Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
Введение
Многие компании разрабатывают превосходную высокотехнологичную продукцию. Особенно в развитых странах деловой мир всегда умел изумлять своей способностью к инновациям. Но иногда некоторые компании, будь то на Востоке или на Западе, внезапно теряют конкурентное преимущество. Такие гиганты, как Agfa, AEG, American Airlines, Lehman Brothers, DEC, Grundig, Loewe, Nakamichi, Nixdorf Computer, Motorola, Nokia, Takefuji, Triumph и Kodak, в одно мгновение могут потерять свои позиции после многих десятков лет успешной работы. Один из причин этому является то, что этим компаниям не удалось приспособить свою бизнес-модель к изменившейся окружающей среде. Они почивают на лаврах. Однако пресловутая «дойная корова» из модели Boston Consulting Group, десятилетиями использовавшаяся компаниями как кредо и как обоснование принципа «выдаивания» прибылей из успешно функционирующего бизнеса, больше не является гарантией выживания. Сегодня долгосрочный конкурентный успех компании зависит от ее умения создавать инновационную бизнес-модель. Мало кому из европейских компаний это удалось – выдающимися примерами можно считать Nestlé и Hilti (Hilti – компания из Лихтенштейна, производящая оборудование и расходные материалы для строительства, – сумела в ряду других инноваций внедрить систему управления парком инструментов). Большинство компаний, которые могут служить образцом для подражания, находятся в Кремниевой долине, и на ум сразу приходят такие громкие названия, как Google, Apple, Amazon и Wal-Mart. И вот самый животрепещущий вопрос: каким образом компания может изменить правила игры? Как ей стать примером для подражания в своей сфере? И в этой курсовой работе мы попытаемся найти ответы на все вопросы и понять что такое бизнес-модель и какова ее роль в предпринимательстве.
Курсовая работа разбита на две главы. Первая дает общую понятию о бизнес-моделей и знакомит нас ключевыми элементами и принципами навигатора по бизнес-моделям. Предлагается общая схема, позволяющая понять концепцию проектирования бизнес-модели и подготовиться к мышлению в категориях бизнес-модели.. Еще в первой главе предлагается шаговые методы по созданию бизнес-моделей и структурные блоки, которых должна содержать каждая бизнес-модель при создании. Во второй главе общая характеристика компаний таких, как - Wal-Mart, Amazon и анализ какими путями они достигли таких высот и с помощью каких бмзнес-моделей им удалось это сделать.
Глава 1
1. Бизнес-моделирование и бизнес-модели
Важным инструментом управления собственным бизнесом, получившим широкое распространение на практике на рубеже 1990-2000-х гг., является бизнес-моделирование. Оно применяется во всех направлениях современного предпринимательства, им могут пользоваться фирмы любых размеров и организационно правовых форм. Бизнес-моделированием называется управление бизнесом на основе бизнес-моделей. По мнению Сергея Турко, главного редактора издательства «Альпина Паблишер», бизнес-модель - это то, что отличает нас от других, это наша уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами нашего успеха. Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа нашего конкурентного преимущества.
Одной из самых популярных бизнес-моделей, которая во многих предприятиях пользуется - это бизнес-модель «Бритва-лезвие». При использовании этой модели базовый продукт предлагается по низкой цене или вообще бесплатно. А дополнительные товары, необходимые покупателям, чтобы пользоваться базовым продуктом, продаются по очень высоким ценам, тем самым обеспечивая большую часть прибыли. Эта простая, но великолепная бизнес-логика описывает модель, известную также, как наживка и крючок. Центральная идея шаблона - войти в доверие к клиенту, опустив барьеры для покупки базового продукта. Деньги будут поступать после того, как клиент начнет приобретать дополнительные продукты.
«Бритва и лезвие» подразумевают, что перекрёстное финансирование осуществляется за счет аксессуаров. Данная бизнес-модель особенно привлекательна в тех случаях, когда аксессуары часто используются. Другими словам, компания продает не только базовые продукты, но также повышает потенциальную прибыль, ассоциируемую с будущими продажами дополняющих продуктов. Чтобы в полной мере задействовать этот потенциал, необходимо воздвигнуть барьеры для выхода, мешающие клиентам приобретать дополняющие продукты у конкурентов.
