Файл: Программа (профессиональная переподготовка) учительдефектолог (олигофренопедагог) специальная педагогика и психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ООО «Столичный учебный центр»
Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ): СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
МОДУЛЬ 5

«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Требования к итоговой аттестации
Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (4-й модуль «Производственной практика») и итоговый экзамен по теоретической части обучения.

Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.

На итоговом экзамене проверяется наличие у обучающихся компетенций, необходимых для будущей деятельности «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и умения применять полученные знания на практике.

Методические указания. Экзамен проводится в объеме программы, по билетам, включающим 2 вопроса.

Вопрос 1. – затрагивает нормативно-правовые аспекты образовательной сферы и психолого-педагогические дисциплины

Вопрос 2. - содержит в себе информацию о узко специализированных дисциплинах.

Общая оценка за экзамен определяется как средняя арифметическая оценок, полученных за каждый вопрос. При оценке теоретических знаний, практических умений и навыков, обучающихся на экзамене, учитываются также их текущая успеваемость по дисциплинам модуля и результаты итоговых заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом.


Содержание экзамена



Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией учитель – дефектолог (олигофренопедагог), профиль профессиональной деятельности – олигофрнопедагогика, должен быть готов: реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ; осуществлять взаимодействие с семьей, с работниками разных сфер, по вопросам образования; использовать методы диагностики, общения,
деятельности разных возрастов; понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

Экзамен осуществляется в целях проверки достижения слушателями обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшей профессиональной деятельности, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Обучающийся допускается к сдаче экзамена, если он сдал все зачеты по учебным дисциплинам.

Ответы обучающихся на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к профессиональной деятельности, проектированию и реализации программ. Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:

  • – содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;

  • – наличия положительных итогов производственной практики;

  • – эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.

Итоговая аттестация оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене
Оценка «отлично»
Компетенции сформированы в полном объеме: выпускник обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У выпускника четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме. Слушатель анализирует и дает педагогическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект - субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций; определяет отношение между субъектами процесса образования.



Оценка «хорошо»
Компетенции в основном сформированы: выпускник обнаружил систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки. Выпускник анализирует и дает педагогическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций; определяет отношение между субъектами процесса образования
Оценка «удовлетворительно»
Компетенции сформированы частично: выпускник обнаружил знание основного программного материала на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустившего фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа. Слушатель дает педагогическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций.
Оценка «неудовлетворительно»
Компетенции не сформированы: слушатель обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий, которые искажают смысл изученного; излагал логически не обработанную и не систематизированную информацию. В ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов. Слушатель испытывает затруднения в определении продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций и задач.

Критериями оценки сформированности компетенций выпускника являются: степень усвоения учебного материала; научно-методический уровень ответов на поставленные вопросы; доказательность и убедительность суждений; степень творчества и самостоятельности в решении задач и анализе ситуаций; связь с предстоящей практической деятельностью.

Контрольные вопросы итоговой аттестации

по дисциплинам программы

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ДЕФЕКТОЛОГА: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

  1. Образование и образовательная политика в современном обществе.

  2. Законодательство РФ в области образования.

  3. Состояние правового регулирования деятельности олигофренопедагога на современном этапе.

  4. Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности педагога.

  5. Предмет психологии, ее задачи и методы. Взаимосвязь в структуре других наук.

  6. Понятие психики и ее эволюция. Происхождение и развитие сознания.

  7. Психологическая теория деятельности. Психические состояния и их регуляция.

  8. Психические процессы.

  9. Психические свойства личности.

  10. Педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь с другими науками.

  11. Основные категории педагогики.

  12. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

  13. Воспитательные системы и их развитие. Педагогические технологии.

  14. Становление современной дидактической системы. Воспитание и самовоспитание. Самообразование.

  15. Особенности работы с детьми с нарушениями речи.

  16. Особенности работы с детьми с нарушением слуха.

  17. Особенности работы с детьми с нарушениями зрения.

  18. Особенности работы с детьми с нарушениями опорно-двигательной системы.

  19. Особенности работы с детьми с нарушениями интеллектуальной сферы.

  20. Особенности работы с детьми с нарушениями эмоциональной сферы.

  21. Психопатия и акцентуация личности.

  22. Современные представления о нормальном и отклоняющемся поведении. Факторы психического развития.

  23. Виды отклоняющегося развития (дизогении). Понятие о первичном и вторичном дефекте развития.

  24. Причины поведенческих нарушений. Понятие психологического синдрома.

  25. Девиантное поведение его причины. Основные принципы работы и методы воспитания девиантного ребенка.

  26. Основные понятия психологии лиц с нарушениями интеллекта.

  27. Раннее и дошкольное детство детей с нарушениями интеллекта.

  28. Ребенок с нарушением интеллекта школьного возраста.

  29. Пубертатный и постпубертатный возраст лиц с нарушениями интеллекта.

  30. Особенности психических процессов, деятельности, поведения, эмоционального и личностного развития.

  31. Классификация психодиагностических методик.

  32. Стандартизированные методы психодиагностики(тесты).

  33. Проективные методики.

  34. Психологическая диагностика познавательных процессов.

  35. Диагностика детей с интеллектуальными нарушениями.

  36. Методы работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

  37. Методы работы с детьми школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

  38. Составление индивидуальной программы по работе с лицами имеющие интеллектуальные нарушения.

  39. Социальная интеграция лиц с интеллектуальными нарушениями.

  40. Обучение педагогов работы с детьми имеющие интеллектуальные нарушения

  41. Характеристика образовательной организации в системе специального образования.

  42. Образовательная программа специализированных учреждений.

  43. Разработка индивидуального маршрута развития детей с интеллектуальными нарушениями

  44. Инклюзивное образование с детьми с интеллектуальными нарушениями.

  45. Взаимосвязь всех специалистов в системе специального образования.

  46. Психология семьи: функции, формы, структура.

  47. Благополучная семья.

  48. Неблагополучная семья и влияние на личность ребенка.

  49. Психологическая модель помощи семье.

  50. Методы работы с семьей воспитывающая ребенка с интеллектуальными нарушениями.



Практическая составляющая. Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе производственной практики, подтверждающих успешность реализации практической деятельности учитель – дефектолог (олигофренопедагог), предоставляемые по окончании её прохождения. Материалы должны демонстрировать качество психологических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач в образовательной сфере и соответствовать требованиям к получаемой квалификации.