, Ф.Н.Плевако, П.А.Александров, С.А.Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важна деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых – П.С.Пороховщикова и А.Ф.Кони.
Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П.С.Пороховщиковым (псевдоним – П.Сергеич). К работам П.С.Пороховщикова близки также труды по ораторскому искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля Анатолия Федоровича Кони: «Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам». А.Ф.Кони писал, что «под красноречием надо разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений». «Ораторское искусство, – считал Кони – есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, о красноречие – природное дарование, развиваемое трудом».
Во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе. Центр внимания – художественная и поэтическая формы речи. В системе образования появляется предмет – «теория словесности», которая позаимствовала из риторик целые разделы. Наследником теории словесности становится стилистика, разрабатывающая учение о видах языка и стиля.
Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы- практики XIX – начала XX века: Т.Н.Грановский, В.О.Ключевский, К.А.Тимирязев, Д.И.Менделеев.
В 1918 году в Петрограде создается Институт живого слова. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Однако к началу 30-х годов институт слился с Институтом языкознания. В 20-х годах ХХ века риторика была исключена из школьного и вузовского курса. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один её аспект культура речи и стилистика. И только в 70-е – 80-е годы ХХ века вновь возродился интерес к риторике как к науке и учебному предмету.