Одной из самых выдающийся компанией, которая эффективно использовала бизнес-модель «Бритва и лезвие» является Nespresso Nestle. В ее случае система включает комбинацию дешевых кофемашин и дорогих капсул. Появление в кофейной индустрии более 20 лет назад бизнес-модели «Бритва и лезвие» ознаменовало очевидный раскол с предшествующей отраслевой логикой. До того момента кофе воспринимался как обыкновенный массовый продукт, не имеющий перспектив для повышения цен или инноваций. Инновационное преобразование бизнес-модели Nespresso оказалось настолько успешным – за один только 2011 г. доход компании составил €2,9 млрд, – что с тех пор Nestle применяла «Бритву и лезвие» к другим продуктам: чаю (Nestle Special.T) и детскому питанию (BabyNes).
1.1. Эпоха создания инновационных бизнес-моделей
Если бы двадцать лет назад кто-то сказал вам, что покупатели будут получать кофемашину бесплатно и будут платить по 80$ за килограмм кофейных капсул Nespresso от Nestle и большинство нашего населения нашего мира станут добровольно выставлять подробности своей жизни на сайте, ежедневно посещаемом миллионами человек, как в случае с Инстаграм, вы бы, наверно, подумали, что у него с головой не все в порядке. А вы поверили бы в возможность бесплатных звонков в любую точку мира или авиаперелетов стоимостью всего несколько тысяч рублей? Процесс, давший толчок упомянутым неординарным явлениям, можно найти практически в любой сфере. Речь, конечно же, идет о таком факторе, как создание инновационных бизнес-моделей. Едва ли что-либо еще может так подорвать «бизнес по старинке», как инновационное преобразование бизнес-модели, и ни один другой вопрос не является столь часто темой передовиц в деловой прессе. Но чем именно обусловлена важность создания инновационных бизнес-моделей? Инновации всегда играли ключевую роль в стимулировании развития и конкурентоспособности в бизнесе. В прошлом для успеха было достаточно выдающихся технологических решений или появления необычного продукта. Как следствие, многие технологические компании с головой погрузились в «улучшательство», выпуская на рынок огромную массу продуктов с самыми передовыми функциональными характеристиками. Но в современных условиях уже нельзя ограничиться инновационным продуктом или процессом, поскольку усиливающееся конкурентное давление, непрерывная глобализация, появление огромного числа конкурентов на Востоке и превращение любых продуктов в товары широкого спроса – и это далеко не полный перечень движущих факторов – подрывают лидирующие позиции. Новые технологии, размытые границы отраслей, меняющиеся рынки, новые конкурентные игроки и изменение правил – все вместе это приводит к устареванию продуктов и процессов. Нравится нам это или нет, но в большинстве отраслей на смену старым приходят новые правила игры.
Эмпирические исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что в инновационной бизнес-модели заложен куда больший потенциал успеха, нежели в инновационном продукте или процессе. Исследование BCG показало, что за пятилетний период те, кто использует новаторскую бизнес-модель, получают на 6 % больше прибыли, чем те, кто ограничивается усовершенствованием продуктов или процессов. Аналогично, 14 из 25 наиболее новаторских компаний в мире используют инновационные бизнес-модели[1]. Данные выводы согласуются с исследованием, проведенным IBM в 2012 г. Оно показывает, что лидеры в той или иной сфере обновляют свою бизнес-модель в два раза чаще, чем отстающие компании. Более того, исследование, проведенное в 2013 г. BCG и Школой менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте, установило, что инновационная бизнес-модель – это ключ к инновациям, способствующим успешному устойчивому развитию. Более 60 % компаний, осуществивших подобные перемены, сообщали об увеличении прибыли.
Разумеется, качественные продукты и процессы сохраняют, как и прежде, большую значимость, но они не определяют будущего успеха или неудачи компании. Мы обеими ногами вступили в эпоху инновационных преобразований бизнес-моделей, когда судьба компаний все больше зависит от их умения применить соответствующую инновационную бизнес-модель и выделиться среди посредственных конкурентов.
