Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
Таким образом, для публичных компаний, заинтересованных в повышении международных или национальных рейтингов, при оценке эффективности проекта построения комплексной бизнес-модели целесообразно учесть дополнительные возможности по улучшению рейтинговых позиций. Отметим, что адекватная проработка всех перечисленных выше факторов, влияющих на рейтинг организации, безусловно требует применения профессиональных программных продуктов бизнес-моделирования (ППБМ).
Дополнительные возможности в этом направлении предоставляет использование типовых успешных отраслевых решений. В качестве актуального примера можно привести «Комплексную типовую бизнес-модель коммерческого банка», разработанную в программном продукте Business Studio. Обобщая лучшие практики процессного управления в кредитных организациях, эта модель выступает в качестве образца, на основе которого компании финансового сектора могут совершенствовать корпоративное управление по всем перечисленным выше параметрам.
Глава 2. Особенности бизнес-моделирования в управлении индивидуальным предпринимательством
Особенности разработки стартапа в сфере обучения
Рассмотрим, какие угрозы и возможности может предоставить внешняя среда на разрабатываемый проект онлайн-платформы для изучения иностранных языков.
1. Трудности с началом поиска клиентов.
Пока компанию никто не знает, и поскольку у неё нет собственного офиса с яркой вывеской, поиск клиентов окажется значительной проблемой для неё. Могут потребоваться дополнительные затраты на рекламу или огромный объём работы, связанный с поиском клиентов в социальных сетях.
2. Большое значение отзывов о работе компании.
Часто компания может получать отрицательные отзывы, что негативно скажется на выборе её клиентами. При этом качество предоставляемых товаров и услуг может быть очень высоким. Кроме того, отрицательные отзывы могут поступать от конкурентов и завистников. Для работы в обычном режиме эти отзывы могут не иметь серьёзного значения, а вот для пользователей социальных сетей они весьма существенны [7].
3. Полная зависимость от технических средств.
Работа по продвижению бренда в социальных сетях невозможна без применения компьютера, смартфона, планшета и др. При сбоях в работе техники или при проблемах с интернетом возникают значительные сложности.
Существенной угрозой при создании онлайн-платформы для изучения иностранного языка является её недоступность, часто вызванная специальным типом атаки, называемой DDoS (DistributedDenialofService – распределенный отказ в обслуживании). Такие атаки несут прямой ущерб: клиенты, не получив сервиса, пойдут искать его на других интернет-ресурсах. DDoS-атаки достаточно дешевы, поэтому используются часто, но при этом довольно легко детектируются, в том числе и на ранних стадиях и эффективно отбиваются специализированными сервисами, к которым подключены большинство дата-центров.
Однако сделать онлайн-платформу недоступной можно и другими средствами, например, разместив на сайте ссылку на внешний ресурс, раздающий вирусы. После этого сайт довольно быстро попадает в "черные списки" браузерных антивирусов и клиенты при попытке зайти на заражённую онлайн-платформу будут получать уведомление о небезопасности сайта и предложение игнорировать его.
Помимо этого, при взломе сайта может быть похищена конфиденциальная информация, включая персональные данные клиентов, контактные телефоны и адреса. Это не только может доставить неудобство клиентам, но и вызвать санкции со стороны контролирующих органов.
Однако, помимо угроз, интернет-среда предоставляет значительные возможности при создании онлайн-платформы для изучения иностранных языков:
1. Значительное сокращение расходов на ведение бизнеса.
Не требуется арендовать помещение для работы. Кроме этого, можно избежать многих расходов, что связано с упрощением налогообложения, документации.
2. Возможность работы из любой точки планеты.
3. Возможность работы с клиентами из различных регионов и даже государств.
Это может значительно увеличить число клиентов, в том числе постоянных, при работе туристических менеджеров в сети интернет. Для онлайн-ресурса по изучению иностранных языков это особенно актуально.
4. Дополнительные возможности контролировать собственный образ. Менеджеры, работающие в интернете, часто обращаются к профессиональным стилистам, фотографам для того, чтобы они могли создать необходимый им образ для работы с клиентами. [5]
5. Значительное повышение объёма работы.
Интернет-менеджеру и его клиентам нет необходимости никуда ехать для встречи друг с другом, в связи с чем освобождается время, которое можно потратить на работу с другими клиентами.
6. Получение дополнительных источников дохода.
Так, если компания имеет свой видеоканал и у неё множество подписчиков, она имеет возможность заработать и на этом. Кроме этого, если у неё есть собственный сайт, который уже приобрёл популярность, рекламодатели могут обратиться к нему с целью размещения рекламы [5].
Разумеется, внешняя среда не является однородной по своей сути и состоит из множества различных компонентов, каждый из которых по-своему влияет на деятельность компании. Это значит, что у каждого компонента внешней среды существует измеримая степень влияния на деятельность компании. Для того чтобы измеряемая величина была наибольшим образом приближена к реальности, необходимо изучать все факторы пристально и внимательно. Для этих целей используется Pest-анализ. Изучение политических факторов необходимо в первую очередь, поскольку ведения деятельности должно не противоречить законам той страны, в которой ведётся деятельность. В противном случае эта деятельность будет считаться криминальной, и для её ведения требуется более тщательный анализ рисков. Экономические фактор описывают те ресурсы, с помощью которых предприятие может производить товар или услугу. Социальные факторы формируют портрет потребителя. С помощью технологических факторов можно определить основное направление в области инновационных технологий, развития или изменение технологического процесса товара или услуги, учитывая появление новых товаров-заменителей. Далее было необходимо сегментировать факторы по категориям и прокомментировать каждую группу из них.
