Файл: Воспитание выносливости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическая культура и спорт
ТЕМА:
"Воспитание выносливости"
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА
кафедра "Физического воспитания"
Москва – 2020 г.

Учебные вопросы:
1. Основные физические качества человека
2. Средства и методы развития выносливости у студентов.
3. Правила безопасности во время тренировки выносливости.

К физическим качествам относят:
силу, выносливость,
быстроту, ловкость и гибкость.
От других качеств личности физические качества отличаются тем,
что могут проявляться только при решении двигательных задач через
двигательные действия.
Двигательные действия, используемые для решения двигательной
задачи, каждым индивидом могут выполняться различно.
У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других -
более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Быстрота
– способность совершать двигательные действия в
минимальное время.
Выносливость
– способность продолжительное время выполнять
работу на высоком уровне без снижения её эффективности.
Гибкость
– способность выполнять движения с абсолютной
амплитудой в суставах или ряде суставов, достигаемая в мгновенном
усилии.
Ловкость
– способность целесообразно согласовывать движения,
организовывать их в единое целое, координировать движение с учётом
освоенного действия или переключать их в соответствии с
меняющимися условиями.
Сила
– способность преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Выносливость
это способность организма эффективно выполнять
работу продолжительное время, а также противостоять
утомлению без заметного снижения работоспособности.

Мерой выносливости является время, в течение которого действия
выполняются с необходимой эффективностью.
Выносливость
выражается
через
совокупность
физических
способностей по поддержанию длительности работы в различных
зонах
мощности:
максимальной,
субмаксималь-ной
(околопредельной), большой и умеренной нагрузок.
Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций
органов и структур организма. Различают общую и специальную
выносливость.
Свойства выносливости


Факторы, влияющие на уровень развития и проявления выносливости
Внешние (поведенческие)
длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.
ЦНС, сердечно-сосудистая система, эндокринная система и др.
Внутренние (функциональные)
Факторы, влияющие на уровень развития и проявления выносливости
• Наличие энергетических ресурсов в организме человека;
• Уровень функциональных возможностей систем организма;
• Устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма;
• Подготовленность ОДА;
• Совершенство технико-тактического мастерства;
• Личностно-психологические особенности - возраст, пол, условия деятельности и др.

Виды выносливости
Общая выносливость
(работоспособность)
(аэробная)
Специальная выносливость
(скоростная, силовая, прыжковая и т.д.)
способность человека значительное время выполнять различную двигательную работу невысокой интенсивности сохраняя при этом необходимый уровень эффективности этой работы, позволяет длительно выполнять абсолютно различную физическую работу невысокой интенсивности, причём не взаимосвязанную , например, длительное плавание или езда на велосипеде способность человека длительно выполнять определенное специализированное двигательное действие без снижения эффективности, например, в профессиональной деятельности

Общая выносливость зависит от
:
- возможностей аэробной системы энергообеспечения;
- экономичности использования функционального и энергетического
потенциала.
Аэробные возможности – физиологическая основа общей выносливости
Показатель мощности аэробного энергоисточника – уровень МПК (максимальное потребление кислорода)
МПК – это количество кислорода, усваиваемое организмом человека за 1 минуту.
Уровень МПК ведущих атлетов:
женщины – более 70мл/кг/мин (Джоан Бенуа - 78,6 – олимпийская чемпионка
в марафоне 1984 г.)
мужчины боле 90 мл/кг/мин (Оскар Свендсен – 97,5 – велоспорт, 2005 г.)

Общая выносливость зависит от
:
Аэробные возможности – физиологическая основа общей выносливости
Показатель мощности аэробного энергоисточника – уровень МПК (максимальное потребление кислорода)
МПК – это количество кислорода, усваиваемое организмом человека за 1 минуту.
Уровень МПК ведущих атлетов:
женщины – более 70мл/кг/мин (Джоан Бенуа - 78,6 – олимпийская чемпионка
в марафоне 1984 г.)
мужчины боле 90 мл/кг/мин (Оскар Свендсен – 97,5 – велоспорт, 2005 г.)


Общая выносливость создает предпосылки для развития других видов выносливости повышает анаэробные возможности организма оптимизирует жизнедеятельность и здоровье повышает работоспособность
(адаптация к нагрузкам)

Специальная выносливость классифицируется
по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача
(например, прыжковая выносливость у волейболистов)
по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость)
по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи
(например, силовая выносливость, координационная выносливость и др.)

Скоростная выносливость
характеризуется способностью человека в течение длительного времени выполнять быстрые движения без утомления и нарушения техники.
Скоростная выносливость наиболее типична для видов спорта, относящихся по характеру работы к зоне максимальной и субмаксимальной мощности (спринтерский бег, спринтерская велосипедная гонка, плавание на дистанции от 100 до 400м, бег на коньках на дистанции от 500 до 3000 м и др.).