По сути, многие известные истории успеха начинались именно с появления именно инновационной бизнес-модели, а не превосходного продукта.
- Amazon стал крупнейшим книжным интернет-магазином в мире, хотя ему не принадлежит ни один традиционный магазин.
- Apple является крупнейшим розничным продавцом музыки, хотя и не продает компакт-диски.
- За последние десять лет Pixar удостоилась 11 премий Американской киноакадемии, хотя ни в одном фильме этой киностудии не снимались живые актеры.
- Netflix вдохнула новую жизнь в видеопрокат, не владея ни одним физическим магазином.
- Skype – крупнейший телекоммуникационный провайдер в мире, невзирая на отсутствие сетевой инфраструктуры.
- Starbucks – крупнейшая в мире сеть кофеен, продающая обычный кофе по премиум-ценам.
1.2. Структурные блоки современных бизнес-моделей и шаблоны для генерирования новых идей для инновационных бизнес-моделей.
Про бизнес-моделей в последние годы написаны много статей, монографий и книг, в которых написаны разные методы разработки и даже создания инновационных бизнес-моделей на практике. Если следовать их рекомендациям, можно придумать весьма эффективных и новых путей управления предприятием.
1.2.1 Бизнес-модель А. Остервальдера и И. Пинье: девять структурны блоков
По мнению А. Остервальдера, автора ряда признанных работ по бизнес-моделям, бизнес-модели должны содержать девять структурных блоков (Рис 1.2.1.):
Блок 1. Потребительские сегменты. В этом структурном блоке определяется, какие группы людей и организаций предприятие рассчитывает привлекать и обслуживать. Клиенты – сердце любой бизнес-модели. Без них не может существовать ни одна компания. Чтобы лучше удовлетворять нужды клиентов, желательно разбить их на группы по потребителям, особенностям поведения или признакам. Когда компания решит каких потребительских сегментов будет обслуживать, можно строить бизнес-модель, опираясь на четкое понимание специфических нужд клиентов избранных сегментов.
Блок 2. Ценностные предложения. Блок включает описание товаров и услуг, которые представляют ценность для определенного потребительского сегмента.
Ценностные предложения – причина почему клиенты отдают предпочтения одной компании перед другой. Они решают проблемы клиентов или удовлетворяют их потребности Иными словами, ценностное предложение – это совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю.
Блок 3. Каналы сбыта. Этот блок описывает, как компании взаимодействуют с потребительскими сегментами и доносят до них свои ценностные предложения.
Каналы связи, распространения и продаж составляет систему взаимодействия компании с потребителями. Эти каналы – точки контакта потребителя с продавцом – выполняют ряд функций, в частности:
- Повышают степень осведомлённости потребителя о товарах и услугах компании
- Помогают оценить ценностные предложения компании
- Позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги
- Обеспечивают постпродажные обслуживание.
БЛОК 4. Взаимоотношения с клиентами. Как мы будем общаться с клиентами?
Можно предложить клиентам персональное обслуживание, самообслуживание, автоматизированную поддержку, организовать для них интернет-сообщества и пр. Например, на заре развития мобильной связи взаимоотношения операторов с клиентами строились на основе агрессивных стратегий привлечения, которые включали в том числе и предложения бесплатных телефонов. С насыщением рынка стратегия изменилась, и операторы сосредоточились на удержании клиентов и получении максимальной прибыли от каждого из них.
Рис. 1.3.1 Структурирование бизнес-модели по А. Остервальдеру и И. Пинье (А. Остервальдер, 2014)
Блок 5. Потоки поступления дохода. Блок потоков поступления дохода включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента (чтобы получить размер чистой прибыли, необходимо вычесть из доходов все издержки). Если клиенты – сердце любой бизнес-модели, то потоки доходов – ее артерии. Компания должна спросить себя: за что готовы платить потребители? Правильный ответ на этот вопрос позволит создать один или несколько потоков поступления доходов от каждого потребительского сегмента. Каждый поток может иметь свой механизм ценообразования: фиксированные или договорные цены, аукционные торги, цены, зависящие от рынка или объема продаж, контроль выручки
Блок 6. Ключевые ресурсы. В этом блоке описываются наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели.