Файл: Программа (профессиональная переподготовка) учительдефектолог (олигофренопедагог) специальная педагогика и психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ООО «Столичный учебный центр»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ): СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
МОДУЛЬ 5
«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Требования к итоговой аттестации
Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (4-й модуль «Производственной практика») и итоговый экзамен по теоретической части обучения.
Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.
На итоговом экзамене проверяется наличие у обучающихся компетенций, необходимых для будущей деятельности «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и умения применять полученные знания на практике.
Методические указания. Экзамен проводится в объеме программы, по билетам, включающим 2 вопроса.
Вопрос 1. – затрагивает нормативно-правовые аспекты образовательной сферы и психолого-педагогические дисциплины
Вопрос 2. - содержит в себе информацию о узко специализированных дисциплинах.
Общая оценка за экзамен определяется как средняя арифметическая оценок, полученных за каждый вопрос. При оценке теоретических знаний, практических умений и навыков, обучающихся на экзамене, учитываются также их текущая успеваемость по дисциплинам модуля и результаты итоговых заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом.
Содержание экзамена
Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией учитель – дефектолог (олигофренопедагог), профиль профессиональной деятельности – олигофрнопедагогика, должен быть готов: реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ; осуществлять взаимодействие с семьей, с работниками разных сфер, по вопросам образования; использовать методы диагностики, общения,
деятельности разных возрастов; понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.
Экзамен осуществляется в целях проверки достижения слушателями обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшей профессиональной деятельности, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Обучающийся допускается к сдаче экзамена, если он сдал все зачеты по учебным дисциплинам.
Ответы обучающихся на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к профессиональной деятельности, проектированию и реализации программ. Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:
-
– содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена; -
– наличия положительных итогов производственной практики; -
– эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.
Итоговая аттестация оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене
Оценка «отлично»
Компетенции сформированы в полном объеме: выпускник обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У выпускника четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме. Слушатель анализирует и дает педагогическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект - субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций; определяет отношение между субъектами процесса образования.
Оценка «хорошо»
Компетенции в основном сформированы: выпускник обнаружил систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки. Выпускник анализирует и дает педагогическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций; определяет отношение между субъектами процесса образования
Оценка «удовлетворительно»
Компетенции сформированы частично: выпускник обнаружил знание основного программного материала на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустившего фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа. Слушатель дает педагогическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций.
Оценка «неудовлетворительно»
Компетенции не сформированы: слушатель обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий, которые искажают смысл изученного; излагал логически не обработанную и не систематизированную информацию. В ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов. Слушатель испытывает затруднения в определении продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении педагогических ситуаций и задач.
Критериями оценки сформированности компетенций выпускника являются: степень усвоения учебного материала; научно-методический уровень ответов на поставленные вопросы; доказательность и убедительность суждений; степень творчества и самостоятельности в решении задач и анализе ситуаций; связь с предстоящей практической деятельностью.
Контрольные вопросы итоговой аттестации
по дисциплинам программы
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ДЕФЕКТОЛОГА: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
-
Образование и образовательная политика в современном обществе. -
Законодательство РФ в области образования. -
Состояние правового регулирования деятельности олигофренопедагога на современном этапе. -
Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности педагога. -
Предмет психологии, ее задачи и методы. Взаимосвязь в структуре других наук. -
Понятие психики и ее эволюция. Происхождение и развитие сознания. -
Психологическая теория деятельности. Психические состояния и их регуляция. -
Психические процессы. -
Психические свойства личности. -
Педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь с другими науками. -
Основные категории педагогики. -
Образование как общественное явление и педагогический процесс. -
Воспитательные системы и их развитие. Педагогические технологии. -
Становление современной дидактической системы. Воспитание и самовоспитание. Самообразование. -
Особенности работы с детьми с нарушениями речи. -
Особенности работы с детьми с нарушением слуха. -
Особенности работы с детьми с нарушениями зрения. -
Особенности работы с детьми с нарушениями опорно-двигательной системы. -
Особенности работы с детьми с нарушениями интеллектуальной сферы. -
Особенности работы с детьми с нарушениями эмоциональной сферы. -
Психопатия и акцентуация личности. -
Современные представления о нормальном и отклоняющемся поведении. Факторы психического развития. -
Виды отклоняющегося развития (дизогении). Понятие о первичном и вторичном дефекте развития. -
Причины поведенческих нарушений. Понятие психологического синдрома. -
Девиантное поведение его причины. Основные принципы работы и методы воспитания девиантного ребенка. -
Основные понятия психологии лиц с нарушениями интеллекта. -
Раннее и дошкольное детство детей с нарушениями интеллекта. -
Ребенок с нарушением интеллекта школьного возраста. -
Пубертатный и постпубертатный возраст лиц с нарушениями интеллекта. -
Особенности психических процессов, деятельности, поведения, эмоционального и личностного развития. -
Классификация психодиагностических методик. -
Стандартизированные методы психодиагностики(тесты). -
Проективные методики. -
Психологическая диагностика познавательных процессов. -
Диагностика детей с интеллектуальными нарушениями. -
Методы работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. -
Методы работы с детьми школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. -
Составление индивидуальной программы по работе с лицами имеющие интеллектуальные нарушения. -
Социальная интеграция лиц с интеллектуальными нарушениями. -
Обучение педагогов работы с детьми имеющие интеллектуальные нарушения -
Характеристика образовательной организации в системе специального образования. -
Образовательная программа специализированных учреждений. -
Разработка индивидуального маршрута развития детей с интеллектуальными нарушениями -
Инклюзивное образование с детьми с интеллектуальными нарушениями. -
Взаимосвязь всех специалистов в системе специального образования. -
Психология семьи: функции, формы, структура. -
Благополучная семья. -
Неблагополучная семья и влияние на личность ребенка. -
Психологическая модель помощи семье. -
Методы работы с семьей воспитывающая ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Практическая составляющая. Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе производственной практики, подтверждающих успешность реализации практической деятельности учитель – дефектолог (олигофренопедагог), предоставляемые по окончании её прохождения. Материалы должны демонстрировать качество психологических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач в образовательной сфере и соответствовать требованиям к получаемой квалификации.