Таблица – Факторы внешней среды
Политико-правовые факторы |
Экономические факторы |
Лицензия на ведение образовательной деятельности. |
Снижения курса иностранных валют |
Осложнение системы защиты интеллектуальной собственности. |
Повышение налоговой нагрузки |
Учёт постоянно меняющихся требований с ведения предпринимательской деятельности |
Снижение уровня реального дохода населения |
Ужесточение условий использования зарубежных ресурсов обучения |
Повышение темпов роста инфляции |
Социально-культурные факторы |
Технологические факторы |
Повышения требований к образовательному процессу |
Развитие технологий, позволяющих обучаться дистанционно |
Дефицит квалифицированных кадров |
Отказ от классических ресурсов обучение и смещение в сторону электронных |
Тенденция к переходу на онлайн обучение |
Новый технологический процесс выполнения домашнего задания |
Снижение общего уровня работоспособности |
Влияние возможностей интернета и мобильных технологий на развитие отрасли |
Таким образом, на развитие компании, специализирующейся на обучении иностранным языкам, воздействует ряд факторов внешней среды. В разных ситуациях значимость каждого фактора может изменяться.
Политические факторы, представленные в данной таблице, могут нести угрозу для онлайн-платформы иностранных языков, что связано с проблемами использования необходимых ресурсов, с трудностями защиты интеллектуальной собственности.
Негативное влияние экономических факторов может выражаться в снижении экономического развития в государстве (по ряду причин: снижение курса валют, влияние ЧС, повышение налогов и страховых взносов и т.п.
Социально-культурные факторы оказывают значительное воздействие на конкурентоспособность компании, в частности, на выбор её потенциальными клиентами из общего числа предложений.
Технологические факторы в настоящее время являются наиболее изменяемыми, поскольку инновации в этом направлении развиваются очень быстро, предоставляя новые возможности осуществления деятельности в режиме онлайн, но при этом часто утрачивается актуальность уже имеющихся технологических ресурсов.
Перед стартом бизнес-проекта необходимо проанализировать собственную позицию относительно конкурентов.
Важнейшими конкурентами для онлайн-платформы по изучению иностранных языков являются:
1. Бесплатные интернет-сервисы по изучению иностранных языков. В России одним из самых популярных бесплатных ресурсов по изучению иностранных языков является проект Полиглот с Дмитрием Петровым, представленный на YouTube-канале телеканала «Культура».
2. Репетиторы, работающие в режиме онлайн. В современных условиях многие частнопрактикующие педагоги предпочитают работать в онлайн-режиме. Это позволяет существенно расширить целевую аудиторию, а также создаёт множество дополнительных преимуществ: отсутствие временных затрат на дорогу, возможность работать в любое удобное время, возможность выбора педагога, который по мнению учащихся и их родителей является наиболее компетентным.
Онлайн-платформа по английскому языку предполагает иную форму обучения, чем, например, в школе или университете. Мы не пытаемся умалить ценность и достоинства университетского образования. Для многих студенческая жизнь остается самой счастливой порой в жизни. Именно в этот период многие люди приобретают настоящих друзей, связи с которыми остаются нерушимыми на протяжении всей дальнейшей жизни. Да и в плане учебы ВУЗ может дать много полезного. Однако, теоретические знания, полученные в студенчестве, по факту малоприменимы на практике.
Обучение в институте предоставляет обширный объем знаний. Какие из них будут полезны, а какие нет – покажет время. Но, чтобы обучение было более эффективным, целесообразно подбирать материал под конкретного ученика, в точном соответствии с целями, которые он ставит перед собой на момент обучения.
Далее нами был проведён SWOT-анализ разработки онлайн-платформы по изучению иностранных языков (табл.2.2).
Таблица – SWOT-анализ разработки онлайн-платформы по изучению иностранных языков
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Возможные перспективы
Внедрение инноваций (использование современных технологических достижений в организации работы онлайн-платформы) |
Факторы риска
Появление новых серьёзных конкурентов в сфере обучения иностранным языкам. |
По результатам SWOT-анализа можно отметить, что сильные стороны проекта, а также перспективы его развития в значительной степени зависят от разработчиков; слабые стороны и факторы риска прежде всего связаны с объективными препятствиями, воздействие которых можно снизить.
Заключение
В первой главе данной работы автор подробно рассказал пользы от бизнес-моделей, приведя пример несколько известных бизнес-моделей. По данным приведенным в первой главе мы видим что крупные, мировые бренды работают тоже по бизнес моделям. Во второй части работы были выявлены особенности разработки онлайн-проекта, отличительные черты, разработка маркетинговой политики.
По результатам проведенного анализа внешней и внутренней среды компании можно выделить 3 основных тезиса, на которых будут базироваться дальнейшие рекомендации.
1. На рынке заметна тенденция в возрастании интереса к дистанционным платформам обучения.
2. Конкуренты используют преимущественно инструменты интернет- маркетинга.
3. В нынешних условиях рынка, потребитель сможет почувствовать отличие между языковыми школами только за счет наличия уникальной методики.
Список литературы
Основная литература
Рубин Ю.Б. Управление собственным бизнесом: учебник для высшей школы,-М.МФПУ «Университет», 2016, гл. 9, разделы 9.1-9.7.
Дополнительная литература
Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2013
Дебелак Д. Бизнес-модели Принципы создания процветающей организации М.: Издательский дом «Гребенников», 2010
Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора М.: Альпина Паблишер, 2013
Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник, 2-е изд.- М.: Дашков и К, 2017 — 300 с.
Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. С. 138 – 139
Минеева, Н.А. Особенности создания онлайн-платформы для изучения иностранного языка дистанционно // Язык. Культура. Коммуникация. 2019. № 22. С. 186-191.
Подвигина, А.Л. Возможности онлайн-курсов для дистанционного бучения иностранным языкам // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 201-204.
Рольгайзер, А.А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 32-33.