Силовая выносливость
указывает на мышечную способность выполнять тяжелые упражнения в течение длительного времени без видимых технических нарушений. Такой вид выносливости показывает способность мышц к повторному сокращению через минимальный отрезок времени.
В зависимости от режима мышечных напряжений выделяют ДИНАМИЧЕСКУЮ силовую выносливость и СТАТИЧЕСКУЮ.
Статическая силовая выносливость характеризуется предельным временем сохранения определенной рабочей позы(например, в беге на коньках – посадка конькобежца, в лыжных гонках-стойка лыжника- стойка лыжника и т.д.). Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений каких-либо упражнений (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге) или наименьшим числом движений в фиксированное время (скажем, в задании присесть как можно большее число раз за 10,20,30 с.).

Прыжковая выносливость – способность к многократному повторному выполнению прыжковых действий с оптимальными мышечными усилиями.
Игровая выносливость – способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности технических приёмов и тактических действий.
Координационная выносливость
проявляется при неоднократном повторении сложных технических и тактических действий.
Особенно проявляется в спортивных играх и гимнастических упражнениях. В беге имеет меньшее значение, поскольку характер движений преимущественно циклический.


Сенситивные периоды развития выносливости
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше.
Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Максимальные величины:
мужчины и женщины – от 20-22 до 30-32 лет (период биологического созревания)
Аэробная общая выносливость: мальчики – 8-9, 12-15 лет; девочки – 9-12, 15-17 лет.
Динамическая силовая выносливость: мальчики – 11-13, 15-16 лет; девочки – 9-12 лет.
Скоростная выносливость: мальчики и девочки – после 12 лет.

Основные методические приёмы для
воспитания специальной выносливости
многократное повторение упражнения с превышением интенсивности работы,
при уменьшении длительности, по сравнению с исходными показателями;
повышение
длительности
работы
при
некотором
уменьшении
её
интенсивности, по сравнению с исходными показателями;
различное изменение интервалов отдыха между упражнениями:
- от дающих возможность полного восстановления,
- до сокращенных, вынуждающих выполнять, следующий подход на фоне
утомления;
общая выносливость воспитывается длительной непрерывной работой
невысокой интенсивности.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
ВЫНОСЛИВОСТИ
Равномерный метод - заключается в том, что продолжительная нагрузка (не менее 20 мин.) даётся в сравнительно равномерном, умеренном режиме, при частоте 140-150 уд.мин. Режим выполнения физических упражнений в зоне умеренных нагрузок способствует развитию общей выносливости.
Переменный метод – это метод для развития общей и скоростной выносливости: Предусматривает беспрерывное чередование нагрузок различной интенсивности, которое может быть ритмичным (т.е. одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности).
Интервальный метод - многократное повторение кратковременных «порций» работы (100-200 м. в легкоатлетическом беге, 50 м. в плавании 500 м. в лыжной подготовке и т.д.). Выполнение кратковременных нагрузок усиливает анаэробные процессы в организме.
Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма.


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
ВЫНОСЛИВОСТИ
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающиеся проходят от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод применяется для развития скоростной выносливости с прохождением дистанции в условиях, приближенных к соревнованиям, для отработки различных тактических вариантов прохождения дистанции (с быстрым началом, с «рваной скоростью» на дистанциях, с максимальным ускорением перед финишем), для развития чувства темпа, воспитания волевых качеств.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Контрольный (разновидность соревновательного) метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.

Тесты для определения уровня развития выносливости
Прямой способ – бег с заданной скоростью
(определяют предельное время работы с данной интенсивностью до начала снижения скорости).
Косвенный способ - выносливость определяют по времени преодоления какой-нибудь достаточно длинной дистанции или расстояния:
12-минутный бег, бег 2000 м, 6-минутный бег.
В спорте
Неспецифические (оценивают потенциальные возможности спортсменов тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления).
Специфические (указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей, структура близка к соревновательной).
Относительные (учитывают уровень развития выносливости и других физических качеств):

Запас скорости (Н.Г. Озолин);

Индекс выносливости (T. Cureton);

Коэффициент выносливости (Г. Лазаров)

Коэффициент выносливости – отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления лучшего отрезка.
Показатель «запаса скорости» - это разность между, средним временем преодоления какого-либо короткого отрезка (100 м в беге,
50 м в плавании и т.д.) в процессе прохождения всей дистанции и лучшим результатом на этом отрезке.
Индекс выносливости – разность между преодолением дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы спортсмен, если бы преодолел её со скоростью короткого (эталонного) отрезка.